ДЛЯ качественного судостроения и судоремонта требуются глубокие теоретические знания, обученные кадры, практический опыт, хорошая материально-техническая база и люди, влюбленные в море, корабли, флот. Это понимал И. Сталин и другие руководители в годы советской власти, поэтому успех в этом деле был налицо. Всем было ясно: корабль без ремонта – это груда металлолома. Однако с развалом страны в 1991 г. развалили флот, а вместе с ним судостроительную и судоремонтную базу. Всё это делалось в угоду Западу и США. Настало время опомниться и восстановить разрушенное.
В предвоенные годы руководство страны большое внимание уделяло не только строительству, но и ремонту боевых кораблей. В предвоенные годы боевые корабли строили на 24 заводах Наркомата судостроительной промышленности, где в 1941 г. работало 100 тыс. человек. В 1-е полугодие 1941 г. флоту было сдано 13 кораблей и 37 боевых катеров, во 2-е – 44 и 121 единиц соответственно. В годы войны военным судоремонтом (кроме капитального и модернизации) занималось Техническое управление (ТУ) ВМФ, возглавляемое инженером – контр-адмиралом (инженер – вице-адмирал) А.Г. Орловым. 29 апреля 1945 г. руководителем ТУ был назначен инженер – контр-адмирал А.Н. Савин. В составе ТУ ВМФ были отделы, которые занимались вопросами ремонта кораблей и судов (2-й – ремонтный) и (4-й – судоремонтный). На флотах ремонтом занимались технические отделы (ТО), которые состояли из: мобилизационного, ремонтного, эксплуатационного, судоремонтных предприятий, оборудования и запасных материалов и других.
К началу войны флот располагал 20 судоремонтными заводами (СРЗ). На Балтике: Кронморзавод, судоремонтные мастерские (СРМ), в Ленинграде, Ораниенбауме, Кронштадте, Таллинне; плавучая мастерская (ПМ) «Серп и молот», СРЗ и Петровская верфь; в Либаве – СРЗ «Тосмаре» и СРМ в Риге. На Севере: СРМ №1036 в Архангельске, СРМ в Мурманске, плавучие мастерские (ПМ) «Красный горн», «ПМ-104» и «ПМ-106». На Дальнем Востоке: СРМ и Судоверьфь №5 – во Владивостоке, СРМ в Хабаровске. На Черном море – две СРМ в Севастополе и одна в Николаеве. Кроме того, на флотилиях располагались: СРЗ в Баку, СРМ в Киеве и Пинске. Предприятиями ВМФ располагал целой сетью мелких мастерских, находившихся в распоряжении командиров объединений и соединений флотов, сыгравших значительную роль в поддержании в БГ сил флота. В ВМФ таких мастерских было около 40 единиц. Значительные объемы по ремонту кораблей ВМФ выполняли предприятия гражданских министерств и ведомств.
По плану судоремонта на 1941 г. для предприятий ВМФ планировали в объеме 165,4 млн руб., но выполнен на 92,6%. В 1942 г. в связи с потерями судоремонтных мощностей ВМФ снизилась до 23%. Несмотря на потери и эвакуацию за второй год войны, судоремонтниками выполнено 2267 ремонтов кораблей и судов.
Так, судоремонтники СФ установили на корабли и суда 220 зенитных орудий и 75 пулеметов, 19 кораблей, и семь ПЛ получили британские гидроакустические станции «Дракон», а шесть отечественные «Тамир». Количество отремонтированных кораблей (ремонт капитальный, средний, текущий, навигационный, аварийный) на СФ (с 22.06.1941 г. по 1.04.1944 г., без учета Беломорской флотилии) составило: ЭМ-73, ПЛ-289, СКР турбинные – 32, СКР и ТЩ типа РТ-268, боевые катера – 197, вспомогательные суда – 225, иностранные суда – 137 единиц. В 1941–1944 гг. на Черноморском флоте прошли разные виды ремонта – 1509 кораблей и 180 кораблей прошли доковый ремонт… В 1945 г. общий объем судоремонта ВМФ составил более 340 млн руб.
