В конце декабря прошлого года на заседании Госсовета, которое было посвящено развитию отечественного образования, Владимир Путин поручил правительству разработать дополнительные меры поддержки педагогов для регионов, где зарплата учителей ниже средней по Российской Федерации. Например, моя родная Омская область относится к таким субъектам.
Проблема дефицита кадров в образовании становится самой острой и может иметь далеко идущие последствия для развития науки, промышленности и всей экономики страны. Добавлю к этому, что 2023 год стал рекордным за семь лет с точки зрения потерь специалистов в отрасли. За раз школу покинули 193,5 тыс. учителей. Сюда не входят руководители и вспомогательный персонал (например, делопроизводители, секретари и библиотекари). Однако если учесть и их, то в 2023 году из школ уволились в общей сложности 316,3 тыс. сотрудников.
Чаще всего бегут из школ учителя начальных классов. За семь лет число уволившихся выросло почти на 70%. Также больше стали увольняться учителя русского языка (на 48,8%), биологии (на 41,7%), математики (на 39,8%) и физкультуры (на 35,9%).
Сразу после новогодних праздников я сделал запрос в правительство России насчет мер, которые должны решить проблемы низких зарплат учителей. И вот получен ответ за подписью замминистра Александра Бугаева (скрины прилагаются). Помещаю его целиком и позволю себе некоторые комментарии.
– в ответе указано, что в декабре 2023 года была собрана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, на ней утверждены единые рекомендации для начисления зарплат в 2024 году;
– регионам рекомендовано принять меры по повышению размеров ставок заработной платы, не допуская различия в размере по одним и тем же наименованиями, квалификациям и т.д. Все было бы хорошо, но еще раз напомню: на оплату труда всей интеллигенции, включая работников образования, медицины, культуры, социальной защиты, в бюджете 2024 года выделяется 100 млрд рублей. Причем эта цифра не менялась с 2018 года и никогда не могла обеспечить исполнение указа президента Российской Федерации №597 от мая 2012 года;
– провести работу по упорядочению применяемых наименований видов выплат в структуре заработной платы в соответствии с длинным перечнем выплат комиссионного и стимулирующего характера. Другими словами, рекомендации предполагают упорядочение, а не повышение всех выплат внутри региона.
Как итог: о том, чтобы обеспечить принцип равной оплаты за равный труд в Российской Федерации в целом, или хотя бы уменьшить неравенство в оплате труда, речи не идет. Другими словами, рекомендации не имеют никакого отношения к поручению президента Российской Федерации.
13 февраля в Государственной думе было принято решение создать специальную рабочую группу по кадровым проблемам образования и медицины под руководством первого заместителя председателя Государственной думы Ивана Мельникова. По результатам этой рабочей группы в апреле должно состояться заседание Думы с приглашением министра просвещения, министра науки и высшего образования, министра труда. Я настаивал на том, чтобы был приглашен хотя бы заместитель министра финансов, поскольку думать, что кадровый кризис в образовании и медицине можно преодолеть, не затрачивая денег, это или полная утопия, или обман людей.
По поручению Ивана Мельникова буду готовить вопросы для правительства с тем, чтобы получить наконец достоверную информацию для принятия объективных решений.
Думаю, что по итогам работы комиссии я повторю запрос правительству, поскольку надо понять, намеревается ли оно действительно исполнить поручение президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда педагогов в регионах с невысокими доходами на душу населения, которых у нас большинство.
Олег СМОЛИН