Справедливости ради: наше телевидение показывает не только гадкие сериалы типа «Троцкого». Пропаганда пропагандой, а надо же и рейтинги подтягивать. Абсолютный хит любого нынешнего праздника, особенно Нового года, – советские фильмы. На днях я видел опрос, какие фильмы россияне считают самыми новогодними. На первом месте оказался «Иван Васильевич меняет профессию», на втором «Ирония судьбы, или С легким паром!», на третьем «Чародеи». Полностью поддерживаю такой выбор! Говорю ответственно, что за всю историю нашего кинематографа не было создано ничего лучше для создания праздничного новогоднего настроения, чем советские фильмы. В данном случае я, разумеется, о комедиях и мелодрамах, потому что в других жанрах, например «Офицеры» или «Они сражались за Родину» в военном, советский кинематограф так же недостижим, как недостижим в нынешнее время наш луноход, высадившийся на Луне в 1970 году.
И если в СССР это были просто комедии или мелодрамы, по сути – зарисовки из окружающей нас жизни, поданные в художественной форме, то сейчас советские фильмы стали выполнять главную функцию кино при капитализме – бегство от реальности. Пока мы смотрим эти прекрасные фильмы, мы выпадаем из окружающей нас ужасной действительности. Причем, в отличие от западного или нынешнего кинематографа, построенного в абсолютном большинстве на вымысле, то, что мы видим в советском кино, та жизнь, которая там показана, – все это было, и большинство из нас прекрасно помнит те времена.
Думаю, главное достоинство наших фильмов, помимо того, что они сами по себе с любой точки зрения очень качественные и основательно сделанные, – это доброта. Именно по доброте был нанесен основной удар «рыночными реформами», и именно из-за них нам ее сейчас так катастрофически не хватает. Доброта и рынок несовместимы, это одно из самых отрицательных качеств с точки достижения успеха в конкурентной среде рынка, поэтому ей совершенно нет места в той духовной надстройке, которая, как плесень на протухшем продукте, вырастает на экономическом базисе рыночной экономики.
Но есть и зарубежное кино, французское, итальянское и даже американское, которое по своим художественным и моральным качествам вполне сопоставимо с советским. Это кино относится к совершенно определенному историческому периоду – годы после Второй мировой войны, когда человечество, пережившее самую страшную трагедию в своей истории, испытывало огромную потребность в доброте. По разным каналам к новогодним праздникам показывали замечательный, действительно замечательный, добрый фильм «Римские каникулы» 1953 года с Грегори Пеком и Одри Хепберн в главной роли (это была ее первая большая роль и сразу принесла ей «Оскара»). Этот фильм любили во всем мире и у нас в СССР тоже. Сюжет простой: настоящая принцесса, судя по сюжету, английская, хотя прямо об этом в фильме не говорится, во время официального визита в Рим сбегает из дворца и целые сутки попадает в разные, по большей части добрые и забавные приключения, из которых ее вытягивает обычный журналист, находящийся на грани увольнения. К концу суток журналист понимает, кто перед ним, но он не пользуется возможностью сделать сенсационный материал, так как опасается дискредитировать принцессу. Все кончается хорошо.
В 1954 году «Римские каникулы» получили «Оскара» за лучший сценарий. А вот тут самое интересное. История создания этого фильма трагична и драматична. Сценарий фильма написал бывший самый высокооплачиваемый и любимый сценарист Голливуда, убежденный коммунист, подвергнутый репрессиям, Далтон Трамбо. В 1943 году на фронте Далтон Трамбо вступил в Коммунистическую партию и сохранил верность идеалам коммунизма до конца своих дней.
После победы СССР в Великой Отечественной войне авторитет нашей страны в мире был невероятно высок. Левые идеи завладели самыми широкими слоями как рабочего класса, так и творческой и научной интеллигенции практически по всему миру. Тот же Голливуд в те годы был ими просто пропитан, что вызывало острейшее беспокойство у американского истеблишмента, которое вылилось в период маккартизма, репрессий и «охоты на ведьм». Трамбо и его коллеги-коммунисты, так называемая голливудская десятка сценаристов, были по наводке Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности посажены в тюрьму, а после освобождения занесены в черный список с полным запретом на профессию. Конкретно Трамбо был посажен в тюрьму за то, что не назвал комиссии имена своих товарищей по партии, за что его обвинили в «неуважении к Конгрессу».