ВЛИЯНИЕ военного судоремонта на ход Великой Отечественной войны трудно переоценить. Только на действующих флотах отремонтировано 8815 кораблей и судов различных классов. Это достойный вклад судоремонтников ВМФ, других наркоматов в общую Победу. В последующем судоремонтные предприятия выполняли задачи по ремонту изношенных в боевых операциях корпусов кораблей довоенной постройки и по частичному восстановлению ресурса корабельных механизмов и оборудования. Руководство всеми видами деятельности судоремонтных предприятий ВМФ осуществлялось ремонтными отделами Технических управлений флотов.
Обеспеченность судоремонтом на Тихоокеанском флоте составляла 71%, в т.ч.: в главной базе – 65%, в Советской Гавани – 81%, в Николаевске-на-Амуре – 43%, в Петропавловске-Камчатском – 100%. Для оперативного судоремонта использовались плавучие мастерские и станции подводного судоремонта.
По окончании боевых действий был организован ремонт наших кораблей в китайских портах. Несмотря на трудности военного характера, судостроители и судоремонтники выполнили поставленные перед ними задачи. Так, план судоремонта (в тыс. руб.) выполнен на 98,9%. За 1941–1945 гг. численность производственных рабочих в судоремонте на предприятиях ТУ ВМФ выросла на 12,3%, производительность труда – на 18,6%, среднегодовая выработка на одного рабочего в 1945 г. составила 27 382 руб. За годы войны судоремонтными предприятиями и ТУ ВМФ отремонтировано: 8815 кораблей и судов различных классов, в т.ч.: СФ-1642 ед., КБФ-4257, на ЧФ – 1509 единиц. Судоремонтники выполнили поставленные задачи по поддержанию боеготовности кораблей и судов, чем внесли огромный вклад в Победу.
В ГОДЫ войны флот тесно взаимодействовал с сухопутными войсками, обеспечивал устойчивость приморских флангов, наносил мощные удары по вражеским базам и коммуникациям, активно поддерживал высадку десанта морской пехоты и сухопутных войск. В этой обстановке судоремонтные заводы в первую очередь обеспечивали оперативное восстановление кораблей и судов, получивших боевые повреждения. Предприятия находились в подчинении командующих флотов и флотилий, которые через технические управления и отделы руководили их деятельностью. Сотни военных кораблей и судов, подорвавшихся на минах, поврежденных в ходе боевых операций, были восстановлены и вновь введены в строй.
По окончании войны Военно-Морской флот насчитывал более 2 тысяч кораблей: в том числе 16 линкоров и крейсеров, 176 подводных лодок, 48 эсминцев, 1114 торпедных катеров и тральщиков. В составе флота проходили службу 564 325 человек.
ОДНАКО после войны с учетом перспективы развития флота стало ясно, что децентрализованное управление судоремонтным производством не обеспечит решение стоящих перед флотом задач, а именно: специализацию заводов на ремонте кораблей определенных проектов, создание специализированных цехов по ремонту главных двигателей, оборудования, механизмов в масштабе ВМФ; перспективное наращивание производственных мощностей, строительство новых цехов и реконструкцию существующих производств; внедрение новой передовой технологии судоремонтных работ; подготовку производства и квалифицированных кадров к ремонту новых проектов кораблей; организацию планово-предупредительного ремонта основных фондов предприятий, планомерное обновление технологического и другого оборудования.
Согласно первому послевоенному плану военного судостроения, в 1946–1955 годы планировалось построить 2486 кораблей различных классов. Советом Министров СССР было принято Постановление «О строительстве подводных лодок», утверждена программа, которой предусматривалось строительство 277 подводных лодок (в место предусмотренных ранее 176). Эти темпы с каждым годом наращивались. Так, с 1952 по 1958 год было построено 25 подлодок проекта 611 и 201 ПЛ проекта 613. На начало 1954 г. был построен 1181 корабль. Поддерживать в постоянной боевой готовности такой мощный флот существующими судоремонтными предприятиями было невозможно. Поэтому шел интенсивный поиск приемлемых решений с учетом планов развития океанского флота и стоящих перед ВМФ задач.
Попыткой объединения и координации судоремонта стала организация в 1949 г. Управления судоремонтных предприятий и доков Военно-Морского флота (УСП и Д ВМФ), которому подчинили судоремонтные предприятия и доки. На вновь созданное управление возложили обязанности по централизованному руководству судоремонтными предприятиями и организациями. Однако, не располагая правами и полномочиями центрального промышленного главка, не имея финансовой и хозяйственной самостоятельности, аппарата материально-технического обеспечения, это управление не смогло в полной мере решать возложенные на него задачи.
