В 1998 году в Канаде был сертифицирован вертолет Ка-32, что открыло ему путь на широкий мировой рынок. Сегодня камовская машина сертифицирована практически во всех странах мира и успешно эксплуатируется в Европе, Азии и Америке. По управляемости, устойчивости, компактности и грузоподъемности вертолетам семейства Ка-32 до сих пор нет конкурентов среди одноклассников со всего мира.
Задачи освоения Арктического региона СССР и продления ледовой навигации в Северном Ледовитом океане привели к необходимости создания нового вертолета, который мог бы выполнять работы по проводке ледоколов и доставке грузов в Арктике в самых суровых условиях. Новый Ка-32 стал развитием поисково-спасательного вертолета, созданного в интересах Военно-Морского флота СССР. Изначально нацеленный исключительно на работу в Арктическом регионе, позже Ка-32 стал позиционироваться как многоцелевой всепогодный вертолет круглосуточного применения для широкого круга гражданских приложений. Этому способствовало максимальное использование преимуществ соосной схемы: небольшие габариты, отсутствие рулевого винта и высокая маневренность. Эти качества сделали Ка-32 незаменимым для работы в условиях тесной городской застройки, в горах, на сложных строительно-монтажных операциях и т.д.
Ровно 50 лет назад, в декабре 1973 года, летчик-испытатель Евгений Иванович Ларюшин выполнил первый полет опытного вертолета. На опытном вертолете тогда впервые в истории освоения Арктики была осуществлена проводка атомного ледокола «Сибирь» с караваном судов в условиях полярной ночи.
Есть люди, чьи имена составляют гордость отечественной авиации, их профессиональное мастерство и чисто человеческие качества являются примером для многих и многих молодых летчиков. Евгений Иванович Ларюшин, безусловно, из их числа. В 1976 году первым из ОКБ Камова он был удостоен звания заслуженного летчика-испытателя, в 1982 году стал Героем Советского Союза. За испытания именно вертолетов марки «Ка» Е.И. Ларюшин был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями. Ларюшин был одним из ведущих летчиков-испытателей фирмы «Камов». Он представлял камовские вертолеты во Франции, Японии, Швеции и Югославии. Сам уже как педагог и наставник подготовил целую плеяду летчиков ВВС и ВМФ, летчиков-испытателей МАП и МГА.
Учитывая, что приоритет имела противолодочная версия вертолета, создание гражданского Ка-32 несколько затянулось – такая машина пошла в серию только в 1980 году. За несколько лет были созданы модификации Ка-32Т – транспортная; Ка-32С – судовая, с аппаратурой ледовой разведки и баллонетами для посадки на воду; Ка-32К – летающий кран с дополнительной кабиной для оператора. При этом все версии отличало использование современного пилотажно-навигационного комплекса с РЛС, позволяющей летать над безориентирной местностью в условиях полярной ночи. Ка-32 способен перевозить 13 пассажиров, нести до пяти тонн груза на внешней подвеске и до 3,5 тонны в кабине, работать при ветре до 20 м/с, что особенно важно при полетах в горах. Наличие противообледенительной системы позволяет работать при отрицательных температурах.
Первоначально в качестве основного назначения Ка-32 предполагалось его использование для разведки ледовой обстановки в экстремальных северных условиях Арктики днем и ночью, однако позже было решено разрабатывать вертолет для многоцелевого всепогодного применения: для поисковых и спасательных работ, транспортных перевозок, разгрузки судов и обслуживания буровых платформ, крановых работ при монтаже оборудования, вывозке пакетов ценной древесины, патрульной службы и других целей.
В 1983–1985 годах на вертолете было установлено 7 мировых рекордов: время подъема на высоту 6000 м – 4 минуты 46 секунд; максимальная высота в горизонтальном полете – 6552 м; время подъема на высоту 3000 м – 2 минуты 11 секунд; максимальная высота – 8520 м; высота подъема с грузом 1000 кг – 7305 м; высота подъема с грузом 2000 кг – 6400 м.
При ликвидации аварии в Чернобыле вертолет именно этого типа проводил дозиметрическую разведку, опуская датчики для замера уровня физических полей излучения с высоты 250 метров в вентиляционную трубу аварийного блока АЭС.
Вертолет по достоинству оценили зарубежные эксплуатанты. Летом 1990 года в Швейцарии Ка-32Т успешно выполнил большой объем работ по устранению последствий снежной бури, после чего авиакомпания Heliswiss выразила намерение купить вертолет для постоянной эксплуатации. В 1991 году в Канаде Ка-32Т выполнил работы по трелевке древесины, после чего авиакомпания VIH Logging также выразила желание приобрести вертолеты. Для их постоянной коммерческой эксплуатации на Западе требовалась сертификация, в связи с чем фирма «Камов» приступила к разработке глубокой модификации Ка-32А, которая должна была удовлетворять международным нормам летной годности. Перед камовцами стояла сложная задача: вместе с работами по сертификации вертолета параллельно в сотрудничестве с ведущими отраслевыми НИИ работать над созданием национальных норм летной годности. Это позволило развернуть работы по сертификации вертолета за рубежом, что было совсем непросто: ограничение сертификации отечественных вертолетов в западных странах являлось одним из способов конкурентной борьбы, поскольку ключевым фактором их продвижения на мировые рынки являлась сравнительно низкая цена при высоких характеристиках. Тем не менее опыт адаптации отечественных вертолетов к западным требованиям уже имелся: в конце 1960-х годов гражданский Ка-26 впервые успешно прошел путь отдельных зарубежных сертификаций. В случае с Ка-32 удалось сделать это на новом, более высоком уровне.
Сейчас этот вертолет широко применяется в Швейцарии, в США и Канаде, в Тайване и Испании, а также в Китае, Индонезии и Южной Корее, Бразилии и Индии. Всего в 34 странах. Было выпущено более 240 машин, из них свыше четверти изготовлены в версии Ка-32А11ВС. Дальнейшим развитием программы стал многоцелевой Ка-32А11М, премьера которого состоялась на МАКС-2021. Вертолет получил новую силовую установку с более мощными двигателями, новый комплекс БРЭО, «стеклянную» кабину, адаптированную для работы с очками ночного видения, и новую систему пожаротушения СП-32, имеющую электрический обогрев, что впервые в мире позволяет использовать ее зимой при температуре до –20 градусов Цельсия.