29 февраля президент России В.В. Путин выступил с Посланием Федеральному Собранию. Оно длилось более двух часов и оказалось самым продолжительным за всю историю подобного формата. Миллионы россиян внимательно слушали слова президента. И это естественно, ведь каждый из них соизмерял сказанное со своими нуждами и чаяниями. Да и само выступление – программное по своему характеру – не могло не пробудить живейшего интереса аудитории. Интерес этот подогревали и многочисленные СМИ, аккредитованные на мероприятии. Присутствие зарубежных журналистов подчеркивало особую значимость момента.
Ожидалось, что в своем выступлении президент озвучит темы, остро волнующие каждого из нас. Затронет вопросы социальной политики, демографии, повышения качества жизни. Не обойдет вниманием ключевые проблемы экономики, защиты суверенитета. Даст анализ международной обстановки. От того, какие задачи будет поставлены и какие решения выработаны для их достижения, во многом будет зависеть развитие нашей страны в ближайшие годы. Не будет преувеличением сказать, что эхо этого Послания еще долго будет резонировать в умах и сердцах людей. Своим мнением на этот счет хотел бы поделиться с читателями «Советской России» и автор этих строк.
«Каждое Послание Федеральному Собранию – это прежде всего взгляд в будущее. И сегодня речь пойдет не только о наших ближайших планах, но и о стратегических задачах, о тех вопросах, решение которых считаю принципиально важным для уверенного, долгосрочного развития страны», – так начал свое выступление глава государства. Главным, на чем он посчитал нужным заострить внимание в самом начале, был вопрос о борьбе России за суверенитет и безопасность, о защите Донбасса и Новороссии. «Решающая роль в этой праведной борьбе принадлежит именно нашим гражданам, нашей сплоченности, преданности родной стране, ответственности за ее судьбу», – справедливо отметил он. Президент воздал должное мужеству защитников Родины и объявил минуту молчания в память о погибших героях.
«Так называемый Запад с его колониальными повадками, привычкой разжигать по всему миру национальные конфликты стремится не просто сдержать наше развитие – вместо России им нужно зависимое, угасающее, вымирающее пространство, где можно творить всё, что угодно. По сути, они хотели бы сделать с Россией то же самое, что сотворили во многих других регионах мира, в том числе на Украине: принести в наш дом разлад, ослабить изнутри. Но они просчитались – это сегодня уже абсолютно очевидная вещь: столкнулись с твердой позицией и решимостью нашего многонационального народа», – сказал В.В. Путин. В этих словах отразилось понимание истинных мотивов действий Запада в отношении России. Впрочем, об этом же президент не раз говорил и ранее.
Для того, чтобы обеспечить себе независимое развитие, стране требуется сделать многое по целому ряду направлений. И каждому из них в Послании нашлось свое место. Одним из важнейших путей в деле защиты суверенитета, повышения качества жизни граждан должны стать всесторонние экономические, технологические, научные и социальные преобразования. Именно об этом, по сути, шла речь в каждой строке Послания. Программа социальных мер, предложенная президентом, призвана поддержать семью, преодолеть демографический кризис, победить бедность.
«Хочу повторить: проблема бедности по-прежнему острая. Сейчас она прямо затрагивает более 9% населения страны, а среди многодетных семей, по оценкам, которые дают эксперты, уровень бедности составляет около 30%. Нужно поставить четкие цели и последовательно двигаться к их достижению: добиться, чтобы к 2030 году уровень бедности в России стал ниже 7%, а среди многодетных семей снизился более чем в 2 раза, хотя бы до 12%. То есть мы должны сделать особый акцент на снижении бедности, прежде всего для многодетных семей», – заявил В.В. Путин.
Подобное намерение главы государства, разумеется, нельзя не приветствовать. Абсолютному большинству наших сограждан хотелось бы, чтобы ситуация в данной сфере сдвинулась наконец-таки с мертвой точки и победа над бедностью стала в России историческим фактом – столь же впечатляющим, как и в Китае. Ресурсы для стремительного прорыва на этом направлении у нас есть: важно лишь не оставаться в рамках идеологии точечной поддержки отдельных категорий граждан, а реализовать комплекс мер – по-настоящему многовекторных и системных, затрагивающих всё общество снизу доверху.
Программа ускорения социально-экономического развития страны в Послании президента обрела несколько иное и более конкретное звучание по сравнению с предыдущими Посланиями. Его фундаментом на ближайшие годы, по мнению В.В. Путина, должны стать крупные инвестиции в инфраструктурные проекты. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать на основе анализа выступления.
Подобный путь в условиях общего замедления глобальной экономики, скорее всего, способен дать России нужный эффект. После того, как иссяк импульс от льготной ипотеки и миллионы квадратных метров нового жилья стоят нераспроданными, строительный комплекс может получить новое поле для приложения своих усилий, потянув за собой многие смежные отрасли. И если в результате этого в стране появятся новые школы и детские сады, поликлиники и больницы, новые автомобильные и высокоскоростные железные дороги, это будет очень хорошо.
Не меньший экономический эффект могут возыметь и крупные инвестиции в коммунальную сферу, изрядно потрепанную не только природными катаклизмами, но также непрофессионализмом управленцев и в особенности хроническим недофинансированием. Печальное выражение лица министра финансов в момент, когда президент с воодушевлением делился с присутствующими своими масштабными планами, вселяло надежду, что пресловутая «кубышка» наконец-то будет вскрыта по-настоящему. Впрочем, какого-либо иного источника капвложений, способных круто изменить облик российской экономики, пока не просматривается. До социализации еще далеко, хотя кто знает… Возможно, ситуацию отчасти поправит анонсированная в Послании налоговая реформа, но конкретных цифр в выступлении названо не было.
