Сызрань – единственный в Самарской области город, в котором сохранился древний Кремль и первозданная архитектура XIX века. Сегодня он известен как столица популярных фестивалей – «Сызранский помидор», в ходе которого участники могут попробовать любимые блюда, и международного фестиваля духовых оркестров «Серебряные трубы Поволжья».
Археологи, проводившие раскопки в районе сызранского Кремля, установили, что на этом месте люди жили еще несколько тысяч лет назад. Уже тогда здесь существовали поселения охотников и торговцев. Официальная же история города началась только 340 лет назад.
По указу Петра Первого
Сызрань была основана по указу Петра Первого. В 1683 году он отправил на волжские берега воеводу Григория Козловского. Ему было приказано с полком «служилых людей» основать крепость на слиянии рек Волга и Сызранка. За несколько лет там был построен сызранский Кремль, состоявший из семи башен, окруженных валом и рвом.
Основанная как военный форпост, Сызрань быстро превратилась в один из важнейших торговых центров. В 1780 году Екатерина II учредила герб Сызрани – «черный бык в золотом поле, означающий изобилие сего рода скота». А еще через год город стал уездным – его включили в Симбирское наместничество.
В 1874 году здесь была проложена железная дорога и построен мост через Волгу, значительно сокративший путь до Оренбурга. Город стал четвертой мукомольной столицей России после Нижнего Новгорода, Саратова и Самары.
В начале XX века в городе разразился страшной пожар, который уничтожил более пяти тысяч домов. Сотни людей погибли в огне. С тех пор Сызрань застраивалась каменными домами, многие из которых сохранились до сих пор.
После революции Сызрань, возле которой были открыты крупные месторождения нефти и горючих сланцев, стала «вторым Баку». Здесь были созданы десятки предприятий, продукция которых пользовалась спросом не только в Советском Союзе, но и во всем мире.
Все для фронта, все для победы!
В годы Великой Отечественной 39 тыс. сызранцев ушли на фронт. Только за первые три дня войны добровольцами в действующую армию записалось свыше 16 тыс. горожан. Более 11 тыс. погибло на полях сражений. 26 жителей стали Героями Советского Союза.
«Когда я пришла в сызранское отделение КПРФ 28 лет назад, – рассказывает депутат Самарской губернской думы Марина Ерина, – то была под огромным впечатлением от рассказов коммунистов-ветеранов войны, таких как В.П. Ананченко, А.П. Дурнов, Б.П. Новиков, И.С. Макаров, В.А. Малюганов, А.Н. Колтыгин, Н.М. Овчинников. Это честные и преданные делу партии люди, многие из них писали заявление о вступлении Коммунистическую партию и комсомол перед смертельным боем, и передавали политрукам. Часть из них были ранены, но после госпиталя снова уходили на передовую. Ветераны Великой Отечественной войны стали «костяком» Коммунистической партии после развала СССР. Их преданность идеалам коммунизма и делу партии прошла испытание не только войной, но и «перестройкой». Они не изменили своим убеждениям, проводили огромную работу среди молодежи, и навсегда останутся для нас примером мужества и преданности своему делу».
В 1941 году сюда, на волжские берега, были эвакуированы 11 крупных заводов. К станкам встали школьники и старики. После смены они порой спали в цехах. Домой идти не было смысла – через 4–5 часов снова нужно было выходить на смену.
Сызрань стала городом стратегического значения. Промышленное производство выросло в 5 раз – эвакуированные заводы разгружались из эшелонов и тут же приступали к выпуску продукции. Всего месяц потребовался Днепропетровскому авиационному заводу, чтобы запустить здесь свое производство. Уже осенью 1941 года на авиазаводы страны и на фронт начали поставлять комплектующие и вооружение для Ил-2, Пе-2, Як-7 и других марок самолетов.
Рабочие эвакуированного из Калужской области Людиновского локомобильного завода всего за шесть с половиной месяцев смонтировали под открытым небом 700-тоный гидравлический пресс, на монтаж которого в мирное время ушло бы два года. В ноябре 1941 года завод выпустил несколько тысяч морских мин, а еще через год количество производимой продукции увеличилось в три раза.
