Чем нас угощает ТВ в революционные праздники.
При написании статей я крайне редко использую такой прием, как эпиграф, но тут цитата из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова просто просится в самое начало. Это отрывок из диалога Мастера и поэта Ивана Бездомного в психиатрической больнице:
Иван: – А вам, что же, мои стихи не нравятся?
Мастер: – Ужасно не нравятся!
– А вы какие читали?
– Никаких я ваших стихов не читал!
– А как же вы говорите?
– Ну, что ж тут такого, как будто я других не читал?! Впрочем… разве что чудо? Скажите, у вас хорошие стихи?..
Немного подумав, Иван ответил: – Чудовищные!..
– Не пишите больше!..
– Обещаю и клянусь!
Разумеется, я не настолько наивен, чтобы рассчитывать, что после принудительного просмотра шедевров Советского кинематографа, в частности, на историческую тему, таких как, если брать тему Революции, «Ленин в Октябре» или «Рожденная революцией», или «Они сражались за Родину», если брать тему Великой Отечественной войны, наши нынешние кинематографисты бросят снимать кино и переквалифицируются на другую специальность, с которой смогут принести хоть какую-то пользу обществу. Не рассчитываю я и на то, что они возьмут себя в руки, соберутся с мыслями и снимут что-то, по уровню таланта хотя бы отдаленно напоминающее Советский кинематограф. И, думаю, этому есть чисто прагматические причины – в нашей загадочной экономике, которую почему-то называют рыночной, абсолютное большинство киноизделий, особенно пропагандистско-антисоветского характера, стабильно проваливается в прокате, но так же стабильно выделяются деньги на следующие.
7 ноября, как я понимаю, власти сделали всё возможное, чтобы в праздник, посвященный Великой Октябрьской социалистической революции, мы не чувствовали себя расслабленно, а наоборот, собранно и революционно. В частности, как раз на 7 ноября был закрыт для посещения Мавзолей Ленина, наша главная святыня. А Первый канал поздравил нас «праздничным» повторным показом телесериала «Троцкий». При всей, на мой вкус, мерзопакостности этого сериала рассматривать его серьезно совершенно невозможно, и я его в целом воспринимаю как юмористическое произведение. Смех начинается уже с титров – Троцкого играет Константин Хабенский, тот самый, который играл Колчака в фильме «Адмирал». «Адмирала» я, как вы понимаете, не смотрел, но осуждаю. Но вот что хотели сказать авторы выбором такого актера, непонятно. Что Колчак и Троцкий похожи между собой, или что Колчак и Троцкий одно и то же лицо? Как говорят в таких случаях, нужное подчеркнуть.
Посмотреть 8 серий сериала «Троцкий», на мой взгляд, задача труднейшая и разве что профессиональные критики справятся с ней без ущерба для психики. Авторы сериала не скрывали, что весьма далеки от исторической достоверности. Сериал был снят к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, и его премьера состоялась в 2017 году. «Википедия» пишет, что «Сериал подвергся сильной критике со стороны российских профессиональных историков». «Троцкого» попробовали показать и за границей, но и там, цитирую: «Сериал подвергся повторной волне критики после выхода на «Netflix», теперь уже на международном уровне».
Лично мне этот сериал по нагромождению кича и «клюквы» напомнил американский фильм «Похороны Сталина», так, к счастью, и не вышедший в России в широкий прокат, который позиционируется как «комедия черного юмора», где, в общем-то, неплохие актеры, сжав зубы, собрав всю волю в кулак, пытаются дотащить до конца совершенно чудовищный, абсолютно не смешной и скучнейший сценарий, отработать этот тяжкий труд согласно контракту и перейти, наконец-то, к другим фильмам. Не буду занимать газетную площадь, но желающие сами могут заглянуть в ту же «Википедию» или иные источники и убедиться, что критики в своих отзывах в выражениях не стесняются. При этом, что интересно, негативные отзывы слышались от критиков самых разных политических взглядов. Что касается меня лично, то мне, как в реальной жизни, так и на просторах интернета не удалось обнаружить никого, кроме непосредственных представителей съемочной группы, кто сказал бы об этом сериале хоть что-то положительное. Правда, и тех, кто посмотрел этот сериал не то что полностью, а хотя бы до половины, мне обнаружить также не удалось.
На мой взгляд, сериал «Троцкий» представляет собой некий образец антисовершенства. На мой вкус, в нем плохо всё – подбор и игра актеров, сценарий, работа художников, костюмеров и операторов, в результате чего получается какая-то гремучая смесь графомании, студенческого капустника, несмешной карикатуры и такой же несмешной пародии. Герои, в частности «Сталин» и «Троцкий», разговаривают друг с другом на языке и в манере гопников из 90-х, что ясно показывает духовный генезис съемочной группы. Единственной, для чего, на мой взгляд, сериал пригоден – это как ни странно, для пропаганды идей Революции, если после его просмотра сразу на контрасте тому же зрителю показывать Советские фильмы на ту же тему.
