Говорит вожак комсомольцев ДНР Сергей Захарченко.
Старший сын первого главы Донецкой Народной Республики Александра Владимировича Захарченко, Героя ДНР, погибшего от рук укронацистов 31 августа 2018-го, Сергей Захарченко стал первым секретарем комсомольской организации ДНР. Ему 25 лет, он полон сил и желания возродить Ленинский комсомол в своей республике.
В феврале этого года Сергей Александрович стал членом КПРФ, о чем рассказывала «Советская Россия». И сразу же молодой коммунист получил партийное задание – возглавить молодежное движение на своей малой родине, ставшей полноценным регионом России. Посты Успенка и Мариновка на бывшей границе между РФ и ДНР будут оставаться до конца войны, однако донбассовцы чувствуют себя гражданами России.
«Теперь Успенка и Мариновка – приметы всего лишь военного времени, а не разделенности народов, – говорит Сергей, – мы уже Россия, мы добились объединения, за это отдал жизнь мой отец».
В честь 105-й годовщины Ленинского комсомола ЛКСМ Сергей Захарченко и его коллега, первый секретарь Луганской Народной Республики Борис Лисицын, были приглашены в Москву на комсомольский съезд. Там же, на съезде, во время перерыва Сергей Александрович дал интервью «Советской России».
– Ваше впечатление от съезда?
– Я поглощен его работой. Мне все интересно. Услышанные выступления, напутствия Геннадия Андреевича Зюганова для меня важны, буду делиться впечатлениями со своими комсомольцами. Познакомился со многими ребятами из регионов. Договорились общаться, обмениваться опытом. В целом – зарядился оптимизмом. Это теперь моя жизнь.
– Мир еще не пришел в ДНР, а вы говорите, что ведете комсомольскую работу?
– Да. Уже, по мере возможностей, формируем первичные отделения. Появились небольшие ячейки в Горловке, в Макеевке, в Мариуполе. Самая большая комсомольская первичка образовалась в Мариуполе, около 26 человек. Ребята полны энтузиазма. В Мариуполе – мир, от фронта – 80 км, можно проводить массовые мероприятия, решать организационные моменты. В Донецке, Макеевке, Горловке такое невозможно, в этих городах мы занимаемся больше «гуманитаркой», помогаем военнослужащим, детям, мирным гражданам.
Некоторые гуманитарные проекты реализуем совместно с другими общественными организациями. Сейчас нам от Народного фронта должны привезти на 200 тыс. рублей электротехники – холодильники, телевизоры для людей, потерявших жилье, имущество в результате войны. Будем им дарить эту технику от лица «Народного фронта» и нашего комсомола.
– Как выглядит Мариуполь сегодня?
– Это быстро отстраивающийся город. Кажется, он строится быстрее, чем Москва. Знаете, как там? Вот одно здание стоит, разрушено, а второе рядом – реставрируется. И так – через здание. Разрушений, конечно, очень много, там шли тяжелые кровопролитные бои. Торговые центры стоят в основном разрушенные, их, скорее всего, не будут восстанавливать, построят новые…
Многие федеральные СМИ, в частности телеканалы, назвали Мариуполь вторым Сталинградом. Но, по правде говоря, у нас есть несколько городов, поменьше, конечно, Мариуполя, но они разрушены намного сильнее. Это Марьинка, Артемовск, населенные пункты на подступах к Авдеевке. И там продолжаются бои. На протяжении трех последних недель, не переставая, велся артиллерийский огонь на Авдеевском направлении, там весь горизонт был в огне. Сейчас под Авдеевкой некоторые наши комсомольцы находятся.
– КПРФ накануне 105-й годовщины Ленинского комсомола отправила очередной гуманитарный конвой в зону боевых действий – в помощь и военным, и гражданскому населению. Вы, комсомольцы, участвуете в распределении грузов?
– Да, участвуем. К сожалению, в этот раз я не успел к отправке конвоя из Москвы. Но приеду в Донецк как раз к прибытию конвоя, и будем совместно – комсомол, Компартия – распределять, развозить гуманитарную помощь по различным городам. Обязательно отвезем в Ясиноватую, в другие наиболее пострадавшие от войны города нашей республики.
