Нет, наверное, никого, кто бы не восхищался гениальным романсом «Я встретил Вас…». И музыкой, и словами. С благодарностью вспомним авторов. Учтем, однако, при этом – автор слов широко известен и знаменит – дипломат, поэт Федор Тютчев, со всеми своими страстями… А вот кто автор музыки – будет пауза. Композитор, из скромности, оказался малоизвестен, практически забыт, фамилия Л. Малашкина никому и ничего сегодня уже не говорит. Но постараемся исправить. И начнем с автора слов, родившегося 220 лет назад – 5 декабря (23 ноября) 1803 г. Тютчева Федора Ивановича.
При всех государственных отличиях и творческом даровании отличался и страстностью чувств, был весьма любвеобилен. Женщины, покоренные умом и шармом эстетства, устоять не могли. Едва окончив за два года, в 1823 г., Московский университет, он, 19-летний, в качестве сверхштатного помощника секретаря русской дипломатической миссии прибыл в столицу Баварии – Мюнхен. На ближайшем из светских раутов познакомился с очаровательной, только-только получившей право именоваться графиней 15-летней Амалией Лерхенфельд. Вскоре сделал ей предложение, она согласилась, но… Дочь-то она сестры прусской королевы Луизы – Терезы Турн-унд-Таксис и графа Максимилиана Лерхенфельда, а жених всего лишь сверхштатный помощник. Не тот уровень… В 1825 г. стала Амалия в 17 лет женой дипломата повыше – первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона А.С. Крюденера. Потом, в Петербурге, красотой и знатностью своей блистая на балах, привлекала внимание и императора Николая I, и Бенкендорфа, и А. Пушкина.
А Тютчев, чтобы как-то успокоиться от расстройства, взял отпуск, уехал в Москву. В Мюнхен вернулся только в начале 1826 г., и так вышло, что в русскую миссию в то же время часто стала наведываться по делам, связанными со смертью мужа в конце 1825 г. (секретаря миссии Александра Петерсона) вдова, дочь немецкого дипломата графа фон Ботмера – Элеонора Петерсон. В семье Ботмеров было 12 детей, она была старшей (1800–1838), замуж вышла так же в 17 лет, родила 4 сыновей. Но была сестра еще и восьмая по возрасту – Клотильда (1809–1882), которой минуло едва лишь 17 лет. Сестры познакомились с 22-летним Теодором (Федором). Он сдружился с обеими, причем, если Элеонора была просто мила, то Клотильда – эффектна, красива. Он сразу увлекся ею. Но юная Клотильда, уступив старшей сестре, предпочла отойти в тень, и Тютчев в марте 1826 г. с Элеонорой тайно венчается – ведь у нее уже четверо сыновей.
Не забывая и Клотильду, когда ее поклонником становится легкомысленный Генрих Гейне, ревнуя, пишет стихи «Не верь, не верь поэту, дева». 27 января 1829 г. Теодор и Элеонора оформляют свои отношения юридически, рождается дочь Анна. Клотильда как бы в тени, у нее уже своя личная жизнь. Однако Элеонора старше Теодора, и у нее 4 сына и дочь, следы увядания. И потому любвеобильный Федор в феврале 1833 г. на балу знакомится с одной из первых мюнхенских красавиц, замужней баронессой Эрнестиной Дёрнберг. По рождению – дочь баварского дипломата барона фон Пфеффеля. В 1830-м она вышла замуж за дипломата Фридриха фон Дёрнберга. Однако в 1833 г. муж умер. Возрастом Эрнестина моложе, красива, к тому же еще и без детей – и страсти 30-летнего Тютчева закипели.
