«Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб – разлуки и дым, Наши девочки платьица белые Раздарили сестренкам своим…» – так написал Окуджава в 1958 году.
Тогда казалось, что после жутко-трагических 1941–1945 годов война никогда не вернется, а история расставания наших девочек с белыми свадебными платьями никогда не повторится.
Но грозные времена настали в XXI веке. Снова разлуки и дым. И новая драматическая участь настигла белые подвенечные платья.
Телерассказ об Истринской Мадонне, отдавшей свою белоснежную реликвию на зимнюю маскировочную сеть для наших бойцов, участников специальной военной операции (СВО), вызвал, как бы сказал А. Пушкин, «сильное и благое потрясение».
И до чего могут додуматься наши женщины в своем непреодолимом желании спасти, дождаться дорогого человека и быть счастливой!..
Сюжет о жительнице Истры Анастасии, пустившей свое свадебное платье на охранительную сеть, был показан на телеканале «360». Ее муж сейчас на фронте, на Донбассе. Маскировочная сеть должна закрыть его от смертельного дрона, от вражеского снаряда.
– А платье что? – рассуждала Анастасия. – Висит, пылится… А так – польза, прикроет бойца или его орудие от врага, может, спасет кому-то жизнь. А вдруг эта сеть попадет к моему мужу? Платье-то непростое, это символ любви и верности.
Анастасия говорила просто о расставании с белоснежно-кружевным нарядом. Хотя для каждой женщины то единственное памятное платье – вечно хранимая ценность, в которой кроется солнечный свет, молодость, счастье, радость. Даже если в шкафу тесновато, оно остается в семье навсегда.
Но тут война. И главным стало – сберечь жизнь солдата, отвести от него беду. Для этого женщина ничего не пожалеет.
Не случайно же ветеран труда Жолтикова Александра Александровна, вслед за Анастасией, принесла в центр плетения сетей свое свадебное платье, которое хранила 60 лет. И оно вместе с милыми рюшечками и складочками влилось в маскировочный оберег. «Ради жизни и ради победы!» – уверена Александра Александровна.
Принесла свое свадебное платье плетуньям и Людмила Ступина. Ее муж Эдуард Ступин погиб во время боя в Харьковской области 21 августа 2022 года. Он был командиром автомобильного отделения хозяйственного взвода роты материального обеспечения 12-го танкового полка.
После тяжелой утраты молодая вдова пожертвовала свое подвенечное платье для фронта. Людмила – постоянный помощник нашей армии, активистка волонтерского движения. Она старается делать добро во имя того, чтобы другие семьи дождались своих мужей, сыновей, отцов, братьев.
Немало платьев было отдано истринскими долголетам на маскировочные сети.
«Что это за ворох белого на столе у плетущих сети?» – удивилась актриса Яна Поплавская, увидев в работе участниц клуба «Активное долголетие». Ей объяснили, что это свадебные платья, принесенные для сетей. Яна на секунду застыла, а потом воскликнула: «Да в какой же стране еще найдутся женщины, готовые жертвовать своей драгоценной реликвией!»
– Да, у нас такие энтузиастки, что ничего не пожалеют для наших бойцов, – подтверждает Оксана Владимировна Мощицкая, руководитель истринского клуба «Активное долголетие». – Сети же требуют тканей. Зимой были нужны белые. И мы бросили клич… Нам стали приносить тюлевые занавески, простыни, пододеяльники, а потом – и свадебные платья. Все пошло в ход.
– …Понимаете, – продолжает Мощицкая, – мы вплетаем в эту маскировку тепло дома, если это тюль с окна. Если вплетаются простыни, пододеяльники, то эти вещи несут в себе охранную функцию. А части свадебного платья наполнены сакральным смыслом, в них – женское начало – тепло жены, матери, счастливые мгновенья жизни. И все это вплетается в сеть, как знак добра. А мы верим в добрые знаки, верим в обереги. Для женщины важно знать, что она внесла свой вклад и в сохранение жизни своего воина, и в победу. Это имеет огромное значение для тех, кто плетет сети.
Мы эти платья, тюли резали, и мечтали о том, чтобы все наши мужчины вернулись с фронта живыми, с победой. …Невозможно представить, сколько мы, кроме платьев, тюлей, простыней и пододеяльников изрезали на зимние сети».