В конце 1953 г. на совещании инженер-механиков флота было принято решение о необходимости создания центрального органа управления судоремонтной отраслью ВМС с правами промышленного главка. Предложение было одобрено Главнокомандующим ВМС и министром обороны СССР. 7 апреля 1954 г. Главнокомандующим ВМС (в марте 1955 г. ВМС переименованы в ВМФ), издан приказ №081, предписывающий до 10 апреля 1954 г. сформировать Главное управление судоремонтных заводов ВМС (ГУСРЗ ВМС) в составе 80 офицеров и 64 служащих. Отрасли передали 26 хозяйственных предприятий: 22 СРЗ, 2 судоверфи и 2 судоремонтные мастерские.
8 апреля 1954 г. распоряжением Совета министров СССР №3659р начальнику ГУСРЗ ВМС были предоставлены права, предусмотренных постановлением СМ СССР от 11 апреля 1954 г. №1002 для начальников Главных управлений министерств Советского Союза. Дислокация предприятий была рассредоточена на огромном пространстве от Балтийска до Владивостока, от Полярного до Баку. Один завод располагался в Порт-Артуре, где после освобождения Китая от японцев временно базировались наши корабли.
Первым начальником Главного управления судоремонтных заводов ВМС назначен инженер – вице-адмирал Л.И. Караганов, а заместителем начальника – главным инженером ГУСРЗ ВМФ был инженер – генерал-майор В.М. Бойко. Под руководством этих и других организаторов производства решались сложные задачи становления судоремонтной базы военного флота СССР.
Задачи стояли ответственные, сроки сжатые, а решение их требовало большого ума, напряжения сил и организаторских способностей. Становление отрасли шло одновременно с наращиванием производственных мощностей, восстановлением и перевооружением производства. Ставилась задача обеспечить ремонт кораблей в минимально сжатые сроки, с высоким качеством и наименьшими затратами.
Решить поставленные задачи оказалось сложно, ибо предприятия были маломощными. К примеру, на Балтике только Кронштадтский морской завод, вышедший из войны с наименьшими потерями, соответствовал названию «завод». В то время это предприятие составляло 25% ремонтной мощности всего Военно-Морского флота. Остальные судоремонтные предприятия на Балтийском флоте в Таллине, Риге, Лиепае, Балтийске, Палдиски были маломощными, размещались в ветхих, неприспособленных для качественного ремонта цехах и участках.
На ЧФ 13 судоремонтный завод после возвращения из эвакуации только к 1954 г. достиг довоенных мощностей. Кроме этого, имелись судоремонтная мастерская в Балаклаве и судоверфь в поселке Сочи – Лазаревское. Основной базой на Тихом океане были: 178 СРЗ в г. Владивостоке. Другие два завода, одна мастерская и судоверфь переданы от Министерства рыбного хозяйства, только начинали осваивать ремонт военных кораблей. На СФ завод «Севморпути» в п. Роста и завод в п. Росляково имели плавучий док и береговой доковый цех. В Полярном завод основывался на списанных плавучих средствах и одном береговом цехе. Несмотря на это, судоремонтная отрасль заработала. Так, в 1954 г. на заводах ГУСРЗ ВМС объем валовой продукции составил 274,7 млн руб. (по старым ценам).
В ТО время в распоряжении Главка не было ни одной конструкторско-технологической организации и базы материально-технического обеспечения. Специалисты не имели опыта централизованного планирования, материально-технического обеспечения, финансирования. Не было единого нормирования и единой технологической документации, отсутствовал опыт централизованного оперативного руководства, контроля за приемом кораблей из ремонта. В стадии разработки находилась система планово-предупредительного ремонта основных фондов, не было перспективных планов строительства и развития судоремонтной базы.
Несмотря на трудности, ремонтники работали с полной отдачей, они не жалели сил и времени для выполнения заданий командования. Каждый работник старался использовать свои теоретические знания и практический опыт для того, чтобы обеспечить эффективное функционирование отрасли.