В 1834 г. Элеонора рожает ему дочь Дарью, в 1835г. – Екатерину, делает все возможное, чтобы сохранить семью уже из 7 детей. Однако страсти Тютчева уже ничто не могло остановить, и она впала в отчаяние, в мае 1836 г. пыталась покончить с собой, ударив себя несколько раз кинжалом. Трагедии не произошло – кинжал был от маскарадного костюма. Увидев кровь, в отчаянии выбежала на улицу, упала без чувств, соседи принесли ее домой. Примчался и взволнованный супруг. Элеонора физически как-то оправилась, но нервное потрясение не прошло. Тютчев клятвенно обещал разорвать отношения с баронессой Дёрнберг. Но его назначили чиновником русской дипломатической миссии в Турине – столице Сардинского королевства, где ждали новые встречи с Эрнестиной. 14 мая 1838 г. Элеонора с тремя малолетними дочерями отплыла к мужу, но на пароходе вспыхнул пожар. Ценой последних оставшихся у нее сил мать смогла пронести дочурок сквозь пламя, капитан устремил корабль к скалистому берегу, пассажиры выбрались. Но тяжелого нервного потрясения Элеонора не пережила, 27 августа 1838 г. она скончалась.
После чего определенным образом вышла из тени Клотильда… Секретарь русской миссии барон Аполлоний фон Мальтиц долгие годы делал красавице предложения, и когда после смерти сестры Клотильда поняла, что Федор увлечен Эрнестиной Дёрнберг, согласие дала и стала на долгие годы баронессой Клотильдой фон Мальтиц. Взяла к себе дочерей Элеоноры, для которых была крёстной матерью.
Тютчев в 1839 г. обвенчался с Эрнестиной, у них тоже скоро родились трое детей: Мария – в 1840 г., Дмитрий – в 1841 г. и Иван – в 1846 г.
Меж тем любвеобильность Тютчева привела к тому, что и при жене Эрнестине 47-летний дипломат, в 1850 г., вступил в близкие отношения с еще более юной, покоренной его талантами, Еленой Денисьевой (1826–1864). Она годилась ему в дочери – ей всего 24 года, но, несмотря на то, что отвернулись от нее и «свет», и отец, не признала церковь, она дарит поэту троих детей. Сначала по их именам: 1851 г. – Елену, 1860 г. – Федора. Однако в 1864 г., подарив еще Николая, Денисьева, как и Элеонора, в 38 лет, от чахотки умирает.
И вот уже много позже, в 1870 г., когда Ф. Тютчеву было 67 лет, и рождаются 7 августа (26 июля) ставшие знаменитыми строки «Я встретил Вас…». В декабре были опубликованы в книжке журнала «Заря», но под таинственным заголовком «К.Б.». В свете эту сразу же вызвало ажиотаж: инициалы чьи? Из всех широкоизвестных страстей поэта инициал фамилии «К» подходил только первой «неудавшейся» – Крюденер (Амалия), а «Б» тогда, видимо, просто «баронесса»? Возможно, когда сдающий уже здоровьем Ф. Тютчев в июле 1870 г. приехал лечиться в Карлсбад, они там, через столько лет, встретились, и он, за один только день встречи, на излете лет, пишет гениальные свои стихи? А желая скрыть имя адресата и свою юношескую любовь, специально переставляет даже инициалы: не «Баронессе Крюденер», а «Крюденер Баронессе»?
Многие годы так и считали, пока позднее, по полицейским протоколам и бюллетеням курортных гостей, решено было проверить: а была ли в июле 1870 г. Амалия Крюденер в Карлсбаде? Ни в городке, ни поблизости от него не была, встречи их никакой потому там не было. Но тогда кто? И вспомнили тогда и об отошедшей надолго «в тень» той самой баронессе Клотильде фон Мальтиц, которая от рождения была именно «К.Б.» – Клотильда Ботмер. Надолго ушла в безызвестность, в том числе, и потому, что Мальтица в 1847 г. перевели в Веймар, где, в этом уютном тихом городишке, и длились долгие годы счастливой их супружеской жизни. Но весной именно 1870 г. он умер – как она писала: «Я прошла через ужасные часы страданий и печали, мне показалось, что мое сердце умерло» – и из Веймара потому переехала в городок под Карлсбадом. Где им – стареющему и сдающему здоровьем Тютчеву и «с умершим сердцем» Клотильде – и выпало между 21 и 26 июля 1870 г., через столько лет, встретиться. И на этой волне у Тютчева вообще возникло некое собирательное воспоминание былых чувств – воскрешение к ним прежним, вечно юным, вдруг оживающего, теплеющего сердца. Именно так и сложились строки: «Я встретил вас – и всё былое / В отжившем сердце ожило… / Тут не одно воспоминанье, / Тут жизнь заговорила вновь, – / И то же в вас очарованье, / И та ж в душе моей любовь».