Сферу науки и высоких технологий, по всей видимости, тоже ожидают крупные денежные вливания, что совершенно оправдано. «Отечественная научная инфраструктура – наше мощное конкурентное преимущество как в сфере фундаментальной науки, так и в создании заделов для фармацевтики, биологии, медицины, микроэлектроники, химической промышленности и производства новых материалов, для развития космических программ», – развивал свою мысль президент. Реализация планов по достижению технологического суверенитета также способна дать России дополнительные шансы в острой конкурентной борьбе, обеспечить серьезный задел при переходе мировой экономики к новому технологическому укладу.
Озвученные главой государства новые меры поддержки, анонсированные нацпроекты и программы действительно поражают масштабом и широким охватом – по сравнению с предыдущими. Послание содержит большое количество конкретных поручений, адресованных правительству и парламенту. Успех в их реализации способен многое изменить в жизни десятков миллионов людей в лучшую сторону. Неудача же, напротив, приведет к потере драгоценного времени и вызовет глубокое разочарование в обществе. Она законсервирует и усугубит существующие проблемы, выведет их на новый уровень социально-экономического неблагополучия, а возможно, породит и новые, еще более острые. Всё это является очень опасным для будущего России.
Не факт, что нынешняя модель госуправления окажется способной справиться с таким резко возросшим объемом работы, ибо она создавалась под решение других исторических задач. Размах и конкретика Послания могут создать иллюзию «параллельной реальности», если во главу угла не поставить вопрос о механизмах осуществления задуманного. Чтобы воплотить в жизнь все идеи, заложенные в Послании, требуется иная управленческая модель. Ее основой должен стать Госплан, способный действовать в широком диапазоне планирования – от индикативного до директивного. В отсутствие такого органа стране придется очень туго, ибо нынешнее правительство – при несомненных заслугах и высоких компетенциях ряда министров, вице-премьеров и самого председателя правительства – вряд ли способно с этим справиться. Свести все инициативы воедино, сформировать некий генеральный план, по которому страна будет идти вперед, – на это способен только орган стратегического планирования, а не исполнительная власть в узком смысле этого слова, разъедаемая межведомственной конкуренцией за ресурсы.
Президент, надо полагать, это понимает. По крайней мере, его слова в заключительной части Послания пока вселяют осторожный оптимизм: «Считаю необходимым уже сейчас не только готовить проект бюджета на очередную трехлетку, но и верстать все основные расходы, инвестиции дальше, на период до 2030 года. То есть, по сути, нам надо формировать шестилетний перспективный финансовый план развития страны, который мы, конечно же, будем дополнять новыми инициативами. Естественно, жизнь будет вносить коррективы…»
Будущая модель госуправления, работающая на принципах стратегического планирования, должна стать более отраслевой и ориентированной на реальное производство, а не на банковскую и чиновничью математику. Ведь когда началась СВО, то в первую очередь встал вопрос не о деньгах, а о физическом наличии определенных видов продукции. Армии нужны снаряды, авиакомпаниям – самолеты. Наиболее эффективно перезапустить производство способны отраслевые министерства, созданные на ключевых направлениях. Уж точно не помешают нам воссозданные министерства гражданской авиации, оборонной промышленности и пара-тройка других наркоматов. В пользу этого убедительно говорит исторический опыт.
Президент, конечно же, прав, когда подчеркивает, что «главный результат наших программ измеряется не тоннами, километрами и суммой потраченных денег. Главное – это оценка людей, то, как меняется к лучшему их жизнь. Масштаб исторических вызовов, которые стоят перед Россией, требует предельно четкой, слаженной работы государства, гражданского общества, бизнеса». Но надо принять во внимание, что такая работа потребует подготовленных кадров. Их нехватка остро ощущается уже сейчас, превратившись в одно из главных препятствий для развития экономики и общества в целом. Совершенно очевидно, что этот дефицит – высококвалифицированных рабочих, грамотных инженеров, патриотически настроенных ученых и управленцев – невозможно восполнить за счет притока мигрантов, хотя об этом президент в своем Послании не сказал ни слова. Свои кадры надо старательно взращивать внутри страны, воспитывать и обучать. По сути, на повестку дня внесен вопрос о главной движущей силе будущих преобразований – о новой, подлинной элите страны. И здесь России есть на кого опереться.
Говоря об участниках специальной военной операции, В.В. Путин отметил: «Они и должны выходить на ведущие позиции и в системе образования и воспитания молодежи, и в общественных объединениях, в госкомпаниях, бизнесе, в государственном и муниципальном управлении, возглавлять регионы, предприятия в конечном итоге, самые крупные отечественные проекты. Такие подлинные герои и патриоты в жизни порой довольно скромны и сдержанны, они не кичатся своими успехами, не произносят громких лозунгов и слов. Но в переломные моменты истории именно такие люди выходят на передний план, берут на себя ответственность. Таким людям, которые думают о стране, живут ее судьбой, можно передать в будущем и доверить Россию».
Будет абсолютно правильно, если именно эти люди станут опорой для движения страны в будущее. Для той самой страны, которая вновь будет способна прославить себя ратным мужеством, трудовым подвигом и справедливым отношением к человеку. Именно к этому всегда настойчиво призывала КПРФ и наш лидер Геннадий Зюганов.
Дмитрий ГОРБУНОВ