Недавно Г. Платова в своей публикации «Крым – фронту» рассказала, с каким душевным трепетом и теплом относятся наши доблестные воины в зоне боевых действий на Украине к советской символике: нашивкам с изображением стяга СССР, к Красному Знамени – символу мира и победы, озаренному не только коммунистической идеологией, патриотизмом и честью, но и нашей советской историей, эпохой великих свершений во всех областях жизни. Этот стяг и на войне знаменует то, что всех объединяет в сражении с фашистскими прихвостнями, ставшими палачами нашей общей героической истории, против которой и ее сберегателями русскими направлены танки с крестами под жовтно-блакитной атрибутикой – оружие, рьяно подавляемое фашиствующим Западом во главе с Вашингтоном.
Вот такое же «оружие» – как это ни горько сознавать – нацелено против нас и внутри страны недоброжелателями из «пятой колонны», действующей на руку агрессорам, стремящимся нас не просто целиком покорить, но и уничтожить с помощью поставляемого укронацистам оружия и разжигания русофобской ненависти против нас во всем мире.
И как верно заметили авторы газеты, русофобия и антисоветизм в одной связке идут. И они далеко не изжиты у нас даже в эти решающие дни битвы за Русский мир, честь и справедливость, за евангельские заповеди братства и единении в добре и правде – а значит, и за наши русские, советские идеалы тоже.
Но боль в душе остается из-за того, что эти идеалы продолжают чернить, сохраняя паноптикум разрушителю страны Ельцину в центре Екатеринбурга, зачехляя Мавзолей в дни больших праздников, позволяя недостойные выпады против советских ценностей.
Как-то тут обласканный властью гендиректор Первого канала Константин Эрнст, назвав нынешнюю продукцию Голливуда «дерьмом», поставил ее на один уровень, в один ряд с работой киностудии им. Горького в 1972 году. Это возмутило многих моих знакомых, которые считают, что он умышленно оскорбил наше прошлое – ведь в нашей памяти такие фильмы, как «17 мгновений весны» Т.М. Лиозновой, «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника» С.И. Ростоцкого, «Летят журавли» М.К. Калатозова, «Москва слезам не верит» В.В. Меньшова, «Офицеры» В.А. Рогова и другие картины, снятые раньше или позже.
И ведь бросая тень на известную всем киностудию, этот культуртрегер обесценивает и работу всего советского кинематографа, который отличался от буржуазного глубоким проникновением в психологию, духовный мир человека, показывая цель его жизни и труда.
Люди шли в кино и театры, чтобы обогатить душу, получить ответы на важные для них вопросы. Конечно, было и развлекательное, и идеологическое кино, но больше выходило тех, что позитивно меняли сознание человека, подсказывали выход из трудной ситуации, побуждали к творческому труду, заряжали мечтами о будущем.
Таковы фильмы, созданные многими нашими известными кинотворцами: «Путевка в жизнь», «Высота», «Трактористы», «Поднятая целина», «Светлый путь», «Шахтеры», «Депутат Балтики», «Член правительства», «Директор», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Девчата» и многие еще, являющие собой целый огромный пласт нашей советской истории, в которой каждый человек обретал свое предназначение и судьбу, смысл своего существования.
Вспомним «Журбины» – о династии корабелов, наследующих опыт и профессионализм старшего поколения, «Евдокия», в которой семья тружеников берет на воспитание детей-сирот и выводит их в люди.
«Девять дней одного года» – герои этого фильма настолько погружены в научный поиск, что даже здоровье и жизнь на этом пути теряют, но от своего не отступают – продолжают дерзать и творить.
Среди людей, живущих на селе, есть и «чудаки» – по их определению, которые большую часть жизни тратят на технические задумки, облегчающие труд людей. «Живите в радости». Они, эти простые труженики – герои многих фильмов, погруженные с головой в работу, далеко не ангелы. Им приходится решать множество трудных задач в жизни, но у них есть недюжинная воля, целеустремленность и терпение. А терпение и труд, как в русской пословице, «всё перетрут».
Наше советское кино по своим идейным, эстетическим принципам, художественному уровню было, пожалуй, одним из лучших в мире. Ему и сегодня в нашем рыночном царстве не создается равных.
Фильмы воспроизводили героическое время русской, советской истории, снимались по произведениям русских, советских классиков. Они заряжали верой в высшее призвание человека, заключающееся в благородных помыслах и делах, мужественности и самоотверженности, несгибаемости воли, высоте нравственного духа на пути к большой цели – защите своего Отечества.
