Временами накрапывает дождик, и в те минуты, когда небо чуть проясняется, люди достают сотовые телефоны и делают фотографии на память. Это Красная площадь, и здесь принято щелкать кнопкой затвора фотоаппарата, делать селфи либо вести любительскую сьемку камерой смартфона.
Для москвичей и гостей столицы с 5 по 7 ноября в честь 82-й годовщины парада 1941 года работает экспозиция, развернутая на Красной площади. Около 60 единиц боевой техники было представлено к всеобщему обозрению. Зенитные пушки, бронемобили, мотоциклы и даже самолеты – двухместный биплан У-2 и И-16 («истребитель шестнадцатый»). Каждый экспонат – история победы наших войск, история развития отечественной промышленности и, самое главное, память о трагическом, но славном периоде страны. Важно отметить, что все эти машины когда-то были найдены и отреставрированы, а самое интересное то, что весь автопарк находится в рабочем состоянии, что называется «на ходу», и в этом несложно убедиться: проводишь пальцем по внутренней поверхности выхлопных труб и убеждаешься, что техника «живая».
Вся процессия растянулась от Государственного Исторического музея до Лобного места. Мимо нас то и дело проходят импровизированные военные патрули НКВД, их лица серьезны, без каких-либо эмоций, зато детям здесь настоящее раздолье: технику можно потрогать руками, можно сфотографироваться на фоне причудливой конструкции с дяденькой, одетым в ватник или шинель военного образца времен Отечественной.
Заглядывая в кабину истребителя, просто диву даешься: как эта конструкция могла летать, да еще сбивать самолеты врага? Есть здесь и штучные экземпляры, аналогов которым нет нигде в мире. В этом году нет легендарной «катюши», но, скорее всего, ее не включили в список по той причине, что она не является участницей парада 1941 года. Организацией музея под открытым небом традиционно занимаются уже несколько лет студия «Военфильм», Музей техники Вадима Задорожного и Музей Победы.
В центре площади еще на прошлой неделе возвели шесть макетов старых московских двухэтажек с табличками конкретных московских адресов – завтра их уже здесь не будет. Установили эти карточные домики в качестве сцен. Все устроено таким образом, что уличный зритель наблюдает за ходом действия, словно заглядывая в окна этих импровизированных домов. Актеры разыгрывают сюжеты военных лет: мать провожает сына на фронт, больничная палата с раненными бойцами Красной армии, редакция-мастерская плакатов – отсюда и название «Московских окон негасимый свет». Кто-то из охраны сказал, что многие женщины преклонных лет, глядя на сцену прощания матери с сыном («Проводы на фронт»), плачут, и за три дня показа выставки даже были случаи, когда приходилось приводить в чувство растроганных женщин.
Уже в который раз закапал дождь, но, к счастью, ненадолго. В самом центре экспозиции, в окружении импровизированных московских домов, где расположилась сцена, вновь зазвучали стихи и песни молодых артистов о начале Великой Отечественной войны. «Вставай страна огромная» и все последующие знакомые нам произведения сопровождались трансляцией кадров военной кинохроники 1940-х на больших экранах.
Много гостей. Двигаясь в людском потоке, слышим речь в основном на восточных языках. Европейцев почти нет, понятно по каким причинам. Впереди, на подходе к Государственному Историческому музею, заметно относительное оживление. В эпицентре внимания – баянист. Старенькая тульская трехрядка – наверное, сейчас единственный музыкальный инструмент, способный так тонко и так гармонично передать настроение, исполнительский дух артистов военных лет.
Проворные пальцы на минутку останавливаются. Знакомимся. Участник клуба военно-патриотической песни «Катюша» Владимир Федоренко, подполковник в отставке уже более 20 лет. Рассказывает, что в парадах на Красной площади 7 ноября принимает ежегодное участие, объездил с клубными выступлениями все Подмосковье и не только. Зрители плотным кольцом обступают баяниста, здесь все в основном с сединами. Ветхие меха народного инструмента как-то по-нашему, по-народному разъехались, вздохнули… и гармонист артистично запел, тут же мелодию подхватили присутствующие. Понятно, что музыкальный репертуар подобран на военную тематику, но он настолько свой, греющий душу, что даже некоторые пританцовывали, у кого-то ком стоял в горле, а кто-то украдкой смахивал слезу.
На широких крыльях биплана У-2 и истребителя И-16 фотографировались дети. Весь раритетный автопарк с пушками и стационарными пулеметами стоял ровными колоннами в знак памятного момента того легендарного парада 1941 года, а Володя, разогревая публику, облокотившись на сиденье бывалого мотоцикла, то растягивал, то складывал меха баяна. Он делал это настолько самозабвенно и самобытно, что у стихийно собравшейся толпы невольно возникало ощущение другой реальности, и чувство благодарности к этому человеку росло с каждой минутой…
Юрий ПОЛОВИНКИН