Репрессии в отношении левых вообще и коммунистов в частности были для США правилом, причем не только в годы маккартизма, и проводились, как говорится, невзирая на лица. Помимо рядовых коммунистов и других людей левых взглядов, репрессиям подвергались даже самые-самые известные личности – например, Джон Леннон и Чарли Чаплин были в разное время высланы из страны, разлучены со своими семьями, а создатель американской атомной бомбы Роберт Оппенгеймер попал под запрет на профессию, был отстранен от работы и реабилитирован только в самом конце жизни.
Однако репрессии не помешали Далтону Трамбо написать сценарий сначала для «Римских каникул», а потом для знаменитейшего «Спартака», также собравшего огромное количество наград. Если вы смотрели эти фильмы, то помните, что они просто пропитаны левыми идеями.
За «Римские каникулы» «Оскара» получил друг Трамбо Ян Маклеллан Хантер, под чьей фамилией был выпущен сценарий. Сам Трамбо получил за этот фильм «Оскара» только посмертно, в 1993 году. Трамбо, на его счастье, умер в 1976 году и не дожил до разрушения СССР. Напротив, 1970-е годы были временем могущества нашей страны и торжества левых идей во всем мире.
В «Спартаке» по личному настоянию исполнителя главной роли Кирка Дугласа и режиссера Стенли Кубрика, которые грозили отказаться от работы, имя Трамбо, после долгой опалы, было указано в титрах.
Кроме того, Трамбо автор книги (1939) и фильма (1971) «Джонни взял ружье». Название книги отсылает к слогану призыва в американскую армию в конце XIX – начале XX века: «Джонни, возьми ружье!» Книга получила премию «Национальный бестселлер», а фильм – Гран-при Каннского фестиваля. Позднее, в 1989 году, именно по этому фильму «Металлика» сняла свой самый знаменитый клип «One» про молодого солдата Джо Бонема, потерявшего на Первой мировой войне руки, ноги, слух, зрение и речь, но оставшегося в сознании и вынужденного общаться с внешним миром с помощью азбуки Морзе, отстукивая ее головой о подушку. Это объясняет, почему «Металлика» ни при каких обстоятельствах не поддерживает и не поддержит нынешний украинский режим и, по косвенным данным, сочувствует России. К сожалению, книга и фильм основаны на реальных историях как минимум двоих таких солдат.
По биографии Далтона Трамбо в 2015 году был снят фильм, который так и называется «Трамбо», и две истории из него настолько показательны, что я позволю себе их воспроизвести. Первая объясняет, как и кто дает деньги на такие ярко выраженные антикапиталистические и антиколониальные фильмы, как «Аватар». В фильме продюсер, подписывая с Трамбо самый дорогой на то время контракт в истории Голливуда, прямо говорит ему: «Ты чертов коммунист, но твои сценарии прекрасно продаются!» Чем не отсылка к знаменитой цитате Ленина про капиталиста и веревку?
Вторая история из фильма – диалог между Трамбо и его восьмилетней дочерью:
«– Папа, а ты правда коммунист?
– Да, дочка!
– А я?
– А это мы сейчас очень просто проверим. Представь, что ты пришла в школу с бутербродом, а твой товарищ по классу очень беден, сегодня не ел и голоден. Что ты сделаешь?
– Конечно же поделюсь с ним!
– И ты не скажешь ему, чтобы он пошел и заработал? Не дашь ему взаймы часть бутерброда, чтобы он через день вернул тебе целый?
– Нет, я просто поделюсь с ним!
– Ну вот, получается, что ты настоящий коммунист!»
За последние десятилетия нам изо всех сил пытались внушить, что количество зла в мире – величина постоянная и зло даже полезно для прогресса, оно всегда было и якобы всегда будет. Я в это не верю. Зло может привести только к катастрофе, а выжить человечество сможет только когда научится быть добрым. Это очень непросто, потому что потребность в доброте часто наступает после страданий. Доброта – качество универсальное, и оно же основа любой левой идеи. Если вы чувствуете чужую боль, чужое страдание как свое собственное – вы коммунист.
Доброта и коммунисты, уверен, все-таки спасут этот мир. С Новым годом, дорогие мои товарищи!
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь, Московская область