Воспитатель с 30-летним стажем – о детях, родителях и своей работе. Людмила Орехова из Москвы в 2022 году удостоена Гран-при конкурса «Воспитатели России» в номинации «Верность профессии». В детском саду Людмила работает больше 30 лет, но не перестает удивляться вопросам, которые задают дети.
Есть люди, которые восхищаются маленькими детишками и очень умиляются им, но я к их числу не принадлежу. Мне просто нравится общение с детьми, открытое, искреннее, честное, их энергичность и задор. За детьми очень интересно наблюдать, ведь в детстве формируются привычки, проявляются первые черты характера, а еще дети быстро развиваются. Воспитатель – профессия видимого результата! Ты буквально наблюдаешь за тем, как ребенок меняется и использует завтра то, чему ты учил его вчера, да еще и придумывает что-то свое, обогащает твои знания своими фантазиями.
Есть еще один бонус: на какой другой работе я, взрослая женщина, могла бы рыть тоннели, ползая в снегу, возиться в песке и глине, кататься на качелях, петь и рисовать – и получать за это деньги? Моя работа дает мне возможность творчески реализовываться каждый день, экспериментировать и изобретать. Я всегда окружена командой единомышленников и благодарной публикой.
Я в профессии с очень раннего возраста – буквально с 16 лет. Теперь я понимаю, что это удивительное везение, наверное, призвание.
Я тогда жила в Краснодаре и после 8-го класса поступила на руководителя хора в музыкальное училище. Летом после первого курса я пришла в детский сад, чтобы у меня шел стаж. Пришла, а уйти уже не смогла, даже не заметила, как эти годы промелькнули, время рядом с детьми идет по другим законам. Позже я вышла замуж, и муж-офицер увез в Красноярск, затем в Москву. Менялись города, прибавлялись дипломы, а профессия оставалась прежней.
Сейчас мой стаж составляет уже 36 лет.
Думала ли я о смене работы? Конечно, множество раз, ведь я просто Людмила Анатольевна, а не сказочная Мэри Поппинс. Почему же я не ушла? Потому, что я не только Людмила Анатольевна, но и «Лутона», «ЛюбиМеняАнакольевна», «Любимая Анаколева». Дошкольный мир не отпускает так просто попавших в его сети, и детские объятия держат крепче любых силков. Даже те, кто уходит, возвращаются на свет детских глаз.
Но если что-то когда-то помешает мне остаться в саду, я могу работать со взрослыми, которые перенесли инсульт, поскольку успела получить два высших образования: дефектологическое и логопедическое. Оба этих образования помогли мне в воспитании собственной дочки, у которой были проблемы с речью, и в работе с детьми с ОВЗ, ЗПР, РАС. Уходить на пенсию я тоже пока не планирую. Решила, что подумаю об этом, когда детям станет скучно со мной, а мне – среди них. Пока что еще много разных идей и планов, много сил, а еще родители выпускников пишут, что у них растут младшие дети, и шутят, что на будущий год ко мне в группу уже собираются 20 человек.
На конкурсе «Воспитатели России» я представила авторскую методику многослойной лепки. Вообще, я всегда использовала лепку на занятиях с детьми и как-то раз предложила им слепить яблочки. Вот как бы мы, взрослые, это сделали? Скорее всего, взяли бы цельный кусок пластилина, красный или зеленый, и скатали шар. И я тоже собиралась так сделать, но в какой-то момент подумала, что было бы здорово попробовать вылепить яблоко изнутри – начать с косточки и мякоти, сделать плодоножку, а только потом кожуру. Мы попробовали, у нас получилось, ребятам понравилось. А потом мы очистили кожуру, нарезали яблочки на дольки, натерли на терке, испекли яблочный пирог, сварили компот и даже законсервировали его. Так что получилась двойная польза: поделка не пылилась в шкафу, с ней можно было продолжать играть, познавать с ее помощью мир.
Эта методика помогает детям обобщить имеющиеся у них знания и объяснить, как что устроено. Ведь слепить при желании можно все что угодно. Недавно, к примеру, мы с детьми лепили суши. Но, конечно, есть их не стали. Постепенно моя наработка усложнялась, приобретала методологическую базу, и сейчас ее используют многие коллеги. Также я выпустила в издательстве «Просвещение» две книги «Пластилиновые чудеса» про многослойную лепку фруктов и овощей, чтобы родители могли дома самостоятельно заниматься и играть с детьми по моей технологии.