Одним из главных предприятий СССР стал сызранский арсенал, выпускавший снаряды для орудий и реактивных минометов «Катюша». Всего за годы войны на фронт было отправлено более 40 млн снарядов.
В годы войны нелегок был труд сызранских врачей и медиков – через госпитали Сызрани прошли 53 тыс. раненых. Сохранился отрывок письма заведующего первым эвакогоспиталем своему коллеге: «Будете принимать раненых, непрерывно, круглосуточно, безотказно. Их будут тысячи; будете разгружать санитарные поезда».
Город Трудовой Славы
Сейчас в Сызрани о войне напоминают только Вечный огонь, монументы в честь павших бойцов и памятники тем, кто своими трудом приближал Победу. Сквер Славы располагается в центре города. Он был воздвигнут в 1995 году в память о 26 Героях Советского Союза, трех полных кавалеров Ордена Славы и трех Героев России.
«До развала Советского Союза, – рассказывает Марина Ерина, – город обеспечивал себя сам всеми видами продукции. Работали Сызранский молокозавод, птицефабрика, ликеро-водочный завод и завод пищевых концентратов, изготавливающий лучшую в мире кабачковую икру и консервированные продукты для страны и армии. Сегодня многие промышленные предприятия перестали существовать. Люди вынуждены были уйти в коммерческий сектор, заниматься перепродажей или работать в сфере услуг. Сейчас в Сызрани работают только два крупных предприятия, и люди, особенно молодежь, уезжают учиться и работать в мегаполисы. Из-за этого численность населения в городе постоянно уменьшается».
Да, в новейшей истории города не все так гладко, как хотелось бы. За последние десятилетия промышленный потенциал Сызрани значительно уменьшился. Закрылось около 50 предприятий. Сейчас можно видеть их пустующие корпуса, которые никому не нужны. Но многое удалось сохранить: построенные в советское время больницы, часть промышленных предприятий. И главное – Сызрани удалось избежать судьбы города-призрака.
Сегодня здесь живет более 160 тыс. человек. Указом президента России Владимира Путина от 10 сентября 2021 года заслуги Сызрани в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время были высоко оценены: ей было присвоено звание Города трудовой доблести.
Многие из тех, чей труд получил высокую оценку еще в советское время, продолжают жить в Сызрани и сегодня.
Трасса не любит «нытиков»
Один из таких людей – Андрей Григорьевич Кондратьев, полный кавалер Ордена Трудовой Славы. Его судьба неразрывно связана с Сызранью, куда он приехал сразу после службы армии, и остался работать в специализированном управлении треста «Татнефтепроводстрой» машинистом бульдозера.
Родился Андрей Григорьевич 7 сентября 1935 года в селе Васильевка Новоспасского района Ульяновской области. Среднюю школу окончить не удалось – в крестьянской семье умер отец, и 12-летний мальчишка Андрей Кондратьев пошел в колхоз, устраиваться на работу. Работал пастухом, потом «прицепщиком». В 1953 году он окончил курсы трактористов, и стал работать на местной машинно-тракторной станции.
Затем был призван на службу в Советскую армию, в Батуми, в Закавказский военный округ. За время срочной службы освоил специальность наводчика миномета. Пока он находился в армии, мама Андрея Григорьевича переехала из села Васильевка в город Сызрань. И он, после окончания службы, также приехал в этот город, который сразу же пришелся ему по душе. Здесь он занялся привычным делом – устроился трактористом на предприятие, которому впоследствии и отдал десятилетия своей трудовой жизни.
Его опыт, трудолюбие, умение и мастерство были востребованы в самых разных уголках СССР. В биографии Андрея Григорьевича – важнейшие стройки газопроводов Советского Союза: «Средняя Азия – Центр», «Уренгой – Челябинск», «Уренгой – Петровск». Приходилось работать и в тайге при –50, и в пустыне, где +40. Но и в мороз, и под палящим солнцем Андрей Григорьевич поражал всех своим мастерством. Он с детских лет рвался на самую сложную работу, хотел и умел трудиться – на своем бульдозере мог в одиночку рыть глубокие котлованы, даже не имея никакой специально подготовленной площадки.
