Биография Альфреда Нобеля, которому 21 октября 2023 года исполняется 190 лет, столь же удивительна и уникальна, как и оставленное им наследие. Альфред Нобель родился в Стокгольме 21 октября 1833 года в семье Эммануэля Нобеля, изобретателя и инженера. Интерес к химии, изобретательству и взрывчатым веществам Альфред перенял от отца. Эммануэль Нобель в 1837 году переехал в Санкт-Петербург, где достиг успеха как производитель станков и взрывчатых веществ. В то же время он, как и позднее его сын, тоже был успешным изобретателем – например, именно он изобрел фанеру – ведь многие совершенно привычные и кажущиеся нам простыми вещи были когда-то плодом чьего-то, порой гениального, открытия или изобретения.
Впоследствии большая часть жизни Альфреда Нобеля была связана с Россией, и он свободно разговаривал на русском языке, как еще и на английском, французском и немецком. Нобель учился в России, Европе и США, побывал во множестве стран, приобрел широкий кругозор и жизненный опыт. В общей сложности Нобель получил 355 патентов на свои изобретения, среди которых самым известным, вероятно, являются динамит и детонатор. Отмечу, что сфера применения динамита, как и других изобретений Нобеля, далеко не ограничивалась военными технологиями. Тот же динамит активно применялся в горнорудной промышленности или при прокладке дорог.
Основной капитал Альфред Нобель создал на военных заказах и разработке нефтяных месторождений в Баку. Бизнес развивался настолько успешно, что в конце концов Нобель стал задумываться о том, какую память оставит потомках, как его будут оценивать. Вероятно, к решительным действиям в этом направлении его подтолкнул курьезный и печальный случай – в 1888 году в газетах был опубликован некролог по нему, поскольку газетчики спутали его с умершим братом, Людвигом Нобелем.
Многие некрологи были выдержаны в совершенно не печальных тонах, напротив! Говорилось, что мир избавился от «динамитного короля» и «миллионера на крови». А один из некрологов назывался: «Торговец смертью мертв. Доктор Альфред Нобель, который разбогател, найдя способы убить больше людей быстрее, чем когда-либо прежде, вчера умер». Эти некрологи произвели на Нобеля самое угнетающее впечатление, при том, что сам он, как это ни удивительно, был по своим взглядам пацифистом и мечтал изобрести оружие, которое положит конец войнам.
«Война – это ужас из ужасов, это самое страшное преступление. Мне бы хотелось изобрести вещество или машину такой разрушительной силы, чтобы всякая война вообще стала бы невозможной… Возможно, мои заводы положат конец войне раньше, чем ваши конгрессы: в тот день, когда два армейских корпуса смогут взаимно уничтожить друг друга за секунду, все цивилизованные нации наверняка в ужасе отшатнутся и распустят свои войска». И Альфред Нобель оказался абсолютно прав, опередив свое время почти на столетие. Изобретение ядерного оружия, особенно после получения ядерного паритета Советским Союзом, положило конец крупным войнам и сделало третью мировую войну, которая теоретически должна была последовать за первыми двумя и стать еще более разрушительной, очень маловероятной. Даже сейчас, когда США и Запад переживают крайне болезненное для них крушение их гегемонии, ядерное оружие остается надежным сдерживающим фактором и не позволяет Западу превратить весь мир за их границами в большой сектор Газа.
Альфред Нобель, как и многие выдающиеся изобретатели и ученые, на мой взгляд, совершенно обоснованно не чувствовал ответственности за свои открытия и изобретения, так как он ставил для себя задачу совершить благо для человечества, а уже конкретные люди могут превратить во зло практически любое изобретение, любое достижение прогресса. Мы это наглядно видим на примере цифровизации, которая сделала возможным потрясающий скачок человеческой цивилизации, превратив при этом человеческую жизнь в ад, когда любому ребенку, имеющему смартфон, доступна вся мерзость, до которой только додумались люди, а жизнь совершенно обычного человека стала подвергаться такому тотальному контролю во всех сферах, какой и не снился авторам самых смелых антиутопий прошлого. Более того, стремительное развитие технологий, авторы которых хотели облегчить нам жизнь, поместили в антиутопию уже наше поколение, не говоря о наших детях.
Увы, примерно такая же участь постигла и самый главный дар Нобеля человечеству – Нобелевскую премию, но об этом чуть ниже.
Итак, Нобель, ужаснувшись радостному тону некрологов по себе, решил срочно что-то предпринять. А поскольку состояние его уже тогда было огромным, на него работало около сотни заводов в 20 странах, он решил, что оно должно работать на будущее всего человечества. В своем завещании он написал: «Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, обдумав и решив, настоящим объявляю мое завещание по поводу имущества, нажитого мною… Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес наибольшую пользу человечеству.
Указанные проценты следует разделить на пять равных частей, которые предназначаются: первая часть тому, кто сделал наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая – в области химии, третья – в области физиологии или медицины, четвертая – создавшему наиболее значительное литературное произведение, отражающее человеческие идеалы, пятая – тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности…
Мое особое желание заключается в том, чтобы на присуждение премий не влияла национальность кандидата, чтобы премию получали наиболее достойные».
В 2023 году размер Нобелевской премии составил 11 миллионов шведских крон, или около 1 миллиона долларов США.
