Наблюдения и прочтения
Не один год мы наблюдали, что делается на Украине, как героически сражается Донбасс, как накачивают оружием бандитский режим неисчислимым летальным оружием, и наконец-то родили СВО. На помощь защитникам Донбасса пришли мужественные, честные, справедливые, поистине героические и патриотические воины – и дают отпор неиссякаемым полчищам одурманенных украинцев и нескончаемым колоннам западной техники. Глубинный народ России полностью поддерживает своих воинов и молится за них.
Но вот что странно! 38 государств участвовало в войне 1914–1918 гг., и она называлась Первый мировой. Около пятидесяти стран так или иначе помогают ныне Украине оружием и головорезами, и это называют спецоперацией. Возможно, дипломатическая уловка? Но если подумать, то ничего странного нет. Если назвать войной, то надо прекратить торговать с врагами и закрывать границы. Это невыгодно олигархам и коррумпированным чиновникам, которые, как известно, и наживаются на войне.
В городе ум – в деревне мудрость. Ум, в погоне за западного разлива потреблением, с помощью Болонской системы растеряли. Хорош домами город, да плох головами. Мудрости лишились, разгромив деревню. Остался пшик. М.Е. Салтыков-Щедрин, характеризуя новый исторический период (а у нас именно такой), говаривал: «Бывают эпохи, когда общество, гонимое паникой, отвращается от знания и ищет спасения в невежестве». Вспомните, в какие Вассарионы, Чары и Властелины впадали люди от отчаяния, и глупости. Да что говорить! Старые умники вымерли, а новые не народились.
Управляют всё по-новом, да по-новому, а когда же будет по-доброму? Теперь каждый чиновник имеет свой сайт, даже губернатор. Ему пишут особенно много. О чем это говорит? Значит вся нисходящая вертикаль ничего не делает. Знаменитый ученый-юрист А.Д. Градовский так описал эту ситуацию: «В руках губернской администрации власть без компетенции, в руках земских учреждений компетенция без власти». Да сейчас и губернаторы ничего не решают, поскольку без казны и волость не стоит, не вытянешься в струнку, не получишь и денег. Правды нигде не сыщешь. Была правда когда-то, да извелась. Ни в какие кол-центры, МФЦ, собесы, пенсионные фонды, и тем более начальству, не дозвонишься, а физического присутствия клиентов они не терпят. Потому что придется применять чиновничье правило: выбирать по всякому делу одно из трех «от» – отмолчаться, отослать, отказать! Хотя, при желании, много можно сделать для сохранения психического здоровья населения. В.В. Розанов: «В энтузиазме: «Если бросить бомбу в русский климат, то, конечно, он станет как на южном берегу Крыма! Городовой: «Полноте барышня, климат не переменится, пока не прикажет начальство».
А вот сегодня и в самом деле смогли бы изменить климат начальники, если бы перестали строить города-монстры и беспощадно вырубать и продавать леса! Нет, недотягивает нынешнее начальство до прошлых времен. Плохо учились, всё делали карьеру, книжек не читали. Им неведомо, что А.С. Пушкин знал, «как государство богатеет и почему не надо золота ему, когда простой продукт имеет». Даже «Бородино» М.Ю. Лермонтова, у которого ворчали старики: «Не могут разве командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» Ни Ф.М. Достоевского, удивлявшегося: «Прежде хоть что-нибудь признавалось кроме денег, так что человек и без денег, но с другими качествами мог рассчитывать хоть на какое-нибудь уважение; ну, а теперь – ни-ни».