Когда в Уральских горах потребовалось при строительстве очередного газопровода сделать дорогу для вывоза грунта, его вызвали из северной командировки. Начальник участка, который встречал его, сказал, что «в нашей системе, кроме тебя, нет больше таких специалистов». И Кондратьев делал свою работу с удовольствием, перевыполняя любые планы и нормы более чем на сто процентов.
«В тайге было нелегко, – вспоминает Андрей Григорьевич, – она не признает нытиков, делает сильного еще сильнее, а твердого – еще крепче. Трасса оставляет себе самых верных и надежных». Впрочем, легко не было никогда. «Я работал на Севере, – рассказывает Кондратьев, – а тут на самолет и в пустыню. Так я туда, как рыба, приехал, весь мокрый насквозь».
В туркменской пустыне при прокладке очередного газопровода работали только по ночам, а днем спасались от жары зеленым чаем. Раскаленный песок, миражи и жажда – вот, с чем приходилось бороться при прокладке трассы Шатлык – Хива. «Машины не выдерживали, – рассказывает Кондратьев, – кипели и ломались, а люди ударно и качественно делали свое дело».
Приходилось с боем пробиваться через тайгу, сквозь грязь с мокрым снегом, в местах, где «даже адреса не было». Работали и в морозы –50, даже легче было – топи и болота промерзают на много метров в глубину, и тяжелая техника идет по ним, как по асфальту. Ну, а холод – человек привыкает ко всему, главное – «не быть нытиком». Слушая рассказы Андрея Григорьевича, невольно вспоминается: «Гвозди бы делать из этих людей. Крепче бы не было в мире гвоздей».
За самоотверженный высокопроизводительный труд, долголетнюю безупречную работу, большие успехи во благо Родины Андрей Григорьевич Кондратьев указами Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденами Трудовой Славы 3-й и 2-й степеней в 1974 и 1978 годах. А в январе 1983 года, получив орден Трудовой Славы 1-й степени, он стал полным кавалером этих орденов.
После того как его предприятие приватизировали и новые владельцы стали устанавливать свои порядки, 61-летний Андрей Григорьевич решил уйти на давно заслуженный им отдых.
Сейчас у него взрослая дочь, сын, они живут рядом с ним, и работают тут же, в Сызрани. Он ведет активную жизнь, встречается со школьниками, рассказывает о своей жизни, и старается по возможности донести до молодежи правду не только о своих трудовых достижениях, и о тех, кто в советское время заложил фундамент нынешней экономики нашей страны.
«Сейчас в России изменилось отношение к рабочему человеку, – рассказывает Андрей Кондратьев, – в СССР специалистов берегли, держались за них, потому что те планы, которые получало предприятие, без опытных рабочих выполнить было невозможно. А сейчас совсем другое отношение к рабочим».
Коллеги даже сейчас помнят мастерство Кондратьева. Когда ему исполнилось 85 лет, в подарок на день рожденья друзья и знакомые приготовили ему небольшую «гору земли» и бульдозер на строительной площадке. И взволнованный ветеран труда снова сел за привычные рычаги – и сделал работу так, что руководитель предприятия подошел, пожал руку, и сказал: «Оставайтесь у нас, возьмем на работу».
Но здоровье у Андрея Григорьевича уже не то, годы берут свое. В прошлом году прихватило сердце. Пришлось срочно ехать в Тольяттинскую больницу. Там, в отделении сосудистой хирургии, ему сделали сложнейшую операцию и поставили на ноги. «Спасибо врачу, хирургу Владимиру Геннадьевичу Лунькову, – рассказывает Кондратьев, – после операции я стал чувствовать себя значительно лучше».
Сил Андрею Григорьевичу придает родной город, Сызрань, с его уникальной природой, реками и лесами. «Мне очень нравится Сызрань, – говорит он, – его улицы, дома, зелень и набережная, по которой я очень люблю гулять. Здесь даже дышится по-другому, запахи природы и рек, здесь все родное, мое».
Евгений ФЕДОРИНОВ