Их создателями были выдающиеся мастера кино:
С.М. Эйзенштейн – «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный»;
А.Г. Зархи – «Депутат Балтики», «Член правительства», «Высота»;
С.И. Юткевич – «Человек с ружьем»;
М.Э. Чиаурели – «Падение Берлина», «Клятва», «Незабываемый 1919»;
Г.Н. Данелия – «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Осенний марафон»:
В.М. Петров – «Петр I», «Сталинградская битва»;
В.И. Пудовкин – «Мать», «Минин и Пожарский», «Адмирал Нахимов»;
А.П. Довженко – «Щорс», «Мичурин»;
М.К. Калатозов – «Валерий Чкалов», «Летят журавли»;
С.Ф. Бондарчук – «Судьба человека», «Война и мир»;
Ю.Н. Озеров – эпопея «Освобождение», «Битва за Москву», «Сталинград»;
М.И. Ершов – «Родная кровь», «Блокада»;
В.П. Басов – «Щит и меч», «Битва в пути»;
Л.Ф. Быков – «В бой идут одни старики»;
С.С. Говорухин – «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок»;
Н.Н. Губенко – «Подранки»;
М.И. Ромм – «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 г.», «Адмирал Ушаков»;
С.А. Герасимов – «Семеро смелых», «Молодая гвардия», «Тихий Дон»;
И.Е. Хейфиц – «Дорогой мой человек»;
С.Н. Колосов – «Операция «Трест», «Вызываем огонь на себя»;
Г.Л. Рошаль – «Хождение по мукам», «Дело Артамоновых»;
Г.М. Козинцев – «Дон-Кихот», «Гамлет», «Король Лир», «Трилогия о Максиме»;
Л.О. Арнштам – «Зоя», «Глинка», «Подруги»;
Г.Н. Чухрай – «Баллада о солдате», «Чистое небо»;
Г.Г. Натансон – «Всё остается людям», «Старшая сестра», «Еще раз про любовь»;
М.А. Швейцер – «Кортик», «Мичман Панин», «Золотой теленок»;
В.В. Наумов – «Павел Корчагин», «Бег», «Тегеран-43»;
П.Е. Тодоровский – «Военно-полевой роман»;
М.М. Козаков – «Безымянная звезда», «Покровские ворота»;
В.Я. Мотыль – «Белое солнце пустыни».
И множество других фильмов, оставшихся в памяти нашего поколения и сегодня любимые многими.
Президент и наши кремлевские пастыри часто говорят о воспитании молодежи, сохранении нашего богатого духовного наследия. Этим задачам служили наш театр и советское кино.
Казалось бы, в год решающих сражений за богатство и наследие нашего Русского мира, за нашу историю и традиции должны произойти и позитивные перемены в нашей культуре и кинематографе. Но что-то их не видно. По-прежнему уймища полицейских боевиков, нескончаемые «Ментовские войны» забивают телевизор. Сюжеты их списаны с криминальных новостей.
И актеры свои таланты расточают на рисовку оперов, следаков, спецназовцев, дилеров, киллеров, паханов и мошенников всякого рода. В лучшем случае они задействованы в тягучих телесериалах про семейные драмы, распри, конфликты и измены с непременно криминальным довеском, похищением детей и заложников, подменой новорожденных в роддомах и прочих уголовных деяниях с обнажением невозможных пошлостей жизни, подающихся, по оценке К. Станиславского буржуазного кино, в «пикантных приправах», от которых сердце стынет.
Таковы сериалы: «Семейный детектив», «Сын», «Счастье не за горами», «Не обмани», «Любовь с ограничениями», «Купель дьявола» и прочие, сработанные на одну колодку.
Ну а голливудской матрице, утверждавшейся на нашем экране с начала 90-х, мы тоже не изменяем, несмотря на эпитеты, которыми одарил известную на весь мир кинокомпанию К. Эрнст.
Стоит только взглянуть на заголовки кино-телеопусов – и всё поймешь: «Смерть в объективе», «Бандитки», «Красотка в ударе», «Рэмбо, последняя кровь», «Рэмбо-4», «Сумерки. Сага. Новолуние», «Плохая компания», «Умереть за доллар», «Сон в начале тумана», «Жаль, что ты каналья», «Прыгучая братва» и прочая убойная кинопродукция, которая может прививать человеку только низменные чувства и желания.
А таким и хотят его видеть в буржуазном мире, чтобы он не испытывал боли и сострадания к ближнему своему, то есть был лишен естественных человеческих чувств, а стало быть, и к смертям, любой развязанной бойне и даже к войне относился бы безразлично и без страха.
Г.А. Зюганов, обращаясь недавно к народу, заметил, что сегодня, в год нашей решающей битвы с неофашизмом, максимально сплотить общество можно только на позитивных идеях и конструктивной Программе, основанных на опыте великой Советской страны, впитавшем все лучшее из нашей тысячелетней истории.
А советское искусство, наши фильмы и несли этот позитив, были заряжены идеями великой русской культуры и литературы.
Если мы хотим и ждем полной победы над неофашизмом, мировым злом, исходящим от Вашингтона и его пособника Запада, то нам очень важно уже сегодня, сейчас произвести социальное и культурное переустройство всей нашей жизни.
Этого ждут и наши героические воины.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино,
Московская обл.