Моя работа над образом мавзолея Ленина сложилась из трех периодов. Первый период связывается с январскими днями 1924 года, когда скорбная весть о кончине великого гения человечества повергла в траур каждый советский дом, мучительной болью заставляла сжиматься сердца граждан нашей страны.
Сам Щусев рассказывал так: «Около 12 часов ночи я был срочно вызван в Колонный зал Дома Советов. Несмотря на поздний час, непрерывной волной стекались потрясенные, взволнованные массы к гробу великого человека, величайшего друга трудящихся. В комнате, куда меня привели, находились члены правительства и комиссии по похоронам В.И. Ленина. От имени правительства мне было дано задание немедленно приступить к проектированию и сооружению временного мавзолея. Я имел время только для того, чтобы захватить необходимые инструменты из мастерской, а затем должен был направиться в помещение, предоставленное мне для работы. Уже наутро необходимо было начать разработку трибун, закладку фундамента и склепа мавзолея. Прежде чем приступить к эскизу мавзолея, я пригласил для совещания по поводу архитектурных его принципов своих друзей-архитекторов. На совещании я высказал свои соображения о том, что силуэт должен быть не высотным, а иметь ступенчатую форму. Надпись на мавзолее я предложил простую – одно слово. Это слово – ЛЕНИН. Все сооружение должно быть сделано из дерева и обшито досками. К четырем часам утра эскизный набросок мавзолея был готов, я наскоро поставил размеры и вызвал техников для подсчета деревянных конструкций…
Ранним утром мною на Красной площади была произведена разбивка плана сооружения, вбиты колышки, ограждавшие место постройки, и раздались первые взрывы мерзлой земли. Скованная 25-градусными морозами земля не поддавалась лопатам и ломам, и для рытья котлована пришлось взрывать ее с помощью команды подрывников. Взрывные работы заняли почти сутки; только после этого землекопы смогли приступить к рытью котлована.
Тем временем отдел сооружений Московского управления коммунального хозяйства завозил на Красную площадь деревянные брусья и доски, и плотники занимались подготовкой каркаса. Строители время от времени отогревались в специальных палатках военного типа, где были установлены печи…
Планировка Мавзолея была мною рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий беспрерывный пропуск значительных масс народа без сутолоки и пробки. В Мавзолее должны были быть две двери – одна входная, другая выходная. Входя, народ должен был спускаться по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом Владимира Ильича, и, обходя его кругом, подниматься по такой же лестнице, ведущей к выходной двери. Для утепления Мавзолея было принято решение выстлать пол, стены и потолок центрального зала двойными досками со слоем чистых опилок между ними. Лестницы оставались холодными. Зал должен был быть декорирован материей по рисункам художника Нивинского.
Вся работа по сооружению Мавзолея продолжалась около трех дней; строители удалились с Красной площади в момент, когда уже на нее вступали войска, участвовавшие в похоронах великого вождя».
Это было в воскресенье 27 января 1924 года. Именно в этот день первый временный мавзолей Ленина принял своих первых посетителей.
Место у Кремлевской стены напротив Сенатской башни, на котором сооружен мавзолей, было выбрано далеко не случайно. 10 (23) ноября 1917 года в братских могилах у Кремлевской стены, в том числе и у Сенатской башни, были захоронены те, кто погиб, сражаясь за новую власть в ходе уличных боев и штурма Кремля. А через год – 7 ноября 1918 года Свердлов и Ленин открыли на Сенатской башне мемориальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов».
Перед башней была сооружена трибуна, на которой, кстати, выступал и сам Ленин. 18 марта 1919 года за этой трибуной у Кремлевской стены был похоронен Свердлов, а 27 января 1924 года в собственном мавзолее на этом месте установили гроб с телом Ленина.
«Ленин умер, по дело его живет» – этот лозунг, провозглашенный партией после смерти Владимира Ильича, помог мне найти архитектурный образ мавзолея. Я создал композицию ступенчатого памятника-трибуны.
Чтобы охранить дерево от порчи атмосферными осадками, я решил покрыть его масляным лаком. Деревянные доски сшивались фигурными коваными железными гвоздями, которые придавали сооружению монументальный контур, так как шляпки гвоздей выступали на 10 сантиметров. В конце мая мавзолей был закончен и обнесен железной оградой, внутри которой были разбиты клумбы с цветами.
В этом мавзолее тело Владимира Ильича покоилось в течение пяти лет. Но в насыпном грунте, из которого состояла эта часть Красной площади, дерево стало подвергаться гниению, – и я получил новое поручение правительства – заменить деревянный мавзолей каменным.
За пять минувших лет образ стал известен во всех уголках земного шара, контуры его знают и любят даже маленькие дети. Поэтому правительством было решено не изменять архитектуры мавзолея, и мне точно было поручено воспроизвести его в камне. И новый каменный мавзолей практически повторил в плане своего деревянного предшественника. Однако потребовалась серьезная работа по изменению композиции, размеров и пропорций памятника. В длину по фасаду мавзолей теперь растянулся до 24 метров, а в высоту поднялся до 12-ти. Согласно правительственным директивам мавзолей должен был сооружаться исключительно из отечественных материалов. Красный гранит добывался в окрестностях Житомира, плита, венчающая сооружение, выполнена из карельского красного порфира, а поддерживающие ее колонны – из различных гранитных пород, привезенных из республик СССР.
Мавзолей рассчитан на многие века, и поэтому гранитные работы должны были производиться с особой тщательностью, гарантирующей от теплового расширения и от расхождения швов между кусками гранита. Монолит из черного лабрадора, на котором инкрустацией из красного порфира выгравирована надпись – ЛЕНИН, весит 60 тонн.
Согласно своему изначальному предназначению, мавзолей Ленина становился не только усыпальницей Вождя мирового пролетариата, но еще и всесоюзной, а может быть, и мировой трибуной. С этой трибуны лидеры строительства коммунизма могли обращаться ко всему прогрессивному человечеству. А также принимать военные парады. Для этой цели конструкция мавзолея нуждалась в дополнительном укреплении. Чтобы избежать сотрясения сооружения при прохождении во время парадов на Красной площади техники, котлован, в котором установлена железобетонная плита фундамента, а также железобетонный каркас мавзолея были засыпаны чистым песком. Абсолютного покоя требовало и бальзамированное тело Ленина: ничто не должно было нарушать работу точных приборов, следивших за контролем температуры и вентиляцией здания.
….Подъем, который я испытал на этой работе, является самым сильным творческим переживанием за всю мою жизнь. Построить такое монументальное сооружение за 14 месяцев, постоянно сотрудничать с крупнейшими специалистами, обдумывая каждую деталь – для меня это поистине прекрасная эпопея моей архитектурной жизни…
Сооружение гранитного мавзолея было завершено в октябре 1930 года. Я получил звание «Заслуженный архитектор СССР». В дальнейшем мавзолей постигли лишь незначительные переделки, в 1945 году кроме двух боковых трибун была устроена еще одна – главная трибуна на пирамидальной части мавзолея …
Мавзолей служил и служит главной архитектурной доминантой Красной площади, и облик ее без него несостоятелен. Сравнительно небольшое по объему, но точно рассчитанное по пропорциям архитектурное сооружение держит на себе и организует гигантское окружающее пространство. А это пространство – главная площадь страны».