Какими качествами должен обладать молодой воспитатель? Во-первых, природным любопытством. Дети – это активные любознательные существа, находящиеся в постоянном поиске и жажде эксперимента, которые задают множество вопросов, всем интересуются, всё хотят попробовать. Воспитатель, чтобы не подавить эту страсть к познанию, сам должен быть активным и увлекающимся человеком, который будет подавать пример малышам. Ведь чтобы объединить детей, привлечь их внимание, воспитателю достаточно сесть и заняться чем-то интересным. А если при этом еще сопровождать свое занятие негромким пением или эмоциональными комментариями о выполняемых действиях, ребята, как светлячки, за считаные минуты соберутся вокруг и захотят принять участие в деле.
Второе важное качество – открытость. Дети очень тонко чувствуют любую фальшь, поэтому завоевать их доверие может только человек с открытым сердцем, который не будет хитрить, лукавить, манипулировать, а прямо будет говорить о своих чувствах и искренне поддерживать ребенка. В общении с детьми очень важны доброжелательность и умение быть смешным, уязвимым, живым.
А еще дети любят всё красивое, выражение «встречают по одежке» очень актуально для воспитателей. Детям важно, как вы одеты, причесаны, какие на вас украшения, вкусно ли вы пахнете. На мой взгляд, очень важно, чтобы дети хотели находиться рядом с воспитателем, чтобы им был приятен визуальный, тактильный контакт. Нам важно нравиться малышам.
Сложности с детьми порой возникают даже у опытных воспитателей. Но есть несколько простых правил, которые помогают мне избегать и не допускать многих конфликтов. Относитесь к ребенку как к самому лучшему. Даже если ребенок вас не слушает, шалит – словом, нервирует, – взращивайте в себе любовь к нему. Представьте, что он самый лучший на свете, самый замечательный, умный, удивительный, самый любимый ребенок. Как только вы начнете от всего сердца любить ребенка, с которым отношения не складывались, вы заметите, что между вами произойдет потепление, и через какое-то время вам станет друг с другом легче и приятнее.
Подумайте, как вы можете помочь ребенку. Плохое поведение – чаще всего ответная реакция на какую-то ситуацию в семье или в коллективе. Когда ребенок чем-то расстроен, я обычно предлагаю ему подойти, обняться, погреться от меня и зарядиться хорошим настроением. Можно слегка потереть ладошки и ушки друг другу, улыбнуться «на 2 или 3 конфеты», чтобы передать энергию, «электрический заряд». Если же вы видите, что в группе назревает конфликт или начинается травля, важно поговорить с детьми и провести объединяющие игры, занятия, публично выразить свою симпатию к обижаемому. Если разлад в семье, стоит пообщаться с родителями и объяснить, как происходящее отражается на ребенке.
Направьте энергию детей в продуктивное русло. Несколько лет назад в моей группе оказался гиперактивный мальчуган, который носился по саду, круша и снося всё на своем пути. Мы, воспитатели, делали с ним специальные упражнения, собирали мозаику, мастерили поделки из природного материала и даже передружили всех его родственников с обеих сторон, чтобы они проводили больше времени с ребенком. Ведь чем больше у ребенка любящих взрослых, тем лучше! В итоге в начальной школе он стал чемпионом России по бисероплетению, хотя никто и представить не мог, что ему хватит внимания и концентрации на подобную деятельность. Также у меня были дети, которые поначалу были очень пугливыми и тихими, а потом с удовольствием выступали на сцене. Вообще, мой педагогический и жизненный опыт показал, что никогда не нужно считать себя истиной в последней инстанции и «читать по лицам», какая судьба кому уготована. Жизнь полна сюрпризов!
Будьте заодно с родителями. Все люди разные, среди родителей порой встречаются сложные люди, но воспитателю важно понимать, что эти люди доверяют ему самое ценное, что у них есть. Естественно, родители тревожатся, и из-за этого могут выдвигать странные требования, высказывать претензии.
Зачастую это говорит больше об их беспокойстве и любви к ребенку, нежели о профессиональных качествах воспитателя. Просто не забывайте сами и расскажите родителям воспитанников, что вы все в одной лодке и заинтересованы в наилучшем результате. Нужно стараться искать общий язык и вместе, сообща решать проблемы. Как я уже говорила, что бывает, что силами воспитателя ради развития ребенка объединяется вся семья, которая до этого была разобщена. Я убеждена, что уважение и понимание растапливают даже самые холодные сердца.
Я веду детей от самого начала и до самого конца, то есть на четыре года я их двоюродная мама, или уже бабушка, почти родственник. Для меня каждый ребенок – это река, а родители и воспитатели – ее берега. Пока поток течет в наших берегах, мы можем его направлять и подпитывать. Потом он неизбежно устремится дальше, и от нас зависит, что он возьмет с собой в жизнь.
Записала Екатерина ИОСИФОВА