Сюжет сериала можно пересказать в одно предложение – очередное пережевывание мифа о якобы финансировании большевиков из-за границы. Юмор еще и в том, что слышим мы это от сторонников «белого» движения, которое, как и нынешние бандеровцы, не продержалось бы и нескольких недель без массированной, тотальной помощи Антанты оружием и деньгами.
Непонятно, на какую целевую группу рассчитывают авторы этого сериала, особенно за границей. Может быть, на китайских, корейских, вьетнамских, кубинских, бразильских или никарагуанских коммунистов и вообще на левых в мире? Ведь они теперь, дети 1917 года, «дети Ленина», а дальше еще больше есть и будут наши главные союзники. Так это просто плевок им в лицо. Но, может быть, авторы рассчитывают на нашу внутреннюю аудиторию? Но за 32 постсоветских года мы видели такого более чем достаточно, а в результате Советское прошлое, как и сам социализм, воспринимаются большинством нашего общества во всех возрастных группах положительно, и чем дальше, тем более положительно, а Ленин, Сталин и Брежнев стабильно идут вверх во всех опросах о самых выдающихся исторических деятелях России. На мой взгляд, производство подобного рода киноподелок в нашей стране надо закрывать, и чем скорее, тем лучше. Хочется надеяться, что уже затянувшийся сверх всякой меры, провальный и надоевший многолетний сериал плевков в свою историю на телевидении заканчивается.
На мой взгляд, гораздо важнее, интереснее, содержательнее и современнее обратиться к личности самого Льва Давыдовича Троцкого, тем более что, по оценкам самых разных людей – от далеких от политики до политиков-профессионалов высшего класса, капитализм зашел в тупик, а в нашей стране просто показал свою полную беспомощность и несовместимость с жизнью. И в 1917 году, и сейчас человечество мучительно ищет выход из той несправедливости, в которой приходится жить абсолютному большинству людей. Перед нами – перед всем миром вообще и перед нашей страной в частности. Встает задача поиска новых идей, новой идеологии, причем в условиях в чем-то легче, а в чем-то гораздо тяжелее, чем в 1917 году, ведь наш Земной шарик за эти 106 лет стал таким маленьким, а технологии так далеко шагнули вперед, что всё на нашей планете теперь взаимосвязано, и несколько неловких движений ведущих стран могут превратить всю нашу цивилизацию в прах и пепел. С другой стороны, каждый из нас, в прямом смысле, с ладони, может моментально связаться с человеком в любой точке Земного шара.
Даже локальные, казалось бы, конфликты становятся глобальными по смыслу. Наша СВО давно вышла за пределы Украины и меняет весь мир. Это продолжение борьбы против колониализма. С другой стороны, мы видим, как силы реакции совершенно не собираются сдаваться – они поставляют нынешнему украинскому режиму оружие, проводят руками Израиля совершенно бесчеловечную военную операцию в секторе Газа. Вновь, как и в Советское время, происходит столкновение двух всемирных моделей, одну из которых мы называем «глобализация», то есть попытка мировых корпораций подчинить себе не просто отдельные страны, а поставить под единое управление всё человечество, такой транснациональный технотронный фашизм. А ответом ему является интернационализм, Антиколониальный Интернационал, объединение тех, кому в 1917 году предназначался лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Условно говоря, с одной стороны США и их сателлиты, те, кто поставляет оружие на Украину, а с другой стороны – более аморфное, но гораздо более многочисленное и перспективное объединение – страны БРИКС и их окружение. Глобализация против Интернационала.
Примерно такой же выбор стоял перед миром и перед Россией в 1917 году. И внутри партии большевиков, как и внутри других партий по всему миру, без сомнения, были люди и того, и другого направления. На мой взгляд, Троцкий и, как позднее оказалось, троцкисты, как ни странно, были как раз представителями и проводниками глобализации транснациональных корпораций, в отличие от большинства большевиков, которые представляли собой пролетарский Интернационал. Троцкий с его идеями трудовых армий идеально бы вписался в глобализацию по-американски. Отсюда и системный, далеко не случайный, не личностный конфликт, в который вошли Сталин и Троцкий. Причем влияние Троцкого было настолько велико, что ему дали возможность спокойно уехать за рубеж (никого вам не напоминает из нынешних времен?), а за рубежом, казалось бы, в капиталистической стране, Троцкий жил и работал в самых благоприятных условиях. Слово «работал» здесь не совсем уместно, потому что он вел оттуда откровенно подрывную деятельность, опасную не только для СССР, но и для мирового коммунистического движения, именно поэтому над его ликвидацией работали люди самых разных национальностей, стран и культурных уровней, например, даже выдающийся художник Сикейрос. И нет ничего удивительного, что мы порой видим троцкистов в руководстве крупных корпораций или медиахолдингов. Борьба между Глобализацией и Интернационалом продолжается на новом витке Истории.
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь, Московская обл.