Против этих законотворческих хитросплетений выступил депутат Госдумы, известный эколог, защитник лесов и рек, лауреат премии «Слово к народу» Анатолий Николаевич Грешневиков. Он убеждал думское большинство не принимать вредный во всех отношениях законопроект о создании лесных дорог.
А кому вдруг такие дороги понадобились? Да все им, олигархам, жаждущим и дальше наживаться на лесных богатствах России. Под видом строительства дорог можно сколько угодно вырубать лес, а появятся лесные дороги – они позволят с комфортом вывозить древесину и охотиться на зверушек.
Инициативу о строительстве лесных дорог, принятую «Единой Россией» в первом чтении, Анатолий Николаевич раскритиковал в пух и прах. Вот что он сказал:
– Уважаемые коллеги, в недавнем послании президента перед Государственной думой был поставлен, по крайней мере, один хороший вопрос – повысить зарплату лесникам. К сожалению, мы рассматриваем законопроект не о том, другой.
Я думал, что в связи с затеянной сейчас в регионах очередной оптимизацией лесничеств – начиная с Челябинска, уже и у нас в Ярославле идет, – появится соответствующая законодательная реакция. Но вместо темы сбережения лесов, расширения штатов лесничеств, получаем законопроект прямо противоположного содержания.
Вы посмотрите, что творится на местах.
Губернатор Ярославской области Евраев решил создать областное управление лесничествами, и заодно в 15 городах и районах будут сокращены штаты, уберут руководителей лесных хозяйств – 15 человек с опытом 20–30 лет, это инспектора, водители. Положено, скажем, четыре водителя, – останется один. И тут возникает вопрос: а для кого лесные дороги и за чей счет?
Докладчик (Евгений Марков, ЛДПР) сказал, что финансировать строительство дорог будут предприниматели и иные экономические деятели. Я считаю, это обман. Этот законопроект на две с половиной странички. В нем не написано, за счет кого будет финансироваться строительство лесных дорог. Почему не указано?
По огромному количеству тех вопросов, которые у меня возникли, я понял, что закон не просто сырой, а вредный. Правильно сказал коллега (Вячеслав Мархаев, КПРФ), что он для лесной мафии скорее годится, чем для нас. Почему авторы законопроекта не указали источник финансирования – кто будет строить дороги?
Вот здесь коллега спрашивает про ответственность. А если бы конкретно написали, что строительство дорог будет осуществляться за счет лесных арендаторов, то те бы отказались их строить. Потому что последуют вопросы: а кто возьмет содержание этих дорог на баланс? Кто станет собственником? А если завтра этого арендатора посадят, кто будет содержать эту дорогу? А если арендатор, построивший дорогу и держащий ее на балансе, попадет в реестр недобросовестных арендаторов, кто будет нести ответственность за ее содержание? Нет ответа!
И причина понятна. Это специальная такая уловка, чтобы дороги строили иные «экономические деятели». Какие? Если это олигархи-охотники, – то так и надо написать. Только неизвестно, согласны ли они строить дороги. Законопроект умалчивает. В нем его сочинители не могли прямо написать, что это уловка. Потому как все финансирование ляжет на нищие городские районы и областные бюджеты.
Почему сейчас сокращают лесников? Уже повторная волна пошла. У них нищенские зарплаты. Почему Путин услышал их, и предложил поднять им зарплату? А вы – извините… Я считаю, не коррелируется данный законопроект с посланием президента.
Про границы. Даже правительство указывает, что нет механизма реализации нормы, касающейся границ. По границам фактически не предусматривается лесных дорог. Но даже эти поправки правительства не учтены.
Меня насмешила фраза, что «дороги будут строить граждане и юридические лица». Странно. Восьмая статья. Где б найти такого гражданина и юридическое лицо, которые бы приняли участие в строительстве дорог.
Исходя из всех вопросов, многие из них справедливо задавали ряд депутатов, но так и не получили ответов, я считаю, что данный законопроект надо отложить.
Для начала необходимо разобраться, что такое лесные дороги: аварийные, гравийные, с асфальтовым покрытием и иные. И – конкретно решить, кто все-таки возьмет на баланс строительство дорог? И тогда только обсуждать законопроект.
Фракция «Справедливая Россия» проголосует против принятия «дорожного» законопроекта в первом чтении. Измениться наше мнение может только после учета наших поправок.
На комитете по экологии мы подняли вопрос: не пора ли восстановить Министерство лесного хозяйства? Вопрос назрел, он поднимался уже в правительстве. Пора вернуть управление лесами с регионального уровня на федеральный. Тогда меньше будет проблем.
Сегодня многие из депутатов выступали по поводу послания президента. Прозвучала мысль, что мы, представители народа, должны формировать национальную элиту, включать в правительство, в губернаторские команды достойных граждан. Согласен, Государственная дума не должна стоять в стороне. Так, почему бы нам не выступить с инициативой о создании Министерства лесного хозяйства?
У нас вон мусорная реформа провалилась, – и никто за это не отвечает. На «культурном фронте» – тысячи деятелей культуры смотались за границу, предали Родину, – и никто не отвечает. Так пусть Государственная дума возьмет на себя ответственность за формирование правительства и учтет предложение о создании Министерства лесного хозяйства.
А по законопроекту, повторюсь, я категорически против. Многие коллеги высказали к нему свои замечания.
Призываю, коллеги, не принимайте такие законы. Давайте сформируем названное министерство, повысим зарплату лесникам и отменим все региональные реформы по оптимизации лесничеств.
Дайте лесникам хорошо работать. У них обход не 20 гектаров, а две тысячи. А если их еще сократить, то леса останутся совсем беззащитными. Пожаров и пиратских вырубок будет во много раз больше.