– Вам как первому секретарю республиканской комсомольской организации после всех перипетий приходится, по сути, воссоздавать комсомольское движение. Что-то осталось в наследство от предыдущей комсомольской деятельности в ДНР?
– Почти все приходится заново восстанавливать. Когда началась специальная военная операция, многие комсомольцы ушли воевать, прежний состав распался. Сейчас формируем новый костяк донецкого комсомола. У нас в активе комсомолец из нового состава, Владислав Беликов. Он работает во внутренних войсках нашей республики, в ПВО. Стережет небо и выполняет наши задания.
В скорейшем времени будем уже в официальном статусе. Как только проведем организационную конференцию, откроем республиканское отделение ЛКСМ РФ.
– Настроение какое у ребят? Им же годы приходилось слышать столько негатива о советской власти, о Коммунистическом союзе молодежи, о Компартии. Столько вранья вылилось за последние 30 лет на молодежную организацию имени Ленина?
– Наша молодежь позитивно относится к комсомольской работе. В ДНР много левонастроенных ребят, особенно в Мариуполе. Там некоторые молодые люди еще до вступления в комсомол изучали труды Ленина и продолжают изучать классиков, хотят понимать суть общественных процессов. Они открыли политкружки, привлекают в них молодежь, оказавшуюся на распутье. В формате ВКС, удаленно, предоставляют возможность получить знания ребятам из других городов. Они уверены, что за коммунизмом будущее, что справедливость восторжествует.
И я утверждаю: ребята настроены положительно и оптимистично, несмотря на трудности.
– Как набираете в свои ряды сторонников? Из вузов, училищ, из школ?
– У нас до этого времени абсолютно все образовательные учреждения были закрыты, если где и проводилось обучение, то только в удаленном режиме, потому что война. Только в регионах, которые ближе к Ростовской области работают колледжи, школы… Так что мы искали сторонников на улицах, знакомились с молодежью на мероприятиях, которые удавалось проводить, в ходе гуманитарных миссий знакомились. В этом учебном году начали открываться некоторые школы, колледжи. Будем по ним ездить, общаться с ребятами. До этого у нас было много задач по выборам.
– Как комсомол ДНР участвовал в выборах?
– Выборы у нас были специфическими. Агитации проводилось немного. Мы вносили предложения по билбордам, раздавали газеты. Широкую агитацию проводить было невозможно из соображений безопасности. В Донецке, Ясиноватой, Горловке и других прифронтовых городах единый день голосования был растянут не на три дня, как в РФ, а на неделю, чтобы не скапливались люди на избирательных участках и не подвергались опасности при обстрелах. В прифронтовые районы члены избирательной комиссии приезжали с урнами для проведения выездного голосования.
– Как люди относились к левым, к коммунистам ДНР во главе с первым секретарем Борисом Алексеевичем Литвиновым?
– Коммунисты пользуются в ДНР авторитетом. Теперь и у нас КПРФ, республиканское отделение. А КПРФ наши люди помнят и знают с 2014 года. Это – единственная партия в России, которая сразу признала нас как республику, признала наш выбор, согласилась с нашим желанием быть свободными от киевского режима с его фашиствующей идеологией, поддержала нашу борьбу за свободу и независимость.
Компартия РФ – единственная партия, которая с 2014 года, с первого дня агрессии Киева против Донбасса, помогала нам гуманитарной помощью, везла в ДНР продукты, лекарства, средства гигиены, в том числе и комсомол России помогал нам гуманитарными миссиям.
