…она хорошо владела немецким, английским и французским, играла на фортепиано, была обучена рукоделию и ведению домашнего хозяйства.
И она была великой матерью: когда жандарм сказал о старшем сыне: «Стыдитесь, вы вырастили террориста!», она ответила: «А я горжусь своими детьми».
…и сияние пронизывало эту грозную гордость.
Дети, тонко и нежно растимые в тепле семьи, захотели распространить это тепло на всех-всех, ибо условия тогдашнего существования огромной империи не подразумевали радужных чувств. Дети готовы были жертвовать собой: большинство ушло в революцию. Дивидендов это никак не сулило.
Семья была дружной: золотые нити множественных интересов мерцали таинственно; а дружественность всегда хороша, хотя, возможно, Марии Александровне были непонятны движения их сердец и умов – ведь империя казалась незыблемой, а повторить за ставшим самым известным сыном: Стена, да глухая. Ткни, да развалится! – она не смогла бы.
К тому же требовалось выживать: ведь после смерти отца, она осталась с шестью детьми, и крест забот оказался весьма весомым.
Заботясь о будущем детей, она стремится выхлопотать право на потомственное дворянство. Источником существования становится пенсия, плюс доходы от части принадлежащего ей имения.
А дома все равно тепло – Мария Александровна хранит соответствующую атмосферу… Дома уже не будет веселой возни и шумных игр, даже… вполне милых распрей между детками: они вырастают, они расходятся трудными тропами.
Казнь Александра наносит удар, от которого… оправится ли?
Известно, что Владимир избрал другой путь.
19-летняя Ольга умирает от брюшного тифа спустя четыре года после казни Александра.
Владимир доставляет много огорчений: ведь деятельность его чревата смертью, казнью… Ведь он прежде всего сынок: был маленьким, качала на руках: матери не забыть этого.
Мария Александровна держится стоически: она знает, что должна жить, жить долго, чтобы дети чувствовали ее присутствие на земле; ведь жизнь матери – своеобразная защита от смерти.
Лишь после ее смерти ребенок, пусть и взрослый давно, пусть даже идущий революционной тропой, понимает: он следующий.
Владимир, Мария, Дмитрий, Анна уходят в революцию.
Александра казнили.
Мать живет.
Она живет долго, гордится своими детьми, любит их, распространяя незримую защиту.
И она была великой матерью: какие бы паскудненькие инсинуации ни звучали в последние десятилетия…
Александр БАЛТИН
Письмо В.И. Ленина Марии Александровне
Послано из Цюриха в Петроград, 1916 год
Дорогая мамочка! Посылаю тебе карточки, одну для Маняши.
Мы живем теперь в Цюрихе. Приехали позаниматься в здешних библиотеках. Озеро здесь очень нам нравится, а библиотеки много лучше бернских, так что пробудем еще, пожалуй, дольше, чем хотели. Писать можно на здешний адрес: почта всегда перешлет.
Надеюсь, у вас нет уже больших холодов и ты не зябнешь в холодной квартире? Желаю, чтобы поскорее было тепло и ты отдохнула от зимы.
Надя очень всем кланяется. Крепко тебя целую, моя дорогая, и желаю здоровья. Анюте большущий привет и М.Т. тоже.
Твой В.У.