Увеличение военных расходов неизбежно обострит экономический кризис в Европе
21–22 марта в Брюсселе проходил очередной саммит лидеров стран Европейского союза. Повестка дня встречи была обширная. Обсуждали вопрос о том, как распорядиться «замороженными» активами России. Звучал вопрос, как ужесточить антироссийские санкции. Также вопрос об урегулировании ситуации на Ближнем Востоке. О возможном членстве в ЕС новых стран (Украина, Молдавия). Кроме того, обсудили ситуацию с продолжающимися акциями протеста европейских аграриев, причинами которых стал наплыв сельскохозяйственной продукции с Украины в результате отмены Евросоюзом пошлин.
Но как мне кажется, наиболее приоритетными были вопросы военного характера. Во-первых, вопросы военной помощи киевскому режиму. Во-вторых, вопросы милитаризации европейской экономики.
Участники саммита подтвердили обязательства ЕС по финансово-экономической поддержке Киева в размере 50 млрд евро на ближайшие четыре года, в том числе обязательства по военной помощи на сумму 5 млрд евро в текущем году. Вопрос военной помощи старались увязать с вопросом «замороженных» российских активов. От конфискации таких активов в пользу Украины окончательно отказались, обсуждали лишь вариант использования доходов от «замороженных» активов. Европейский комиссар по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель предложил направить 90% доходов от замороженных российских активов в Европейский фонд мира для оплаты поставок оружия Киеву, оставшиеся 10% передать в бюджет ЕС для поддержания военной промышленности Украины. Впрочем, полного единодушия по вопросу российских активов не было. Ирландия, Люксембург и Мальта считают, что правовая проработка вопроса недостаточна. А Венгрия считает, что средства следует направить не на вооружение, а на восстановление Украины.
Председатель Евросовета Ш. Мишель и ряд других брюссельских радикальных чиновников создали на саммите атмосферу военного психоза. Они призывали к ускоренной подготовке Европы к войне и переводу экономики ЕС на «военные рельсы». Мишель заявил о необходимости удвоения военного производства ЕС к 2030 году. Ряд участников саммита заявили, что их страны готовы даже направить на Украину своих военных для участия в боевых операциях. Видимо, они оказались под влиянием президента Франции Эммануэля Макрона, который еще до саммита предположил, что в будущем страны Запада могли бы направить войска на Украину.
О том, в каком милитаристском угаре проходил саммит, можно отчасти судить по комментариям премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Он был шокирован военными настроениями на саммите ЕС в Брюсселе. «Я ощущаю себя будто в другой галактике из-за военной атмосферы», – охарактеризовал Орбан атмосферу встречи. Венгерский премьер выразил опасения, что ряд европейских стран действительно могут направить войска на Украину в ближайшие месяцы. Орбан также увязал тему европейского милитаризма с вопросом приближающихся выборов в Европейский парламент: «Было бы лучше, если бы избиратели и в Венгрии, и в других европейских странах направляли бы в Брюссель больше политиков, поддерживающих мир, и меньше провоенных».
На саммите в Брюсселе в очередной раз был поднят такой больной вопрос, как уровень военных расходов в странах Европейского союза. А этот уровень до сих пор считается недостаточным. Большинство европейских стран должны подчиняться директивам не только ЕС, но также НАТО, так как являются членами этого военно-политического блока.
□ □ □
Еще в 2006 году министры обороны стран НАТО приняли решение о выделении по крайней мере 2% своего валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону, чтобы продолжать обеспечивать военную готовность Североатлантического союза. Тогда совокупный ВВП стран НАТО без США был примерно равен ВВП США. А вот военные расходы стран НАТО без США составляли лишь половину от военных расходов Соединенных Штатов. Явный дисбаланс, который следовало исправлять.
Финансовый кризис 2007–2008 годов помешал многим странам исполнять указанный норматив НАТО. Военные расходы большинства стран Европы в период кризиса и последующие годы упали в относительном выражении, а у некоторых стран и в абсолютном. Военные расходы европейских стран – членов НАТО в 2014 году составили 1,47% их суммарного ВВП. Кроме того, усилился дисбаланс военных расходов США и военных расходов остальных членов блока в сторону США.
