Так случилось, что Илья Фомин, бывший механизатор некогда богатого колхоза, в своей родной деревне без семьи, совсем один остался. Жену Анну Власову похоронил, дети на заработки в город ускакали – типичная ныне картина. Рядом с ним теперь несколько бабушек, также бывших колхозниц, живут, которых он своей семьей и считает. Кому-то печку подновит, кому-то трубу и крыльцо подлатает. И хоть разных хлопот, забот у Ильи Фомина хватает – и своих, и общих, телеящик он не выключает с утра до ночи, потому что сердце болит от переживаний за наших героических воинов, не на жизнь, а на смерть бьющихся с фашистской нечистью на Украине.
Правда, в этом телеящике помимо вестей о главных событиях военных действий много и другой всякой говорильни политиков – наслушаешься! Хотя никто из них не скажет, ничего толком не объяснит, почему ныне вымирает наше село и столько плодородных, богатых земель потеряно. Вот и его колхоз приказал долго жить. Думы об этом не дают покоя Илье Фомичу.
Если взглянуть с высоты птичьего полета на его родную деревню, увидишь нерадостную картину: лес вырублен, поля заросли, дома брошены. А к тем домам, где еще живут люди, дорог нет, да и сами избы на ладан дышат. И такую картину не скроешь, но вот начальство на все глаза закрывает – денег, видите ли, на поддержание села не хватает, а на амбициозные, никому не нужные проекты они находятся.
Почему же при Советской власти даже в самые тяжелые времена денег на все хватало – и на село? Тогда строились дороги, школы, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, дома культуры, возводились животноводческие фермы, зернохранилища, МТС и многое так необходимое для жизни сельчан.
В доме Ильи Фомича целая стена увешена фотографиями близких, дорогих ему людей. Они всю жизнь в колхозе трудились не покладая рук – полеводами, доярками, скотниками, пчеловодами, конюхами… И никто никогда не думал бежать от этого труда, предавать свое дело. Особняком, сколько помнит себя Илья, рядом с иконой Божией Матери всегда красовалась еще одна фотография – портрет далекой прародительницы их рода Авдотьи Савишны. Добрый, чуть печальный взгляд пронзительно чистых глаз, словно изучающих и наставляющих, копна волос под темным платочком… Этот портрет предки хранили из поколения в поколение. Эта женщина была крепостной – и столько боли, страданий было в ее судьбе, что хватило бы на целый полк. Работала от зари и до глубокой ночи на барина, а по ночам все основные работы по дому делала.
В поле за холопами следил надсмотрщик. Чуть что, стегал батогами – бывало, и уродами делал людей, и до смерти забивал. За любую промашку – штрафы, штрафы…
А в семье Авдотью Савишну почитали за святую, неутомимую труженицу-терпилицу. Это о таких, как она, писал поэт Н.А. Некрасов:
«Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная –
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается…»
Вот так доставался хлеб крепостному крестьянину. Да еще, кроме надсмотрщика, любой господин, барский приспешник, мог с него три шкуры содрать, в бараний рог согнуть, чтоб угодить помещику. А сколько зверств чинили хозяева над своими рабами! Небезызвестная Салтычиха замучила и убила сотни людей.
В Орловской губернии в 1767 году отставной подпоручик помещик Шеншин имел особую избу для пыток – там он сажал провинившихся на дыбу и горящим веником по ногам лупил. 59 человек насмерть замучил.
Но вот в 1861 году грянула реформа царя Александра II – якобы освободителя крестьян от всех бед и мучений. Ему не верили. До этого тот же царь, как и его предшественники, легко допускал, что всякий дворянин волен был «своих людей и крестьян продавать и закладывать, в приданое и в рекруты отдавать» на долгие сроки, «…мужеску полу жениться, а женщине замуж идти дозволять… но и по своему изволению всякие наказания чинить». Потому и веры к этим благодеяниям царя Александра II в народе не было. Почитали это за очередной обман и такие песенки слагали:
«Тятька, эвон что народу
Собралось у кабака;
Ждут каку-то все слободу:
Тятька, кто она така?»
– «Цыц! нишкни! Пущай гуторют,
Наше дело сторона;
Как возьмут тебя да вспорют,
Так узнаешь, кто она!..»
Вот такую оценку сам народ, веками настрадавшийся от крепостничества, давал реформам.