Татьяна из г. Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа десять лет хранила свое свадебное платье. А когда в интернете прочитала, что женщины жертвуют своим сокровенным нарядом для фронта, то и сама решилась передать свое платье на сети.
Подхлестнуло еще и то, что она узнала о погибших на СВО из числа своих знакомых, друзей.
– С одним из тех, кто погиб, мы вместе работали, – рассказала Татьяна. – Он пропал в сентябре 2022 года, в первый же год СВО. Его звали Алексей, ему за сорок. Долго его искали, не знали, что с ним. А позже мы все узнали, что его нашли, он погиб. Есть, к сожалению, и другие наши сотрудники, не вернувшиеся из боя. Например, Власов, работавший в администрации, погиб. Это всё люди в расцвете сил, им по 40–45 лет. Очень жалко. Хочется чем-то помочь нашим защитникам. Вот и решила отдать платье. На тот момент в нашем городе сети не плели, только в Нижневартовске были такие центры. Туда я и передала платье, и оно было вплетено в одну из зимних маскировочных сетей. Очень надеюсь, что это помогло нашим ребятам укрыться от беспилотников или спасти блиндаж и победить при наступлении.
– Маскировочные сети очень нужны на фронте. Они и технику закрывают, и спасают жизни ребят, – уверена Надежда Козлова из Красноярска, организатор группы «Масксети Красноярск». – Ими и окопы должны быть прикрыты, и входы в них. Маскировать надо и небольшие временные стоянки для подвоза, куда доставляется снаряжение, там тоже все должно делается под закрытым навесом с маскировочными сетями. Переоценить необходимость маскировочных сетей для ребят, особенно когда они постоянно двигаются, невозможно. Сетей нужно много, разных по цвету и по текстуре. Поэтому все пункты плетения, которые есть в России, максимально загружены.
Для качественных сетей используется основа, которая представляет собой рыбацкую сеть из капрона, толщиной не менее единицы. По периметру она обшивается веревкой. Каркас у такой сети получается очень прочным. На сети делаются дополнительные петли, чтобы ребята могли ее растянуть где угодно и повесить без усилий на дерево или на блиндаж. Фон забивается материалами, которые проверены тепловизорами, аппаратами ночного видения. Мы используем только тот материал, который лучше всего себя показал на разрыв, на светопроводность и светопроницаемость. Работать могут и взрослые, и дети. Есть разные процедуры – нужно делать нарезку, нужно плести, вплетать специальный материал, потом – обшивать шнуром, усиливать каркас.
В пункте нас работает до 130 человек, каждый может приходить в свободное от работы, учебы время с 9.00 до 21.00.
Все работы мы делаем бесплатно, мы волонтеры. Но нам нужны деньги на материалы. Тканей уходит много. Сейчас предлагаются сети заводского изготовления, но наши качественнее. И цвета наши не распознаваемы квадрокоптерами.
Надежда, кажется, все знает про сети. Но прерывается и просит указать телефон и адрес их пункта, может, кто-то откликнется и окажет посильную помощь для приобретения тканей на маскировочные сети.
Для благородного дела идем навстречу волонтерам:
г. Красноярск, «Каменка», Красноярский Дворец Молодежи (КДМ), ул. Павлова, 21. Телефон: +7 (913) – 589 – 47 – 67.
В Красноярске есть и другие пункты, где не только сети плетутся, но и шьются различные вещи, тоже очень нужные для бойцов СВО. Есть общественная организация «Золотые руки ангела». Руководит им Анна.
По ее словам, маскировочные сети, изготовляемые «золотыми руками ангела», состоят из легких непромокаемых материалов, цветовая палитра их наиболее подходящая для наступающего весенне-летнего сезона – сажа, копоть, грязь.
А еще «золотые ручки» шьют блиндажные матрасы, которые наполняются тюлевыми занавесками.
– Наши женщины поснимали уже со всех окон тюли, занавески и торопятся как можно больше нашить матрасов, они очень востребованы на фронте, – отмечает Анна.
Как образовалась организация?
– Это результат гражданской инициативы. Собрались граждане страны великой и решили, что нужно помогать армии. И всё, стали помогать. Начало было положено в Москве два года назад. Инициативу подхватили тысячи женщин по всей РФ. Сейчас в 120 городах действуют аналогичные организации.
Красноярское отделение гражданской инициативы возглавила она, Анна.