В выступлениях правительственных чиновников все время звучит старая-старая песня: нет денег, казна пуста. Как так? Интернет сообщает, что выручили от продажи хлеба 8 триллионов рублей! А вице-премьерша В. Абрамченко гордо сообщает: выделим на поддержку сельского хозяйства 10 миллиардов! А где 8 триллионов? Отправлены в офшоры и вложили в чужие экономики? Хлеб оказался у нас лишний, прямо некуда девать, готовы отдать беднейшим странам даром! Почему даром? За все надо платить. Африканцы хорошо к нам относятся не от вашего высокомерного даром, а потому, что помнят Советский Союз, который относился уважительно к африканским народам, помогая кадрами, строительством, геологоразведкой. Африка богата своими недрами, им было бы чем заплатить, если помогать им избавляться от тех, кто столетиями их грабил, а иначе 18 миллионов хлеба их все равно не спасут.
Хлеба излишек не бывает. Он возникает от беспрецедентной, безжалостной эксплуатации собственниками земли, отданной за бесценок в частные руки. И главное дело – получить прибыль сегодня. Еще год-два, и можем распрощаться с черноземами. А восстанавливать землю нужно десятилетиями. Гений нашей литературы, философ (все великие русские писатели были философами, в чем и отличие отечественной литературы) Л.Н. Толстой, граф, собственник (для тех, кто не знает), писал: «Земля, как воздух и солнце, достояние всех и не может быть предметом собственности». В Советском Союзе его желание было исполнено: так же, как и недра – всенародное достояние. Об этом с думской трибуны постоянно говорят коммунисты! А Васька слушает да ест. Партия власти – партия буржуазии и приспособленцев, называющих себя патриотами, пропускают требования коммунистов мимо ушей. Освоив великолепно только искусство обмана, они кормят народ обещаниями, угрозами повышения пенсий на 200 рублей, и наши доверчивые люди внемлют этим посулам. Не по словам их судите, а по делам!
Д.И. Менделеев утверждал: «Если обязательно и расчетливо сохранять плодородие полей, лугов, то не менее важно сохранять и леса». Нет-нет! – считают нынешние властители страны, твердо стоят на своём: всё на продажу!
К.А. Тимирязев (может быть, кто и слышал эту фамилию), учёный с мировым именем, утверждал: «Не поле родит, а навоз. Культура поля всегда шла рука об руку с культурой человека». Какая культура? Какой навоз? Вырезано стадо коров, от 56 млн голов, осталось 7. Нет стада – нет золота для полей – навоза. Гордиться 70-центнеровым урожаем, выращенным только на минеральных удобрениях, – преступно. О сохранении пахотных земель писали, беспокоились великие подвижники земли Русской: В. Докучаев, А. Прянишников, Р. Вильям, А. Болотов, А. Энгельгардт и многие другие, настоящие патриоты. Не будет пахатника, не станет и бархатника.
В Нечерноземье, где на бедных, но веками бережно возделываемых почвах получали в советское время вполне хорошие урожаи до 30 центнеров, сегодня эти земли распродают! В частности, в Нижегородской области уже скупают паи, доставшиеся колхозникам от порушенных их хозяйств. 20 тыс. рублей за 3,5 гектара пахотной земли! Раздумаешь умом, так волосы дыбом! Уничтожается не только пахотная земля, но и налаженные более-менее на арендованных землях сельхозпредприятия. Люди, еще оставшиеся в деревнях, теряют работу, а вполне приличная и даже ухоженная деревня прекращает свое существование.
Обсуждалась ли в Законодательных собраниях нечерноземных областей эта вопиющая ситуация, а скорее преступление? Было же какое-то решение или закон принимали, что сельскохозяйственные земли должны оставаться таковыми. Но «кто законы пишет, тот их и ломает. Что мне законы, коли судьи знакомы. Что такое закон? – писал В.И. Ленин. – Выражение воли господствующего класса, это мера политическая. Закон – есть политика».
Продают землю крестьяне, для них и 20 тыс. – деньги. Нужда закона не знает. Про нужду закон не написан.
