Депутат-справросс Яна Лантратова, выступив с думской трибуны в часе заявлений, высказалась за приоритет в образовательной системе России национальных традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей.
– Моя глобальная мечта заключается в том, чтобы создать условия для всестороннего гармоничного и безопасного развития каждого ребенка, проживающего в России.
И сейчас я бы хотела поговорить о тех, кому предстоит воплощать эту мечту в реальность, о наших детях, молодежи и их образовании.
В силу новых геополитических реалий мы осознали, что для того, чтобы сохранить нашу страну и двигаться вперед, нам нужен серьезный уровень образования, грамотные специалисты и без учителей здесь государству не обойтись.
Николай Сергеевич Трубецкой утверждал, что познать смысл своей жизни, свое место и предназначение человек способен только лишь изучив культуру и историю своего народа.
Все мы осознаем, что российская система образования должна передавать наши русские российские традиционные ценности детям, а основной ценностный вектор, в котором нам предстоит двигаться, заложен в Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Все мы хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, создали крепкую семью, служили своему Отечеству, стремились к созидательному труду и сохранению исторической памяти. Историческая миссия отечественного образования всегда состояла в воспитании гражданственности, патриотизма и ответственности перед своей страной.
Все ли в нашей системе образования сейчас способствует достижению этого идеала? К сожалению, не все.
Сразу же хочу сказать, многое удалось сделать после начала СВО. Мы ушли от понятия «образовательная услуга» в законе «Об образовании…», вернули школе воспитательные функции, приняли закон о возращении трудового воспитания, едином образовательном пространстве… Но сделать нужно еще больше.
Прежде всего, хочу обратить внимание на Всероссийскую олимпиаду школьников. Одна из ее целей – поиск талантливых детей, которые в будущем могут стать интеллектуальной опорой нашего общества. Однако вызывает беспокойство смысловое наполнение олимпиад по гуманитарным предметам, в особенности по обществознанию.
Фактически для успешного выполнения заданий на олимпиаде по обществознанию школьникам достаточно изучить классику западной и европейской мысли. Но за бортом зачастую остается бесценная сокровищница русской мысли. В процессе подготовки наши талантливые и умные ребята, как правило, сталкиваются с раскрученными западными мыслителями, что, безусловно, важно, но в результате они знают о трудах Шпенглера и Тойнби куда больше, чем о наследии Николая Яковлевича Данилевского или Константина Николаевича Леонтьева.
И тогда в сознании молодежи формируется ложный образ вторичности русской мысли, некого догоняющего развития. А ведь именно наши соотечественники – Данилевский, Леонтьев, стали первопроходцами в области цивилизационной теории, открыв европейцам глаза на то, что существуют иные цивилизации, помимо романо-германской. И это лишь один из примеров.
Мною были проанализированы те тексты, которые предлагались ребятам в 2022-м и в 2023-м годах в рамках заключительного этапа олимпиады по обществознанию. Только один текст принадлежал перу отечественного автора, современного мыслителя, который является приверженцем трансгуманистической идеологии, так называемого, цифрового бессмертия.
Полагаю, что в таких условиях не приходится говорить о воспитании патриотизма и исторической памяти среди нашей интеллектуально одаренной молодежи. А ведь олимпиада по обществознанию – одна из самых популярных, ее победители поступают в лучшие вузы страны, и потом станут нашей интеллектуальной элитой.
Поэтому убеждена, что нам предстоит большая работа по изменению содержания олимпиады, заданий по обществознанию и другим предметам, необходимо выстраивать их таким образом, чтобы для успешной сдачи в первую очередь требовалось знание нашей отечественной культуры, нашего отечественного интеллектуального наследия, работ выдающихся русских и российских философов, социологов, экономистов, и это станет первым, но очень важным шагом к тому, чтобы изучение социальных наук раскрывало и развивало нашу цивилизационную идентичность.
Это не значит, что не нужно изучать зарубежных, но преимущество должно отдаваться нашему интеллектуальному наследию.
Напомню, что Всероссийская олимпиада школьников – наследница Всесоюзной олимпиады школьников по математике, в которой с удовольствием принимали участие ребята из всего СССР. Это мероприятие выступало площадкой не только для интеллектуального состязания, но и для общения талантливых ребят из всего СССР. Мы считаем необходимым проведение евразийской олимпиады школьников, в которой могут принять участие ребята из стран-участниц СНГ.
Для победителей должно быть предоставлено право без экзаменов поступать на бюджетные места в разные вузы. Тогда талантливые ребята из стран СНГ получат возможность учиться в наших вузах, а наши талантливые ребята – в вузах стран СНГ.
Однако мы столкнулись с тем, что в настоящий момент учреждение такой олимпиады, как ответили нам в МИДе, цитирую, «невозможно в связи с отсутствием общеобразовательного трека в многостороннем сотрудничестве в рамках СНГ и ЕАЭС».
…А ведь именно школьное образование формирует человека как личность, закладывает основы мировоззрения и цивилизационного кода. Отказываясь от сотрудничества с бывшими советскими республиками в сфере общего образования, мы создаем потенциал для формирования новых антиРоссий.
Та трагедия, которая случилась с братским нам народом Украины, стала итогом многолетней деятельности западных образовательных фондов, систематической работы со школьниками Украины, воспитание их в духе враждебности ко всему русскому, к нашему общему историческому наследию.
А проведение евразийской олимпиады стало бы шагом к выстраиванию сотрудничества в сфере общего образования между нашими странами. Без единого образовательного кода мы обречены на ухудшение отношений между странами, особенно когда уйдут те, кто воспитывался в общей системе образования.
Наконец, хотелось бы напомнить, что летом была опубликована новая версия кодификатора ЕГЭ по литературе, и вызвала большое волнение родительского сообщества. Родители были обеспокоены тем, что для сдачи ЕГЭ в 2024 году школьникам не потребуется обязательное знание древнерусской литературы и классических авторов, творивших до второй половины XVIII века, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и многих других. Правда, по словам Рособрнадзора, все-таки русская классика, изучаемая в 5–9 классе, будет включена при сдаче ЕГЭ, но не весь объем литературы XVIII–XIX веков. Упор будет на изучаемую в 10 и 11 классах литературу, а знание более ранних произведений школьники могут по желанию использовать в творческих заданиях, то есть носят добровольный характер. То есть требование необязательное, значит, говорить о серьезной проверке знаний в этом случае нельзя. Не все школьники сдавали в 9 классе ОГЭ по литературе, и многие из них могут либо не знать авторов, либо знать их фоново.
Отрадно, что и учительское, и родительское сообщество понимают важность изучения детьми таких произведений, которые являются вершиной классической литературы.
Уважаемые коллеги! Считаю, как и вся наша фракция, что необходимо закрепить в 59-й статье закона «Об образовании…» требование о включении в итоговую аттестацию учащихся, завершающих 11 класс, всего материала, который изучают дети в течение одиннадцати лет, тогда исключение классических произведений станет невозможным.
В этом же законе «Об образовании…» пора закрепить ключевые принципы организации всероссийских олимпиад. Предлагаю создать рабочую группу для подготовки предложений по совершенствованию организации олимпиадных заданий. А в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ предлагаю проработать вопрос о сотрудничестве в сфере общего образования и организации Евразийской олимпиады школьников.