– А знаете, как получилось? У нас же ничего не было. Мы нашли для своей работы помещение в нежилом здании, предназначенном под снос. Пока оно стоит и неизвестно, когда его уберут, мы решили воспользоваться возможностью, навели порядок и работаем.
Так и трудятся неутомимые ручки россиянок, приближая желанную победу.
А если кто может помочь, вот адрес:
г. Красноярск, ул. Матросова, 30 Т. «Золотые ручки ангела». Телефон: +7 (996) 427 – 88 – 25.
В Истринском клубе «Активное долголетие» поняли, что не могут оставаться в стороне, как только было объявлено о проведении на Донбассе СВО.
– Это был февраль 2022 года, – вспоминает Оксана Владимировна Мощицкая. – Начали с вязания носков. А потом перешли на плетение маскировочных сетей. После зимней белизны пошли другие краски, и уже надобятся другие ткани и цвета. Мы внимательно смотрели телехронику, когда передавали о Донбассе, где наши ребята воюют, приглядывались к краскам. И поняли, что нужны желтый, коричневый, серый цвета, зелень необычного оттенка, что нужно делать такую маскировку, как земля. Но таких тканей мы не находили. Что делать?
И придумали. Стали покупать красители, окрашивать ткани, добиваясь нужных цветов и оттенков… Теперь плетем сети для весны, лета. Используем цвета желтый, коричневый. Красим, выписываем красители различные… Я их мешаю – хаки, коричневый, черные тона, зеленый, и добиваюсь нужных оттенков. Договариваемся на предприятиях, берем все остатки тканей, красителей, из дома притащили всё подходящее.
И что радует: зачинателей было 7–10 человек. А теперь присоединились наши серебряные волонтеры, бабушки со всего округа подключились к изготовлению необходимых для фронта вещей: кто-то сети плетет, кто-то свечи отливает. Такие вот неутомимые у нас долголеты. И молодежь привлекают, даже дети участвуют.
– Я понимаю, – подчеркивает Оксана Владимировна, – что наша работа нужна всем. Нужна там, бойцам, но нужна и нашим бабушкам! Это то поколение, советские люди, которые генетически помнят еще ту войну. Они либо маленькие были тогда, либо от родителей им это досталось, память осталась, и они не могут сидеть сложа руки, когда Родина в огне. У них генетически заложено – помогать! И генетически заложена любовь к Родине! Они не могут Родину оставить, для них нет чужих.
Ко мне приезжали молодые корреспонденты и спрашивали, кто занимается сетями, свечами. И не могли понять эти молодые журналистки, как это люди, у которых никого нет в СВО, никто не погиб на этом фронте, так бескорыстно трудятся для победы над нацистами. Я пыталась им объяснить, что это за люди, какая это крепкая общность, и что эти люди отдадут последнее ради Родины, ради солдата, защищающего родную землю.
Мы помогаем собирать гуманитарные грузы, когда организуются конвои. Бабушки, как своим детям, стараются бойцам вкусняшек передать, некоторые пекут свои пироги. А потом получаем фото: солдаты, довольные, уплетают домашние пироги. А мы здесь все счастливы непередаваемо.
Получаем и звуковые письма – благодарственные. С солдатского привала, из Белгорода приходят фотографии. Ребята благодарят за посылки, за вкусности…
Но мы не только бойцам шлем свои посылки, шлем и мирным людям, пострадавшим от обстрелов. Очень много у нас дел…
Действительно, нет покоя женским рукам, женским сердцам. Всё хотят успеть, всех согреть, накормить и спасти для жизни, для будущего. Невольно вспоминается зов Ярославны из «Слова о полку Игореве»:
«Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне, Чтоб забыла слезы я отныне, Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Воины наши слышат этот зов своих жен, матерей, сестер, невест, надевая сшитые женскими руками баффы (шарфы шейные специальные), балаклавы, связанные нашлемники, носки, укрываясь маскировочными сетками, сплетенными «золотыми руками ангела» или освещая окопы и блиндажи свечами, выплавленными энтузиастками в не совсем подходящих для этого комнатухах.
Быстро, быстро работают изящные ручки. Надо много сделать, много успеть, чтобы их защита своевременно пришла к солдату, сражающемуся за правду. Этим порывом охвачена сегодня вся Русь. «Всё для фронта, всё для Победы!», повторяют призывы времен Великой Отечественной войны мастерицы кружевных оберегов.
Галина ПЛАТОВА