На встрече в верхах в Уэльсе в 2014 году после того, когда Российская Федерация была объявлена врагом Запада (после возвращения Крыма в состав России) и усилилась нестабильность на Ближнем Востоке, руководители стран НАТО приняли документ («Обязательство»), вновь требовавший вывести военные расходы стран – членов блока на уровень не менее 2% ВВП. А тем странам, которые были далеки от этого показателя, было предписано как минимум прекратить снижение доли военных расходов в ВВП. Также впервые был определен норматив по структуре военных расходов. У целого ряда стран львиная доля военных расходов приходилась на выплаты зарплат военнослужащим, пенсий ветеранам, строительство и поддержание военных объектов, закупки продовольствия, обычных транспортных средств, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и т. п. А затраты на закупки новой техники и тем более ее разработку могли измеряться несколькими процентами. Модернизации вооруженных сил при такой структуре не происходит. Для того чтобы эти средства расходовались наиболее эффективным и действенным образом для приобретения и развертывания современных средств, союзники по НАТО договорились, что не менее 20% оборонных расходов должно быть направлено на закупку новой основной техники. Это также включает сопутствующие научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), которые считаются важнейшим показателем модернизации.
На встрече в верхах в Вильнюсе в 2023 году лидеры стран НАТО согласовали новое «Обязательство об оборонных инвестициях», взяв на себя неизменное обязательство ежегодно инвестировать в оборону не менее 2% ВВП (без каких-либо послаблений для отстающих стран). Они также подтвердили, что во многих случаях для восполнения существующих недостатков и удовлетворения требований во всех областях военной безопасности потребуются расходы, превышающие 2% ВВП. Новое «Обязательство об оборонных инвестициях» содержит призыв к странам НАТО соблюдать руководящее указание о выделении 20% ежегодных расходов на оборону и закупку нового основного оборудования, включая НИОКР.
Безусловно, что все ключевые решения в НАТО инициируются и проталкиваются Вашингтоном. Европейские страны – члены НАТО фактически оказываются под управлением не Брюсселя, а Вашингтона. И последнее решение в Вильнюсе является для европейцев не рекомендаций, а жесткой директивой. Пожалуй, лишь несколько стран – членов ЕС избегают этих директив: Австрия, Ирландия, Кипр, Мальта, так как не являются членами НАТО. До последнего времени этих директив избегали также Швеция и Финляндия, но теперь они присоединяются к военному блоку и оказываются под двойным прессом: ЕС и НАТО. В настоящее время из 32 стран – членов НАТО 23 страны являются членами ЕС.
Примечательно, что штаб-квартира НАТО и основные учреждения Европейского союза находятся в одном месте – Брюсселе. Чтобы взаимодействие ЕС и НАТО было еще более тесным, 10 января 2023 года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, председатель Евросовета Шарль Мишель и генсек НАТО Йенс Столтенберг подписали декларацию о расширении и углублении сотрудничества.
Кстати, не все члены НАТО являются членами Европейского союза. Понятно, что в ЕС не могут входить по определению США и Канада. Все понятно и с Великобританией, которая осознанно вышла из ЕС. Но вот есть страны НАТО, которые принято называть европейскими или «околоевропейскими», до сих пор находящиеся за пределами ЕС: Албания, Исландия, Северная Македония, Норвегия, Черногория, Турция.
Конечно, для НАТО было бы удобнее, если бы указанные страны вошли в состав Европейского союза. Так было бы легче продвигать решения военного блока в перечисленных странах. НАТО является незримым ходатаем по принятию указанных стран в Европейский союз. Особенно – ходатаем Турции, у которой, как известно, в НАТО вторая по численности после США армия.
□ □ □
С учетом сказанного неудивительно, что на саммите ЕС в Брюсселе 21–22 марта нынешнего года военные вопросы занимали основное место в повестке дня. На саммите отметили прогресс в наращивании военных расходов НАТО в 2023 году по сравнению с 2022-м. В 2023 году военные расходы стран – членов блока НАТО равнялись 1,26 трлн долларов против 1,18 трлн долларов в 2022 году. Прирост за год составил около 80 млрд долларов. Примерно половину этого прироста обеспечили США, вторую половину – все остальные страны – члены блока; почти вся вторая половина прироста была обеспечена странами – членами ЕС. Нагрузка на США за год несколько ослабла. Если в 2022 году на них приходилось 69,6% военных расходов блока НАТО, то в 2023 году она оказалась равной 68,3%. Но все равно это даже несколько выше, чем в начале нынешнего столетия, когда Вашингтон стал бороться с этим дисбалансом в НАТО.