Наши правители нашли удачное решение всех проблем, тем более имея в распоряжении уже изнуренный тридцатилетним издевательством народ. Это волшебное слово «комфорт», второе главное в нашей действительности после слова «амбиция». В. Даль так определяет: уютство, приволье, холя, удобство, избыток. Наверху было сказано: даже начав СВО, мы ни в коем случае не должны поступаться комфортом! Это священно! Как в фантастическом рассказе – вынул изо рта ложку с кашкой – и, бац тебе, восстание! Поэтому надо держать народ в полудреме, полусне, уютстве. Никакого отказа в удобстве в любой сфере! Хочешь поехать на Гавайи – езжай, хочешь поваляться на пляже в Анталии – милости просим. Хочешь триста сортов сыра – нате вам. Не пускают на горнолыжный курорт в Австрию – мы вам Манжерок отгрохали, хотите в Питер за три часа доехать – скатертью дорога готова. Особенно это заметно в Москве, которая по нашим бедам не плачет. Зато москвичи вот-вот будут усаживаться в комфортные кресла прямо у подъездов. А может быть, сделать бегущую дорожку от дома до «легендарного» ресторана? Холят, лелеют москвичей, и зарплаты там другие, и развлечений в избытке. Зато на выборах любого уровня они проголосуют «правильно» т.е. так, как надо властям. Съезжаются в Москву молодые люди в надежде заработать и купить себе квартиру за миллионы… и попасть в рабство до конца жизни. Так же и с навязанными кредитами. Телевидение поможет, если его кто-то еще смотрит. На экране жратва, безделушки, кредиты, что самое опасное – кредитки для детей, притом от банков, сбежавших в офшоры. В перерывах рекламы можно посмотреть кусочек старого фильма. Реклама зашкаливает, в особенности на «Звезде» (НТВ – вне конкуренции), кажется, государственный канал, да и передачи есть хорошие, но как мы низко пали в погоне за мани-мани… Ведущие собственных проектов высокомерные, кичливые, чванливые, неуважительны к своим гостям, кроме разве В. Никонова, поучают, перебивают, назидают, учат, рассказывая о том, как «там» – плохо, как здесь – хорошо. Это хорошо получается у Е. Попова – депутата Госдумы, полутайного либерала. В одной из передач он как-то тут обрушился на участника (к сожалению, не успела прочитать его фамилию) за то, что он выступил против ввоза людей из Африки. Видите ли, у нас не хватает рабочих рук! Да у нас мужчины после 50-ти не могут найти работу, хотя до пенсии далеко. Да верните сотни тысяч айтишников, что уехали работать в соседние «дружественные» страны, например в Армению, чтобы работать на иностранные офшоры! Зачем создавать неудобства южанам-африканцам в нашем климате? Известно, где кто родится, там и годится. А вот с родительской земли умри, но не сходи. Или завидует Е. Попов проблемам Европы с мигрантами? Хотите, чтобы и у нас так было?
Неуютно жить стало в России. Как на юру: продуваемая всеми ветрами, с бесконечными форумами, симпозиумами, фестивалями, спартакиадами, праздничными концертами, с открытыми границами, безвизовыми поездками туда и обратно. Уезжают все, и кто хотят приезжают. А ведь некоторых нельзя и выпускать за преступную деятельность, например А. Чубайса – главного приватизатора, очень нелюбящего Ф.М. Достоевского, который еще в XIX веке сказал о таких, как Чубайс: «Есть личности… они как будто и родились с тем условием, чтобы ничего не начинать самим, и только прислуживать, жить не по своей воле, плясать по чужой дудке. Их назначение – исполнять одно чужое». Чубайс нутром чувствовал неприятие Достоевского к себе, потому и не любил его. Еще бы! Достоевский далее пишет о Чубайсе: «Он находил какое-то удовольствие в своей наглости, в этом нахальстве, в этом цинизме, с которым он срывал, наконец, передо мной свою маску, даже не удостаивая постыдиться, выставляясь в таком нравственном цинизме». Чубайс полностью выполнил свою миссию и спокойно отправился домой, к своим хозяевам. А должен был сидеть в тюрьме!
