Сергей ВАРЗИН, военный врач, полковник медицинской службы в отставке
«Большинство студентов-медиков сутками работают в медицинских учреждениях и не могут полноценно учиться…»
Нужны ли России квалифицированные врачи?
Сергей Варзин: По последней информации, их нехватка в стране составляет не менее 28 тысяч. Следовательно, ответ очевидный – нужны. При этом что делает государство? Закрывается институт интернатуры, а в России – это год подготовки выпускника медицинского вуза по одной из избранных им специальностей, сокращается набор на бюджетные места в ординатуру, при этом увеличивается число внебюджетных мест в нее же. Стипендия у студентов-медиков в Санкт-Петербурге государством определена в объеме около 2 тысяч рублей в месяц. Такая же ситуация у студентов-политехников, экономистов, финансистов и так далее. Не каждый отважится жить на такой «доход» в течение 5–6 лет.
Как же студенты умудряются прожить на такие деньги?
Сергей Варзин: Согласно анкетному опросу, проведенному между студентами-медиками Петербурга, примерно половина из них получает финансирование от родителей или родственников. Остальные работают. 48% студентов имеют постоянное место работы.
Из сказанного делаем выводы. Вероятно, те студенты, которые обладают хорошими способностями и могли бы поступить в медицинский или иной вуз, но не имеют должного материального обеспечения, не будут в него поступать. Страна лишается в будущем талантливых врачей и иных специалистов. Низкая стипендия является своеобразным фильтром для талантливой, но бедной молодежи. Получить высшее образование смогут в основном дети обеспеченных родителей либо волевые упорные молодые люди из бедных слоев населения, которых не так уж и много.
Что вы думаете о размере студенческой стипендии?
Сергей Варзин: Сегодня студент в Санкт-Петербурге получает стипендию, которая в восемь раз меньше прожиточного минимума, и чтобы выжить, ему приходится работать. Есть студенты, которые получают повышенную стипендию – около 5 тысяч рублей, но таких немного. Но она опять-таки существенно меньше прожиточного минимума.
В этой связи уместен вопрос: а является ли стипендией мизерная выплата 2000 рублей в месяц?! И что это за выплата? Насмешка, издевка?! Целью стипендии является стимулирование лиц, проходящих обучение по конкретному профессиональному направлению. По этой причине успеваемость обучающегося должна напрямую влиять на размер получаемых выплат. Но так ли это происходит на практике? Стипендия – это то, на что можно жить и учиться, не отвлекаясь на другие заботы!
…А во время вашей учебы какая у вас была стипендия?
Сергей Варзин: В Советском Союзе стипендия студентов составляла около 36–40 рублей в месяц. Это была настоящая стипендия, и ее хватало на проживание в общежитии и на качественное питание в течение месяца. Я получил образование в Военно-медицинской академии, в которой мы получали военную форму, первые четыре года были на котловом довольствии (то есть нас три раза в день кормили в курсантской столовой), стипендия в этот период росла от первого курса до четвертого от 7,15 до 8,30, 15,30 рублей; на пятом-шестом курсах – 87 рублей на руки.
При том что месячная зарплата обычных тружеников составляла в среднем 80–130 рублей, у выпускников военных училищ – лейтенантов – 220–260 рублей, у преподавателей вузов, доцентов – около 300 рублей, у профессоров – около 500 рублей.
Такие стипендии студентов и зарплаты профессорско-преподавательского состава вузов свидетельствуют о понимании руководителей того, советского, периода истории нашего государства роли системы образования, в том числе военной, в созидании и поддержании мощи государства, оборонной, экономической, культурной, духовной и так далее.
По моим приблизительным расчетам, советский рубль соответствует сегодняшним 800–1000 рублям. Следовательно, сейчас студенты должны получать по аналогии с нашим славным прошлым 29–36 тысяч рублей. Но они не получают даже прожиточный минимум для трудоспособного населения – 16 452 рубля!
Большинство студентов медицинских вузов (примерно 75%) работают в медицинских учреждениях – медсестрой, медбратом – это 7–8 суточных дежурств в месяц. А в больнице не отдохнешь, там тебе некогда спать, всё время везут больных, если это скорая помощь. Работая в больнице сутки через трое, студент пропускает учебные занятия. Когда же он приходит на занятия, если он приходит, он спит, а если не спит, то плохо соображает, заторможен, у него хуже работает память.
Наглядно это видно на экзаменах. Качество ответов стало существенно хуже, чем было раньше. У части студентов можно выявить признаки преждевременного профессионального выгорания!
Удивительно то, что эту важную проблему не поднимают ректоры вузов, которые являются «отцами» своих студентов, и они должны заботиться об их благополучии.
По вашему мнению, чем это грозит?
Сергей Варзин: Страшно представить, что ожидает страну, если на рабочие места завтра придут недоучки врачи, инженеры, безграмотные учителя, преподаватели, судьи, следователи, адвокаты, офицеры и солдаты и так далее. Хотя подобное наблюдается уже и сегодня. Как анекдот могу привести пример. Сдал документы для конкурса на должность, одним их них был список моих научных трудов. Одна из работ была опубликована в сборнике, посвященном съезду КПСС. Так вот список этот мне вернули с просьбой раскрыть аббревиатуру «КПСС». А это – незнание истории своей страны.
Сотрудники аналитических служб должны готовить руководству страны прогноз развития государства на ближайшие годы. И вот буквально на днях в СМИ прошли сообщения о формировании дефицита специалистов в 2 миллиона человек к 2030 году, это где-то уже близко! Следовательно, прогнозы существуют, но их не принимают во внимание… или даже не читают… Почему?
Опять же, есть варианты: низкая квалификация, неспособность мыслить, создавать концепции, видеть причинно-следственные связи, халатность… на столь высоких должностях…
Российская трудовая общественность, которая считает Россию своим родным домом, а себя – неотъемлемой частью своего народа, рассматривает вопрос образования молодежи как фактор выживания нашего государства в ближайшем и отдаленном будущем, и не иначе.
Таким образом, для экономического поддержания студенчества, создания условий для его качественной подготовки необходимо обеспечить гарантированное финансирование всех студентов независимо от их успеваемости. Надо считать это финансирование вложением капитала в развитие человеческого потенциала, являющегося основой и резервом государства.
ИА Красная Весна