А позднее В.И. Ленин – великий мыслитель, ученый и мудрец, искренний защитник своего униженного и страдающего народа – писал:
«Припомним основные черты крестьянской реформы 61-го года. Пресловутое «освобождение» было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними. По случаю «освобождения» от крестьянской земли отрезали в черноземных губерниях свыше 1/5 части. В некоторых губерниях отрезали, отняли у крестьян до 1/3 и даже до 2/5 крестьянской земли. По случаю «освобождения» крестьянские земли отмежевывали от помещичьих так, что крестьяне переселялись на «песочек», а помещичьи земли клинком вгонялись в крестьянские, чтобы легче было благородным дворянам кабалить крестьян и сдавать им землю за ростовщические цены. По случаю «освобождения» крестьян заставили «выкупать» их собственные земли, причем содрали вдвое и втрое выше действительной цены на землю. Вся вообще «эпоха реформ» 60-х годов оставила крестьянина нищим, забитым, темным, подчиненным помещикам-крепостникам и в суде, и в управлении, и в школе, и в земстве».
Такую оценку давал пролетарский вождь «милостям» царя Александра II, которого все годы господства разбойного рынка либерал-фарисеи не устают прославлять – целые фильмы и передачи ему посвящают.
Но факты истории неумолимы. Ответом на «спасительные» реформы была революция 1905 года, жестоко царизмом подавленная, и затем не смолкающие крестьянские бунты и протесты, поджоги барских усадеб. Они были предтечей революции 1917 года.
Свершилась революция!
Высокая аристократическая знать, привыкшая ничего не менять и весь комфорт жизни иметь только для себя, а о народе не думать вовсе или думать как о рабе, была растерянной – за границу сбежала.
А Россия осталась – слабая, лапотная, темная, забитая, Первой мировой войной еще больше разоренная. Западным империализмом, банкирами и маклерами человечество оказалось втянуто в войну невиданных доселе масштабов, и царь за свои долги, набранные на Западе, расплачивался человеческими жизнями.
В кровопролитном конфликте приняли участие 38 из 59 существовавших на тот момент государств. Более 10 млн солдат так и не вернулись с фронта домой, еще 18 млн получили ранения и увечья. Число погибших среди мирного населения превысило 11 млн. Это намного больше потерь Европы. Но разве можно было в таких условиях продолжать и дальше войну?
Брестский мир, пусть и тяжелый, и позорный, на котором Ленин настоял, был спасением страны.
И в такое труднейшее время рождались планы кооперации, коллективизации, потребкооперации, ГОЭЛРО.
Не только Герберт Уэллс, но и все прогрессивные, передовые люди Земли удивились возможности их осуществления, считая это фантастикой, а Ленина – мечтателем. Но она сбылась, приобретая реальные черты.
И это воочию видно на примере далеких и близких предков семьи Ильи Фомича. До революции его родичи о тракторах ничего и не слышали. Их тогда в России не умели делать – ни колесные, ни гусеничные. Запрягали лошадь, сзади цепляли соху, позже – стальной плуг. Выбивались из сил. А ведь надо было вспахать землю в поте лица своего, вручную ухаживать за ней: вносить навоз, поливать, пропалывать… И все тогда – от мала до велика – работали в поле. И от такой трудобушки великой и болели, и умирали до срока. Из большой родни Ильи Фомича пятеро в живых остались.
А какой был праздник, когда в первые годы Советской власти в их родную деревню прикатил первый трактор! Ребята за ним, как за чудом, бегали. А юный Илья мечтал о нем, как ныне юноши о новой иномарке мечтают. Он поступил в СПТУ, выучился и сел-таки за эту машину – и уже никогда всю жизнь с ней не расставался.
Старожилы помнят, как 1 Мая на праздничную демонстрацию в Москве выкатили этот трактор. Был он сотворен по образцу американского «Фордзона», который в голодной стране за золото покупали.
Вскоре сбылась мечта В.И. Ленина о создании ста тысяч тракторов для села.
А колхоз на глазах семьи Ильи Фомича вырастал: построили ферму, овощехранилище, мастерские, провели дороги… Число работников, занятых в производстве, стало расти.
На базе хозяйства была создана лаборатория первичного семеноводства, картофеля – в 1986 году его собрали 220 центнеров с гектара в площади в 350 га.
Особенно отличилась бригада Раисы Петровны Сениной, которая получала высокие урожаи картофеля, зерновых, кукурузы на корм. Полеводы тогда применяли безотвальную, без оборота пласта, пахоту по методу знатного курганского хлебороба Т.С. Мальцева. Руководитель хозяйства Алексей Иванович заботился об улучшении труда и быта. При нем были построены средняя школа, детсад, Дом культуры, библиотека. Бесплатно отпускался лес, пиломатериалы для возведения домов.