Долгие годы США занимали первое место среди стран НАТО также по показателю величины военных расходов по отношению к ВВП. Он никогда не опускался ниже планки в 3%, а в отдельные годы превышал 4% и даже 5%. Например, в 2009 году показатель оказался равным 5,32%. В последние годы изредка некоторые европейские страны достигали или даже превышали уровень США. Так, в позапрошлом году на первом месте по показателю неожиданно оказалась Греция, оттеснив США на второе место. А в прошлом году США обошла Польша.
Приведу данные по величине военных расходов по отношению к ВВП по всем странам НАТО в 2023 году (%; в порядке убывания; в скобках – показатель за 2022 год):
Польша 3,90 (2,40)
США 3,49 (3,45)
Греция 3,01 (3,86)
Эстония 2,73 (2,16)
Литва 2,54 (2,47)
Финляндия 2,45 (1,68)
Румыния 2,44 (1,72)
Венгрия 2,43 (1,82)
Латвия 2,27 (2,08)
Великобритания 2,07 (2,16)
Словакия 2,03 (1,81)
Франция 1,90 (1,88)
Северная Македония 1,87 (1,62)
Черногория 1,87 (1,41)
Болгария 1,84 (1,62)
Хорватия 1,79 (1,82)
Албания 1,76 (1,21)
Нидерланды 1,70 (1,63)
Норвегия 1,67 (1,51)
Дания 1,65 (1,38)
Германия 1,57 (1,49)
Чехия 1,50 (1,34)
Португалия 1,48 (1,42)
Италия 1,46 (1,51)
Канада 1,38 (1,22)
Словения 1,35 (1,25)
Турция 1,31 (1,36)
Испания 1,26 (1,07)
Бельгия 1,13 (1,19)
Люксембург 0,72 (0,62)
Из 30 стран за год повысили относительный уровень военных расходов 24 страны. Шесть стран понизили (Греция, Великобритания, Хорватия, Италия, Турция, Бельгия). Семь стран в 2022 году укладывались в норматив НАТО по относительному уровню военных расходов (не менее 2% ВВП). В 2023 году количество таких стран увеличилось до 11. Из них восемь стран были членами ЕС: Польша, Греция, Эстония, Литва, Румыния, Венгрия, Латвия, Словакия. Еще 15 стран – членов ЕС до норматива не дотягивали.
□ □ □
На саммите в Брюсселе звучали обещания, что норматив НАТО по военным расходам в 2% странами ЕС в этом году будет выполнен. Правда, не очень понятно: всеми странами без исключения или это будет 2% в целом по всему европейскому «колхозу». Трудно себе представить, чтобы за один год могли увеличить в полтора-два раза военные расходы такие отстающие страны, как Люксембург, Бельгия, Испания, Португалия, Италия. Даже по Германии есть серьезные сомнения, что ей удастся выйти на необходимый норматив.
Поэтому на саммите одновременно с заверениями о выполнении своих обязательств перед НАТО звучали предложения о том, как это можно сделать в сегодняшних условиях, когда Европа, по сути, находится в состоянии экономической депрессии. Помимо уже всем набивших оскомину предложений об использовании для этих целей «замороженных» активов России, были и другие, очень оригинальные. Например, Эммануэлем Макроном была высказана идея выпускать общеевропейские облигации (то есть обязательства не отдельных стран, а всего ЕС) для развития военной индустрии Европы. Возможность выпуска совместных оборонных облигаций ЕС поддерживается Францией, Эстонией, Польшей, но против них решительно выступают «более бережливые страны» — Германия, Нидерланды и Австрия.
EUobserver сообщает еще об одной инициативе: «Такие страны, как Германия и Нидерланды, предлагают, чтобы пенсионные фонды взяли на себя часть расходов, увеличив инвестиции в оборонный сектор». Представители некоторых пенсионных фондов заявили EUObserver, что им неясно, во что именно им надо инвестировать. «Мы не покупаем оружие и боеприпасы и не заказываем танки», – отметил один из них.
Участники саммита также апеллировали к Европейскому инвестиционному банку, призывая его главным приоритетом сделать кредитование оборонной промышленности.
Итоги саммита подвело издание Politico в статье «Лидеры ЕС разделились в вопросе, как финансировать оружие». Оно процитировало одного из европейских чиновников после саммита лидеров в Брюсселе: «Давайте будем честными: ничего реального по финансированию обороны не решено».
Валентин КАТАСОНОВ