Как будто забыли, что идет война, никакой сосредоточенности, порядка, не в вводится комендантский час, кипит ночная жизнь. Это сколько же бездельников не работает днем, если у них есть силы резвиться ночью? В таких условиях немудрено лазутчикам и сторонникам укрофашистов добираться до самых дальних уголков страны.
Нет защиты от поборов, нет защиты от мошенников, нет защиты от бюрократов. Психологическое здоровье народа подорвано: безнадежностью, безденежностью, беспросветностью, безграмотностью. Всюду беспорядочная лихорадочная деятельность. И негде искать правду. Автоматизированное общество спряталось в свои каменные «комфортные» узилища. Многие даже звонки с дверей поснимали.
Прошло то время, когда решали всем миром, коллективом. Все уничтожено индивидуальным комфортом: Моя хата с краю, я ничего не знаю. Оставьте меня в покое. Когда погибает общество, тогда исчезает и государство.
Беды человеческие научают мудрости, а богатство и безделье – тупости.
«Да будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже сама цивилизация, если для сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу». Ф.М. Достоевский.
«Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечные, благороднее?» Ю.В. Бондарев.
А нашим доблестным защитникам из глубины веков послание народной мудрости:
С родительской земли умри не сходи.
Крепка рать воеводою.
Что с бою взято, то свято.
Воин врагов побивает, а трус корысть подбирает.
Москва – царство, а наша деревня – рай.
Смелость города берет.
Отвага – половина спасения.
Смелый приступ не хуже победы.
Стоянием города не возьмешь.
Бой отвагу любит.
Наши в поле не робеют.
Иди вперед – лучше страх не берет.
В завершении размышлений – стихи инкогнито для тех, кто не читает интернет:
Перебирая документы
В архивах памяти моей,
Я вижу лучшие фрагменты
И замечательных людей.
И будто годы – не помеха,
Но я давно не видел их,
Кто потерялся, кто уехал,
Кого-то вовсе нет в живых.
Мы собирались в тесных кухнях
Хрущевских маленьких квартир,
Жгли свечи, если свет потухнет,
И изменить мечтали мир.
В окно открытое курили,
Ругались часто сгоряча
И ненавязчиво шутили
Про «дорогого Ильича».
Мы под гитару пели песни,
Мешали водку и портвейн,
И жить нам было интересней,
Мы были лучше и добрей.
Да и страна была другая…
И вдруг я понял, черт возьми,
Что были мы, того не зная,
Тогда свободными людьми.
Свободными от интернета,
От СМИ, от банков, от реклам,
От их навязчивых советов
Купить у них ненужный хлам.
Нам не навязывали веру
Конфессий разных голоса,
И не кривлялась под фанеру
С экранов пошлая попса.
Пусть не хватало ананасов,
Омаров, устриц и сыров,
Но колбаса была из мяса,
А молоко – из-под коров.
И жить нам было веселее,
И все нам было по плечу…
А может, это я старею
И из-за этого ворчу?
А может, я и в самом деле
Живу в каком-то странном сне,
Но почему-то я уверен,
Что дело вовсе не во мне.
Мы стали слишком равнодушны,
Замкнувшись в каменных домах.
Мы потребительски послушны,
Забыв о собственных мечтах.
Мы поселились в интернете,
И там инкогнито живем,
А если вдруг случайно встретим
Друзей, – в лицо не узнаем.
И все быстрей проходят годы,
Кто растолстел, кто облысел,
Нам не хватает той свободы,
Что каждый некогда имел.
Нам не хватает тесных кухонь,
Где так умели мы дружить,
Теперь набить важнее брюхо
Или айфон себе купить.
Нам всем приходится меняться,
И мы себя не узнаем,
Мы научились притворяться,
Что мы по-прежнему живем…
А. КУТЫРЁВА,
кандидат философских наук,
лауреат премии «Слово к народу»