Вот тогда в избе Ильи Фомича и появился еще один портрет – В.И. Ленина, истинного радетеля о жизни крестьянина, его благе и процветании. И бабуля – помнит Илья – часто крестилась на этот портрет почти так же, как на святых, родоначальницу семьи Авдотью Савишну, на икону Божией Матери рядом. Это Ленин, не жалея жизни и сил, спасал крестьянина, каждого человека, а не царь-реформатор или Столыпин, о которых либералы-вещуны как о человеческих личностях все уши прожужжали, во всех СМИ. И продолжают славить их.
Но народ, которому все эти годы старались уши занавешивать либерал-фарисеи своим словоблудием, оказался мудрее – многое понял.
Только трудно осознать, как такое колхозно-совхозное богатство могли целиком профукать – пустить по ветру. И колхоз Ильи Фомича тоже.
И что же взамен? В 1990-е годы распустили слух, что земля теперь каждой семье якобы возвращается, открывается семейный бизнес. Но оказалось, чтобы оформить на это право, то есть выделяемую семейную долю, надо было заплатить огромные деньги, всех членов семьи привести в регистрационную палату, а это было нереально. И они свои доли за бесценок продавали тем же богачам. Потом кое-что отменили. Но и ныне преодолеть всю земельную бюрократию может только тот, у кого много денег. Стоит нанять юриста, дать взятку – и проблема решится, как утверждает один известный высокий специалист-аграрий.
Но и это не панацея. Вдруг обнаружилось, что обещанной крестьянам землей уже владеют некие лендлорды – агрохолдинги, а хозяева их находятся в зарубежных офшорах – на Кипре, например. И власть смотрит на это сквозь пальцы.
Вот так и задавили русского крестьянина, для которого сейчас семена, удобрения, техника, налоги и пошлины – все становится неподъемным, а зерно не находит сбыта в своей стране.
– И куда с тобой вернулись-то? – часто шутит, глядя на портрет свое крепостной прародительницы Илья Фомич. – Опять в твой век феодальный? Но нет, не будет этого, к черту феодализм – и капитализм тоже, вместе взятые!
Даже президент признал, что капитализм этот зашел в тупик, и ему придется новый курс принимать, который КПРФ и ее союзники предложили и показали всей России, как нужно работать и чего можно добиваться.
Ведь впервые в стране при поддержке КПРФ создано 25 народных предприятий, а совхоз имени Ленина недавно отметил свое 105-летие. И без широкой поддержки этого опыта страну не возродить.
А как радовался Илья Фомич, когда ему удалось побывать в Кировской области, в старинном вятском селе Вожгалы, которое было основано в 1690 году! Здесь в Преображенской церкви в 1863 году венчались родители великого русского оперного певца Федора Ивановича Шаляпина – Иван и Евдокия, позже они жили в селе.
Но знаменито село не только этим. В советское время тут было образовано сельскохозяйственное товарищество, которое переросло в колхоз «Красный Октябрь», давший стране девятнадцать Героев Социалистического труда. Колхоз стойко пережил перестроечные времена и с тем же названием существует и развивается сейчас.
На площади села словно попадаешь в Советский Союз, а Илья Фомич будто побывал в своем колхозе. Здесь можно увидеть показатели за минувший год по животноводству, посевам, мясу и молоку. Рядом стоит памятник Герою Социалистического труда, бывшему бессменному председателю колхоза П.А. Прозорову.
Есть в селе и необычная достопримечательность – трактор, установленный в честь первых сельскохозяйственных коммунаров. Существует до сих пор Музей колхоза, основанный в 1984 году.
Село Вожгалы развивается. Здесь есть все, что нужно для жизни, поля ухожены. Предприятие занимается разведением коров холмогорской породы. А в уютной столовой колхоза можно вкусно пообедать. Какой же ароматный и вкусный хлеб выпекается в местной столовой!
Умные, далеко смотрящие вперед люди, местные руководители, сохраняют это богатое наследие советского прошлого – и все делают, чтобы добиться еще лучших результатов, именно таких, каких ждут в стране все люди. И наши воины, сражающиеся с неофашизмом на Украине за то, чтобы больше происходило добрых перемен в нашей жизни, тоже.
А. ЗАСИМОВА
г. Пушкино,
Московская обл.