15 ноября 1988 года орбитальный корабль «Буран», совершив два витка вокруг Земли и управляясь полностью автоматически, коснулся посадочной полосы с точностью, которой могут позавидовать опытные летчики. Это была первая в мире автоматическая посадка крылатого космического аппарата. Это была победа тысяч ученых, специалистов и рабочих.
***
Тушинский машиностроительный создавал космические корабли и самолеты, а теперь продан по частям по объявлениям в интернете. На интернет-барахолке посреди б/у колясок, телевизоров и поношенной одежды продали… завод! И не абы какой, а Тушинский машиностроительный – тот самый, что еще 35 лет назад производил легендарный космический корабль-челнок «Буран»!
Вторая Сталинская пятилетка. Январь 1932 года. Совмин СССР принимает решение о создании завода №82. И уже через несколько дней здесь, среди заболоченного леса, появляются комсомольцы. Страна в жесткой технологической и финансовой изоляции со стороны США и Европы – нынешние санкции у того поколения вызовут лишь улыбку. А они начинают строить завод. Сегодня в это трудно поверить, но уже в мае 1932 года в воздух поднимается первый произведенный самолет – «Сталь-2». Всего через четыре месяца после закладки! Через пару лет он полетит в Париж на международную выставку, и восхищенные французские журналисты назовут его «русским чудом»!
Все самые передовые советские технологии и лучшие умы того времени создают технику, от которой Запад, не имея ничего подобного, будет лишь вздрагивать. Даже сегодня практически нет самолетов, которые способны летать со скоростью 3,5 тыс. км/ч на высоте 25 км. А на Тушинском машиностроительном (ТМЗ) такой делали! И в 1972-м этот сверхзвуковой ракетоносец конструктора Павла Сухого взлетел! На такой скорости традиционный алюминий не выдерживал – фюзеляж сделали из титана. Первую в мире зенитную управляемую ракету тоже делали здесь! А потом были и МиГ-21, и МиГ-23, ракеты-мишени для ПВО, и первые три Су-27 собирали!
Программа «Энергия-Буран» оставила в истории отечественной космонавтики уникальное свидетельство того, чего может достигнуть наша наука, государство и промышленный комплекс вместе взятые. На момент закрытия программы в 1993 году было построено пять летных экземпляров космического корабля «Буран».
***
Изделие 1.01 «Буран». Корабль был построен на ныне закрытом Тушинском машиностроительном заводе. Именно этот «Буран» и летал единственный раз в космос осенью 1988 года. Затем его поместили в монтажно-испытательный корпус на 112-й площадке космодрома Байконур. Корабль был уничтожен в результате обрушения этого самого корпуса 12 мая 2002 года.
Изделие 1.02 «Буря». Этот космический корабль тоже был полностью построен. По плану «Буря» должна была совершить второй в истории программы полет в космос в автоматическом режиме. Кроме того, этот полет подразумевал осуществление стыковки «Бури» со станцией «Мир». Сейчас «Буря» находится на космодроме Байконур в частной собственности гражданина Казахстана.
Изделие 2.01 «Байкал». Третий летный экземпляр был готов на 30–50%. Полет намечался в 1994 году. До 2004 года был в цехах Тушинского завода. Затем перемещен на территорию аэропорта в подмосковном Жуковском.
Изделие 2.02. Четвертый экземпляр был разобран в цехах Тушинского машиностроительного завода.
Изделие БТС-002 ОК-ГЛИ – «Буран», использовавшийся для летных испытаний в атмосфере. В настоящее время находится в собственности немецкого Музея техники в Шпайере (Германия).
***
Постановление правительства СССР «О создании многоразовой космической системы «Энергия-Буран» было принято 17 февраля 1976 года. На многопрофильный серийный Тушинский машиностроительный завод, имевший опыт строительства самолетов сверхзвуковой авиации, была возложена задача: стать головным предприятием-изготовителем конструкции, отрабатывать производственные технологические процессы.
Коллективом завода была разработана основная концепция – строительства планеров орбитального корабля «Буран», реконструкции завода, строительства новых производственных корпусов, создания широкой кооперации, освоения новых технологических процессов. Для обеспечения возможности начала штатных пусков системы «Энергия-Буран» необходимо было провести огромный комплекс экспериментальных работ.
Одной из самых сложных технических задач при запуске производства многоразового космического орбитального корабля «Буран» было создание эффективного теплозащитного покрытия многоразового использования, не имеющего аналогов в отечественной практике, оберегающего всю металлическую поверхность планера от плотных слоев атмосферы.
Уникальный технологический комплекс с системой математического обеспечения и управления от ЭВМ, созданный и освоенный на заводе, впервые в нашей стране позволил:
– сформировать неуносимое теплозащитное покрытие, на основе кварцевых волокон, радиационного типа, удовлетворяющее таким техническим требованиям, как многократность использования, большой перепад температур эксплуатации и предел прочности при растяжении материалы;
– генерировать около 800 тысяч управляющих программ для реализации процессов изготовления, контроля, монтажа теплозащиты и необходимого оснащения;
– создать систему группового управления технологическим оборудованием на основе сети ЭВМ с распределением ресурсов и безбумажной технологии обработки производственной информации в диалоговом режиме;
– создать комплекс уникального технологического оборудования для обмера агрегатов планера и планера в целом, разметки под монтаж плиток, контроля усилий прижима и качества их монтажа;
– освоить уникальную технологию обработки теплозащитных плиток на специальных 5-координатных станках с ЧПУ с использованием специального алмазного инструмента (ВНИИАлмаз).
Разработанная методика, спроектированное и изготовленное оборудование с соответствующим оснащением к нему позволили проводить все работы по комплексному контролю качества герметичности планера корабля в целом, а комплекс необходимых транспортных средств обеспечивал транспортировку корабля и его агрегатов водным, воздушным и сухопутным способами.
На космодроме Байконур была создана специальная база по досборке корабля после его воздушной транспортировки на техническую позицию, проведения необходимых автоматических испытаний систем.
Только на ТМЗ было разработано и введено более 160 наименований новейших материалов и технологических процессов. Все эти работы велись с привлечением и непосредственным участием множества институтов и заводов отрасли.
15 ноября 1988 г. орбитальный корабль «Буран», совершив два витка вокруг Земли и управляясь полностью автоматически, коснулся посадочной полосы с точностью, которой могут позавидовать опытные летчики. Это была первая в мире автоматическая посадка крылатого космического аппарата. Это была победа тысяч ученых, специалистов и рабочих.
Но власть, разрушившая СССР, распорядилась по-своему, работы над системой «Энергия-Буран» были остановлены. Перед предприятиями – создателями уникальной системы встал вопрос: «Как жить дальше?» После свертывания работ по «Бурану», в 1990 году, возникла необходимость загрузки помещений ТМЗ. И в 1991 году было налажено производство одноразовых медицинских шприцов. Чуть позже на ТМЗ было начато производство ветровых энергетических установок (ВЭУ) «Радуга-1» мощностью 1000 кВт. Совместно с Трамвайным ремонтным заводом ТМЗ реализовал проект модернизации трамваев «Татра» Т-3 в сочлененный восьмиосный вагон с низкопольной средней секцией.
Более 600 работников завода награждены орденами и медалями, среди них есть высшая награда – звание Героя Социалистического Труда, звания лауреатов Государственной премий и премий Совета министров СССР и Российской Федерации.
Но, увы, ничего из этого не спасло уникальное предприятие. За время своего существования завод дважды пережил глубокую конверсию. Сократилось производство, уволились специалисты… И как итог – банкротство.