В ночь на 9 февраля на севере Москвы в трех жилых домах, стоящих рядом с метро «Аэропорт», произошел пожар, крупнейший в столице за последнее время.
Пожар начался в первом часу ночи на крыше дома №4 по улице Черняховского. Очень быстро произошло обрушение его чердака, и огонь перекинулся на два соседних дома – №4А и №2, стоящие рядом. В течение часа площадь возгорания возросла с 300 кв. м до 4000 кв. м.
Для тушения этого пожара было привлечено более 100 сотрудников экстренных служб, а также два вертолета.
Дома горели несколько часов, люди стояли на улице, наблюдая, как огонь охватывает всё новые и новые участки. По официальным данным МЧС, серьезно пострадавших при пожаре, к счастью, нет. Было эвакуировано около 400 человек, среди них – дети, пенсионеры, инвалиды-колясочники.
Для оказавшихся без родного крова людей в три часа ночи был открыт торговый центр «Галерея Аэропорт». Организована подача им воды и чая, расставлены стулья.
В результате пожара многие жители остались без крова. Сейчас все три дома отключены от коммуникаций, территория оцеплена спецслужбами, которые ликвидируют последствия тушения огня.
По предварительным данным, домой разрешат вернуться только тем, чьи квартиры находятся в доме №4А. Он пострадал от огня меньше всего, его жильцы смогут вернуться домой, как только будут убраны все последствия пожаротушения.
Жильцов домов №2 и №4А временно расселят в гостиницы. Даже забрать из квартир вещи вряд ли будет возможно – подходить близко к зданиям сейчас опасно, все фасады в сосульках от противопожарных мероприятий.
Пострадавшие от пожара дома – не рядовая московская застройка. Дом №4 по улице Черняховского, восьмиэтажное кирпичное строение с семью подъездами, был построен в 1957 году по индивидуальному проекту. Практически вплотную к нему, буквально под одной крышей согласно проекту расположились еще два дома.
Дом №4 был необычным не только внешне. Он принадлежал ЖСК «Московский писатель». В разные годы в нем жили выдающиеся советские драматурги, поэты и писатели: Алексей Арбузов, Константин Симонов, Белла Ахмадулина, Лев Безыменский, Самуил Алёшин, Александр Зархи, Лев Гинзбург и другие. До сегодняшнего утра в нем проживали советский и российский актер театра и кино Михаил Ножкин, оперная певица Галина Борисова, певица Наталья Штурм, актриса театра и кино Виктория Лепко, дочка и внуки советского драматурга и сценариста Виктора Розова.
Шестиэтажный дом №2 являлся одним из известных «кинодомов». Здесь жили кинорежиссеры Владимир Вайншток, Евгений Ташков, Павел Арсенов и другие.
Оригинальный внешний вид жилого комплекса для творческой интеллигенции, к сожалению, сыграл свою роковую роль в этой трагедии.
О причинах пожара пока можно лишь догадываться.
Следствие рассматривает несколько версий. Главной пока называют нарушение работы оборудования системы антиобледенительного обогрева края кровли и водостоков здания. Систему снеготаяния установили около двух лет назад, но периодически она давала сбои. Местные жители жаловались, что всю неделю до пожара у них несколько раз отключалось электричество. Возможно, имело место нецелевое использование средств.
Ответственность лежит на руководстве ЖСК «Московский писатель», который обслуживает этот дом, выполняя функции управляющей компании. Приехавшие пожарные долго не могли приступить к работе из-за того, что люки для подключения пожарных машин были примерзшими и завалены снегом, а призванные следить за их состоянием коммунальщики долго не могли их открыть. Пожарные долго не могли подключиться к колодцам – те обледенели, их никто не чистил.
Но это не единичный вопиющий случай. Просто вал масштабных коммунальных аварий, сотрясающих регионы страны, докатился и до Москвы.
В принципе, это было ожидаемо. Изношенная инфраструктура и коммуникации, переданные в свое время «эффективным собственникам», да так и не возвращенные, вопреки здравому смыслу, обратно, давно выработали свой ресурс. За замерзающие дома без света, тепла, воды по-прежнему в ответе «стрелочники». А отвечать за развал системы ЖКХ очевидным образом не хочет никто.
Возможно, столь масштабный пожар в Москве, оставившей без крова большое число представителей творческой интеллигенции, заставит взглянуть на проблему по-новому. Невольно задаешься мыслью – что будет, если в столице полыхнет не шести-восьмиэтажное здание, а небоскреб? Успеют ли эвакуировать его жителей? Обойдется ли без жертв?
Ну а пока СК возбудил уголовные дела за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 219) и за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ). Фигурантов у них пока нет.
Юлия МИХАЙЛОВА