Когда у нас ввели экономическую блокаду, Украина заблокировала Донецкую и Луганскую народные республики, с полок наших магазинов пропали продукты. И в это драматичное время именно Компартия Российской Федерации начала через границу с Россией привозить нам хлеб, муку, чтобы мы могли здесь хотя бы хлеб выпекать. Благодаря КПРФ нам удалось наладить производство хлеба, получать продукты, завозимые коммунистами. Это позволило нашему народу выстоять, выжить. Коммунисты во главе с Зюгановым прорвали блокаду, устроенную Киевом, и дали понять нацистскому режиму, что пока есть рядом Россия и Компартия, им не удастся задушить Донбасс. Люди у нас это помнят. И за республиканскими коммунистами идет народ. Несмотря на все политические перипетии, в наш парламент, Народный совет ДНР, прошли шесть коммунистов, в каждом городе республики вошли в местные парламенты коммунисты. А уже в 2026 году у нас, как во всех регионах России, будут проходить выборы в Госдуму. К тому времени закончится процесс интеграции новых регионов в состав РФ.
Какой сейчас расклад сил в Народном совете ДНР первого созыва?
– Его спикером избран ставший депутатом от «Единой России» командир батальона «Спарта» Артем Жога, отец погибшего Героя России Владимира Жоги. Сформировано четыре фракции – «Единая Россия», в ней 74 депутата, КПРФ – шесть депутатов, фракцию возглавил первый секретарь рескома КПРФ Борис Алексеевич Литвинов, одним из заместителей председателя Совета стал коммунист Николай Сытов. Есть фракции ЛДПР и «Новые люди».
Мы работаем в тесном взаимодействии с коммунистами, с Литвиновым.
– О фронтовой обстановке что скажете?
– На Авдеевском, Марьинском, Угледарском направлениях самая большая концентрация укреплений на территории ДНР. Наши танкисты знакомые, мы им помогаем продуктами, вещами первой необходимости, привезли однажды им за одну ходку 300 кг продуктов, так они рассказывали, как при штурме Мариуполя открывались им тайны подземных бункеров. Там целые города строились под землей. В Авдеевке такое же…
Наши ребята маленькими шажками, но отбивают территорию на Авдеевском направлении. Скоро Авдеевку окружат, дожмут…
Нацисты там восемь лет окапывались, они вросли в глубь земли. Вот большую часть ЛНР за первый же год освободили. В июле 2022 года, через полгода после начала СВО, уже начались бои за Лисичанск.
…Военные действия препятствуют нашей комсомольской работе. В прифронтовых городах нельзя проводить массовые мероприятия.
– В боях участвует и Красное Знамя?
– Бойцы верят в Красное Знамя Победы и чтут память своих родных, победивших в 1945-м германский фашизм. Мы постоянно на связи с нашими воюющими комсомольцами – Вадимом Попковым, Владиславом Беликовым.
– Сколько у вас в организации комсомольцев?
– Около 40 человек. Маленькая организация. Планов больших пока не строим, но, есть проекты, которыми будем заниматься. Сейчас договариваемся с одним молодым издательством из Москвы, они будут проводить у нас мастер-классы для диджеев, научат ребят управлять пультом диджеевским. Молодежи это интересно. На базе полка имени Сталина собираемся открыть военно-патриотический клуб. Есть идея провести совместные мероприятия с регионами по Южному федеральному округу.
– Есть комсомольцы, которые просятся на фронт?
– Да все… Только и успеваю их отговаривать. Но комсомол тоже ж кому-то надо поднимать, это как второй фронт, и на нем нужны победы, идеологические, а у нас большая нехватка кадров.
Начинаем формирование пионерских отрядов с тех регионов, которые сейчас не обстреливаются, и линия фронта от них далеко. Начнем с Мариуполя, со Снежного, с других тыловых городов… Хотя бывает, что и туда прилетают ракеты большой дальности. И до Мариуполя прилетают ракеты средней дальности, и в Снежное, и в Шахтерск, и в Харцизск прилетали… Будем ориентироваться на обстоятельства.
Хорошие шансы у нас по созданию отрядов из числа ребят, которые отдыхали в пионерском лагере, созданном КПРФ в Подмосковье.
Да, и в целом у нас молодежь настроена на левый путь. Это особый донбасский дух, он всегда был за социализм.
Беседовала Галина ПЛАТОВА