Баронесса Клотильда фон Мальтиц умерла в Тюрингии ранней осенью 1882 г. А сам Тютчев Федор Иванович 27 (15) июля 1873 г. скончался под Петербургом. Амалия, кстати, была одной из неожиданных и последних посетительниц умирающего поэта, с изумлением и признательностью принявшего от нее прощальный поцелуй.
И теперь все понятно, сколько страстей кипело и было вложено пережившим все это Тютчевым в стихотворение! Публикация гениального, берущего за душу «Я встретил Вас…» в декабре 1870 г. была замечена многими, уже в следующем году появились первые переложения на музыку. Романс в разных подвариантах стали петь, исполнять, однако в нотных изданиях сообщалось, что автор музыки неизвестен. И только много позднее нашли изданный в Москве в 1881 г. тиражом не более 300 экземпляров тот самый романс, который значился: «1880. Романс «Я встретил вас». Ноты Л. Малашкин, Ф. Тютчев. Тональность: ми минор». Почему и немудрено, что этот крошечный тираж не только мгновенно разошелся, но и за целый век потерялся, исчез, вместе с нотами канул в Лету, как и имя композитора в силу его скромности…
Что ж, исправим. И родившегося в 1842 г., в имении отца, рязанского помещика Дмитрия Даниловича Малашкина, владевшего суконной фабрикой в селе Мурмино, и матери Пелагеи Гавриловны – композитора Малашкина Леонида Дмитриевича с благодарностью тоже вспомним. Учился на юридическом факультете Московского университета, музыкальное образование получил в Берлине. Вернувшись в 1870 г. в Петербург, выступал как дирижер и композитор, гастролировал в Европе с русским репертуаром, в частности, в 1872 г. дирижировал в Берлине концертом из произведений Глинки, Даргомыжского и своих собственных – симфонии, например. Успешно гастролировал в Петербурге, Киеве, Москве и в родной Рязани. В творческом наследии наибольшее значение имели романсы, в том числе: «Не скажу никому» (слова А. Кольцова), «Слышу ль я голос твой» (слова М. Лермонтова), «Серп», «Не страшна мне Волга-матушка», «Где вы, дни мои весенние…», особенной известностью пользовался романс «О, если б мог выразить в звуке» (стихи Г. Лишина). Композитор удивительно исполнял их, аккомпанируя на органе.
С 1877 г. – дирижер Киевской оперы, в 1879 г. в Киеве была поставлена его опера «Илья Муромец», исполнялась также симфония ми бемоль мажор. Среди других произведений – симфония № 2 на русские народные темы, два струнных квартета, траурный марш и др. Собирал и аранжировал русские народные песни, за что признан пожизненным членом Кирилло-Мефодиевского братства. Преподавал пение в Киевской духовной семинарии, значительное распространение имели его хоры «Херувимская», «Свете тихий» и др. Обработал для четырехголосного хора круг церковных песнопений по напеву Киево-Печерской лавры, стал почетным членом Общества любителей церковного пения. С 1888 г. жил в Москве, был женат на Анне Павловне Сырейщиковой, имел шестерых детей. Последние годы провел в Новоспасском монастыре, от кровоизлияния в мозг 11 февраля (29 января) 1902 г. скончался. Похороны были скромными – венок от семьи, и бывшие ученики.
Вот, собственно, и весь жизненный путь относительно малоизвестного композитора Леонида Малашкина. Многие композиторы писали еще музыку на эти стихи Ф. Тютчева, но у нас на слуху именно мелодия Малашкина, которую нам аранжировкой даровал Иван Козловский, сделав ее почти народной. Музыка Л. Малашкина «Я встретил Вас…» – вечна. Она бессмертный вклад в историю музыки, русской культуры.
Геннадий ТУРЕЦКИЙ