Одной из важных задач, которую пришлось решать коллективу ГУСРЗ, – создание централизованных проектных организаций и базы технического имущества. Без этой работы было немыслимо организовать на высоком техническом уровне качественный ремонт кораблей, а тем более подготовить заводы к приемке в ремонт кораблей новых проектов.
ТРУДНЫЕ времена пережил флот в период правления Н.С. Хрущева. По его приказу были утилизированы многие крупные, технически исправные корабли. В 1956 г. бывший Главком ВМФ Н.Г. Кузнецов предложил Н. Хрущеву утвердить план строительства авианосцев, но эта инициатива была отвергнута.
В августе 1954 г. приказом ГК ВМС №0242 ГУСРЗ переданы четыре хозрасчетные конструкторские бюро (по одному на каждый флот), создано Центральное конструкторско-технологическое бюро численностью 160 человек (приказ ГК ВМС от 24 августа 1954 г. №00491). В апреле 1955 г. для лучшего материально-технического обеспечения заводов приказом ГК ВМС №00133 ГУСРЗ передан склад технического имущества (СТИ) в г. Ломоносове. В последующем на его базе создана Центральная база технического имущества (ЦБТИ-1701).
Не менее сложные задачи стояли по разработке штатных расписаний, системы оплаты труда, подбора расстановки и комплектования кадров как для аппарата ГУСРЗ ВМФ, так и для судоремонтных заводов, организаций и частей. Эти вопросы в разные годы успешно решались помощником начальника организационно-планового отдела А.Н. Степановым, офицерами и служащими управления Н.И. Коваленко, С.Ф. Мартыновым, В.Я. Александровым, В.О. Лебедевым и другими. Ставились задачи по разработке, согласованию и утверждению Положения об организации, подготовке и планировании производства на судоремонтных заводах Военно-Морского флота.
Трудность заключалась в том, что такой документ в системе военного судоремонта создавался впервые. Для его подготовки пришлось изучить немало аналогичных «Положений…» других министерств и ведомств, а также действующие приказы и директивы Министра обороны СССР и Главнокомандующего ВМФ. Следовало ознакомиться с существующими еще в проектах системами планово-предупредительного ремонта, организацией техконтроля, капитального строительства и других документов. В 1956 г. Положение введено приказом ГК ВМФ №№ 270 и 290.
Особую страницу в развитии судоремонтной базы флота занимает решение задачи по организации нацеливания судоремонтных заводов на ремонт атомных подводных лодок. В соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ стояла задача оперативно создать производства, связанные с ремонтом совершенно нового по конструкции, принципам действия оборудования и отвечающие специфическим требованиям радиационной безопасности.
В эти годы создавались и осваивались совершенно новые технологические процессы, связанные с ремонтом корпусов АПЛ, систем, силовых установок, автоматики и т.д. Для обеспечения работ технической документацией и оказания практической помощи заводам в ремонте АПЛ в 1959 г. по приказу Главнокомандующего ВМФ №0255 в г. Ленинграде было создано специальное конструкторско-технологическое бюро, а в составе Главка – специальный отдел, на который возлагалось решение всех организационных и технических вопросов, связанных с ремонтом АПЛ.
Огромный вклад в становление, создание и совершенствование судоремонтной базы ВМФ внесли вице-адмиралы Л.И. Караганов, А.М. Геворков, Ю.Д. Чуриков, контр-адмиралы П.Я. Павлов, И.В. Попов, Ю.Е. Петров и другие.
Обстановка в мире накаляется и может вылиться в мировую катастрофу. В годы Великой Отечественной войны благодаря мужеству и стойкости моряков, судостроителей и судоремонтников флот выполнил поставленную перед ним задачу. Для современного флота судоремонтная база нужна и важна. Поэтому поиграли в дружбу с капиталистами – и хватит.
Настало время в полном объеме восстановить флот и судоремонтную отрасль, наделив ее всем правами, как в годы СССР. Без своевременного и качественного ремонта корабль – груда металлолома. Поздравляю с предстоящим 70-летием создания ГУСРЗ ВМФ (7.4.54 г.) вас, уважаемые военные и гражданские судоремонтники России и бывшего СССР.
В.А. ПОПОВИЧ,
президент МРОО «Мир океанам»,
член президиума ЦС РУСО,
профессор,
бывший начальник отдела – заместитель начальника УСРЗ ВМФ