15 февраля исполняется 35 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. За прошедшие десятилетия неоднократно менялась оценка тех известных афганских событий последней четверти минувшего века: от восторженных «С поставленной задачей успешно справились!», «Интернациональный долг выполнили!» до полного неприятия, даже осуждения участия наших соединений и частей в боевых действиях на территории граничившего с СССР южного соседа. Более того, ввод и пребывание ограниченного контингента советских войск в Афганистане стали называть одной из причин развала Советского Союза – дескать, экономика страны не выдержала непосильной военной нагрузки, а наша армия, потеряв в афганской войне за неполные десять лет 15 тыс. солдат и офицеров, а также бесчисленное множество оружия и боевой техники, потерпев серьезное поражение, была вынуждена убраться восвояси.
Ветераны-«афганцы» обычно не называют те события войной. К концу 70-х годов прошлого столетия в реальной мощи советских вооруженных сил не сомневались даже в США, чьи военные базы опутали фактически всю планету, чья экономика, занимавшая первое место в мире, способна была надежно обеспечить военно-политическое прикрытие ее глобальных интересов и амбиций. Следует подчеркнуть: если Советскому Союзу понадобилось бы использовать в Афганистане лишь некоторую часть своего военного потенциала и боевого арсенала, наверное, все горы этой страны можно было сровнять с землей, превратить ее территорию в безжизненную, безлюдную пустыню.
Но мы шли туда не воевать, не видоизменять прекрасный по-своему природный ландшафт этой страны! Шли оказать помощь афганскому народу в становлении народной власти, в защите завоеваний Апрельской революции 1978 года от внешних угроз и внутренних врагов. Так же, как задолго до этого многие-многие годы советские специалисты помогали здесь возводить промышленные предприятия, строить школы, больницы, дороги, совершенствовать и развивать инфраструктуру, готовить национальные кадры. И входили не самовольно, а по настоятельной, неоднократно повторенной просьбе законного правительства ДРА. В отличие, например, от армии США, некоторых ее союзников по НАТО, которые с начала XXI века без малого двадцать лет бесцеремонно размещались и без какого-либо международно признанного мандата действовали в Афганистане, в конечном итоге позорно бежав оттуда.
Ограниченный контингент советских войск со стоявшими тогда перед ним задачами в целом справился. Наши воины выходили «из-за речки» по Хайратонскому мосту и в других местах с гордо поднятыми головами, с развернутыми, празднично развевавшимися боевыми знаменами соединений и частей. И Родина достаточно высоко оценила ратный труд и подвиг воинов-«афганцев». Всем им, участвовавшим в боевых действиях, было присвоено звание воинов-интернационалистов, день окончательного вывода войск из Афганистана, 15 февраля, назвали Днем памяти воинов-интернационалистов, а законом «О ветеранах» предусмотрели определенные льготы как ветеранам боевых действий.
Уместно также особо отметить, что наши «афганцы» оставили о себе добрую память как среди простых жителей до сих пор охваченной войной Исламской Республики Афганистан, так даже и у прежде заклятых врагов – убитого позже террористами лидера этнических таджиков Ахмадшаха Масуда, этнического узбека генерала Дустума и других. О «шурави» – советских специалистах и воинах советской армии – здесь до сих пор (!), уже с приходом к власти талибов, выдворивших из страны ненавистных янки, отзываются с уважением, вспоминают с нескрываемой ностальгией.
К сожалению, постперестроечное высшее руководство России и значительная часть российского общества, пережившего со всей страной шок от развала некогда великого Советского Союза, занятые новыми заботами, решением насущных проблем «лихих» 1990-х годов, последующим стремлением «поднять с колен» разваленную социалистическую экономику, сменили ранее данные афганским событиям положительные оценки на противоположные. Более того, ввод в Афганистан и пребывание там советских войск стали считать политической ошибкой, стратегическим и тактическим провалом. Признаюсь, было досадно и обидно, что в Российской Федерации, объявившей себя правопреемницей СССР, будто бы считали обузой, «неудобной», саму суть интернациональной миссии наших воинов в ДРА и хотели бы стереть этот период из фактически недавней истории прежде единой страны. На официальном уровне стали избегать упоминаний о той многолетней эпопее, видимо, стремясь предать ее забвению. Даже на юбилейных мероприятиях, посвященных выводу войск, редко можно было увидеть верховного главнокомандующего, председателя правительства, других высших должностных лиц Российской Федерации.
Например, помню, как в феврале 2014 года на торжественном собрании ветеранов-«афганцев» в Большом кремлевском дворце, где и мне довелось присутствовать, из руководства страны принимал участие только губернатор Московской области, бывший командующий 40-й армией, Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Всеволодович Громов, не забывший о своих соратниках – бойцах и командирах, выступивший с докладом и поздравивший собравшихся с 25-летием успешного завершения афганской эпопеи.
Новый подход к осмыслению, к давно ожидаемой позитивной переоценке афганских событий наметился лишь после 2016 года, когда к России за помощью обратился президент Сирийской Арабской Республики Хафез Асад. Его страну, большую часть которой уже занимали боевые отряды ИГИЛ (запрещенной в России и ряде других государств террористической группировки), ожидала настоящая катастрофа – полное поглощение созданным террористами так называемым «Исламским халифатом». Совет федерации одобрил соответствующий запрос верховного главнокомандующего Вооруженными силами России на оказание такой помощи.
Ее результат известен: в течение двух последовавших лет при непосредственной поддержке наших ВКС, моряков, разведчиков, саперов, ракетчиков и артиллеристов, военных советников сирийская армия очистила от многотысячной орды бандитов всех мастей больше 70% своей республики, готовится к завершающим освободительным операциям на севере и востоке страны. В Сирии уже налаживается мирная жизнь, в чем опять-таки активно помогает Россия. И можно с уверенностью сказать, что российские военнослужащие, как 35 лет назад советские солдаты в Афганистане, свой воинский и интернациональный долг в Сирийской Арабской Республике выполнили.
Заслуги тех и других одинаково дороги и ценны для нашей Родины. И это теперь снова начинают осознавать и признавать российская общественность, высшее руководство, правительство страны.
На фоне начавшейся почти два года назад специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины публичная смена позиции, быть может, не очень заметна: все наше внимание сейчас сосредоточено именно на СВО. И это вполне закономерно! Но то, что делают, чем днем за днем, месяц за месяцем занимаются наши солдаты, сержанты, офицеры на более чем тысячекилометровой линии боевого соприкосновения с противником, отчасти очень близко для выполнявших интернациональный долг в Корее, во Вьетнаме, в Афганистане, Сирии и в других государствах. Более того, российские воины идут вперед с особой миссией – освободить от бандеровской власти наших кровных братьев в Донецке, в Луганске, в Запорожье, на Херсонщине. Они – достойные наследники ветеранов Великой Отечественной войны, продолжатели славных боевых традиций воинов-интернационалистов. И не случайно все участники СВО также получают федеральный статус ветеранов боевых действий.
Налицо неразрывная связь многих поколений вооруженных защитников матушки России независимо от того, как она за свою многовековую историю называлась: Московская Русь, Российская Империя, Советский Союз или нынешняя Российская Федерация. И эту связь никому не разрушить! В единстве и боевом братстве – наша сила! В этом – основа наших достижений и побед, в этом – залог и одно из главных условий нашей обязательной предстоящей победы.
Виктор АБРАМОВ,
участник боевых действий в Афганистане