На мой взгляд, длительное время идея Нобеля работала блестяще, способствуя техническому и нравственному прогрессу, хотя, разумеется, не без ангажированности и перекосов. Так, количество премий, присужденных представителям США, составило 411, а представителям СССР и позже Российской Федерации – всего лишь 30, хотя по развитию науки, и особенно фундаментальной науки, пропорция должна быть обратной. Отчасти это объясняется имевшейся с самого начала ангажированностью и политизированностью Нобелевского комитета, которая с годами стала просто вопиющей, а отчасти тем, что присуждавшиеся в СССР Ленинская и Государственная премии, хотя формально по сумме и были заметно меньше Нобелевской, однако по почету и реальным материальным благам были с ней вполне сопоставимы.
Нобелевский комитет, будучи по своей сути и по составу абсолютно буржуазной и прозападной структурой, тем не менее, в XX веке прошел ту же эволюцию, что и большинство организаций в мире. В начале XX века запрос на социальную справедливость был необычайно велик, Великая Октябрьская революция перевернула весь мир и заставила, по крайней мере внешне, уважать людей труда во всем мире. А стремительное развитие СССР и его Победа в Великой Отечественной войне вознесли авторитет нашей страны на небывалую высоту. Поэтому лауреатами Нобелевской премии становились как наши великие ученые, чьи открытия Нобелевский комитет, при всей своей врожденной политической близорукости, не мог не замечать, так и великие деятели культуры левых взглядов – Михаил Шолохов, немец Герман Гессе, французы Жан-Поль Сартр, Андре Жид, Ромен Роллан, Альбер Камю и другие. Увы, думаю, ни у кого из перечисленных сейчас не было бы ни малейших шансов получить Нобелевскую премию. Кстати, Жан-Поль Сартр, известный своими весьма категоричными антикапиталистическими высказываниями, отказался от Нобелевской премии.
Впрочем, уже тогда Нобелевская премия по литературе и Нобелевская премия мира стали политическими инструментами для продвижения Западом своего влияния в социалистических странах. Лично я совершенно не понимаю, за какие такие великие достижения была присуждена в 1958 году Нобелевская премия Борису Пастернаку – думаю, просто чтобы добавить ему скандальности и противопоставить руководству СССР. В 1970 году премия была присуждена, на мой взгляд, абсолютно никчемному писателю Александру Солженицыну (я сейчас даже не обсуждаю его политические взгляды, заявления и правдивость или неправдивость его книг). На мой взгляд, читать его – сущее мучение, он, кроме всего прочего, скучнейший и неинтересный. Зато он был весьма пассионарный враг СССР. Хотя история вообще не без чувства юмора – закончил свои дни Александр Солженицын уже в постсоветской России, отстраненный практически от всех средств массовой информации, и незадолго до смерти сделал признание, что, по его мнению, в Советское время простые люди жили лучше, чем в пореформенной России. Согласитесь, это дорого стоило в устах человека, всю жизнь потратившего на борьбу с Советским Союзом.
В 1975 году Нобелевская премия мира была присуждена Андрею Сахарову, личности, на мой взгляд, крайне неприятной и, по моему мнению, полностью укладывающейся в нынешнее понятие «иноагент». А дальше, что называется, пошло-поехало. В 1987 году премия была присуждена Иосифу Бродскому. Почитайте его стихотворение «Набросок», найдите в интернете, не поленитесь. Дальше ничего и говорить об этом человеке не нужно.
После разрушения СССР Нобелевская премия, на мой взгляд, стала не просто активно деградировать, а превратилась в свою противоположность, стала просто инструментом по продвижению американского и западного влияния. Нобелевская премия превратилась в такое же оружие, как и динамит, и попала как раз в те самые неправильные руки. Думаю, вряд ли Альфред Нобель одобрил бы присуждение премии мира Михаилу Горбачеву. Трудно придумать человека, который бы сделал больше для разрушения не только исторической России-СССР, но и всей мировой системы, сложившейся по результатам Второй мировой войны. На Горбачеве, на мой взгляд, лежит вина за абсолютное большинство погибших в конфликтах по всему миру, начиная с 1985 года.
И уж точно Нобель пришел бы в ужас от присуждения Нобелевской премии мира – мира! – Бараку Обаме. И наверняка не понял бы, за что премию по литературе присудили Светлане Алексиевич – это после Ромена Роллана, Михаила Шолохова и Альбера Камю! И, на мой взгляд, жирной точкой в истории Нобелевской премии мира можно считать ее присуждение организации, специализирующейся на фальсификации истории нашей страны, – иностранному агенту, нежелательной в России организации, ликвидированной решением Верховного суда РФ, «Мемориал» и иностранному агенту Дмитрию Муратову. Что они сделали для дела мира?! На мой взгляд, ровно ничего и даже напротив.
Да, конечно, авторитет Нобелевской премии после всех этих, мягко говоря, спорных решений, сильно потускнел. Но это точно не вина Альфреда Нобеля, который явно хотел как лучше. Просто, как я уже сказал, с его Нобелевской премией отчасти случилось то же, что и с изобретенным им динамитом – попав в нечистые руки, даже лучшие изобретения могут причинять зло. Но мир стремительно меняется, и я считаю, что меняется к лучшему – и вновь, кстати, усилиями нашей страны. И я думаю, рано или поздно и Нобелевская премия окажется в гораздо более чистых руках, а завещание Альфреда Нобеля, чей 190-летний юбилей мы будем отмечать со всем уважением, будет выполнено на благо всего человечества.
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь, Московская обл.