Российская экономика стабильно растет и развивается вопреки западным санкциям, заявили эксперты в беседе с корреспондентом Daily Mail. Москва стала самодостаточной и нашла новые рынки сбыта, а вот Европа пострадала от собственных финансовых ограничений.
Западные санкции никоим образом не удержали Россию от продолжения военной операции на Украине. Британии и Европе они навредили даже больше, чем Москве, ведь Владимир Путин продолжает спецоперацию на Украине.
Прошло чуть больше двух лет с тех пор, как американский президент Джо Байден объявил, что санкции превратят «российский рубль в мусор». Но российская экономика оказалась жизнестойкой, а рост ее ВВП в 2023 году составил 3,6% – больше, чем в любой из стран «Большой семерки».
Запад пытается подорвать военные усилия Кремля. Для этого он заморозил российские активы, исключил банки этой страны из международных платежных систем и прекратил торговлю с ней. Но это лишь подтолкнуло Москву к налаживанию более прочных отношений с другими зарубежными партнерами, в том числе с Пекином и Тегераном.
Теперь эксперты бьют тревогу и предупреждают, что Британия со своими европейскими партнерами еще больше ослабнет в противостоянии с врагами и попадет в еще большее подчинение к США, если сохранит свой санкционный режим.
Давая эксклюзивное интервью MailOnline, специалист по экономическим войнам из Королевского колледжа Лондона доктор наук Ксения Киркхэм (Ksenia Kirkham) рассказала, что Европа выстрелила себе в ногу и подтолкнула Россию к «выходу из-под контроля западных механизмов», благодаря чему эта страна стала более самодостаточной.
А преподающий международные отношения профессор американского Гамильтонского колледжа Алан Кафруни (Alan W. Cafruny) утверждает, что решение Европы отказаться от импорта российской нефти и газа лишь навредило ее экономике и обогатило американские корпорации. Россия тем временем продолжает спокойно экспортировать свои углеводороды на Восток.
Беспощадная решимость Запада карать Россию методами экономической войны сохраняется уже десять лет.
Америка и Евросоюз ввели санкции против российских предприятий и компаний еще в 2014 году, после присоединения Крыма. Британский Форин-офис тогда заявил, что эта тактика имеет целью «сдерживать, подрывать и демонстрировать», то есть сдерживать Россию, не давая ей продолжать свою «агрессию», подрывать ее «неблаговидную» деятельность и демонстрировать решимость Запада.
Но начав в феврале 2022 года полномасштабную военную операцию на Украине, Россия доказала бесполезность санкций как формы сдерживания. Эти меры совершенно очевидно не остановили Кремль и не заставили его отказаться от поставленных целей.
«Санкции очень сильно повлияли на поведение России, но отнюдь не в том направлении, о котором говорили государства, которые ввели эти ограничения, – сказала доктор Киркхэм. – Если цель состояла в сдерживании и устрашении России, то санкции явно дали прямо противоположный результат. Из-за них Россия стала более агрессивной по отношению к Западу, особенно к США».
А когда начались военные действия, западные партнеры отказались прийти на помощь Украине и не стали отправлять туда войска и авиацию.
Вместо этого они значительно расширили масштабы уже начавших давать сбои санкций, стремясь ослабить военную машину Путина и заставить Россию изменить свое поведение посредством разрушения ее экономики и ужесточения карательных мер против ключевых государственных предприятий и физических лиц.
Однако доктор Киркхэм считает, что из-за такой тактики Россия только усилила свои попытки ослабить превосходство Запада на международной политической и экономической арене. «Изоляция России – это миф, – категорически заявила она. – Москва формирует прочные альянсы со своими партнерами по БРИКС и с некоторыми другими государствами на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке с целью создания нового мирового баланса сил».
«Сегодня мы становимся свидетелями того, как Россия создает альтернативные торговые маршруты, системы расчетов и зоны беспошлинной торговли, обходя санкции и уходя от западных механизмов контроля. Самый тревожный фактор для Запада состоит в том, что он сделал неоправданно высокую ставку на соблюдение санкций. В долгосрочной перспективе это подорвет те самые механизмы, благодаря которым санкции работают эффективно. Это гегемония доллара и контроль над цепочками поставок», – добавила доктор Киркхэм.
Сторонники западного санкционного режима утверждают, что сегодняшняя экономическая мощь России продлится недолго. Они говорят, что последствия санкций Москва ощутит по-настоящему в предстоящие месяцы и годы, если будет продолжать свои военные действия.
Однако доктор Киркхэм в этом сомневается. Она говорит, что в последние месяцы Россия начала работу по устранению недостатков и ликвидации дефицита, на использовании которых были основаны введенные санкции.
«В 2022–2024 годах мы наблюдаем рекордные военные расходы (7,5% ВВП) и видим, как усиливается военный потенциал и боевые возможности России. Эта страна имеет все необходимые природные ресурсы, рабочую силу и знания. Она в состоянии удовлетворять потребности специальной военной операции в полной мере», – сказала доктор Киркхэм.
Она добавила: «Пробелы в таких сегментах, как электроника и машинное оборудование, Россия вполне успешно ликвидирует благодаря помощи своих партнеров, которые сегодня не только устраняют дефицит ключевых компонентов, но и делятся с Москвой своими знаниями и секретами производства. Это помогает России обеспечивать свою самодостаточность на будущее и производство внутри страны».
«Было бы грубой ошибкой полагать, что «экономика Калашникова» зависима от продолжения боевых действий», – подытожила доктор Киркхэм.
Кафруни пошел еще дальше, заявив, что военные действия и санкции даже несут чистую выгоду России.
«Конечно, милитаризация экономики может в перспективе привести к возникновению трудностей. Но так или иначе, в целом воздействие вооруженного конфликта на российскую экономику носит позитивный характер», – заявил он.
Далее Кафруни объяснил, как Европа забила гол в собственные ворота, решив отказаться от импорта российских энергоресурсов. Теперь она страдает от резко выросших цен, в то время как Китай и Индия покупают нефть и газ у России с вызывающей зависть скидкой.
Далее, ненадежная система санкций позволяет России обходить их стороной. Третьи страны просто получили возможность закупать российскую продукцию с целью ее дальнейшей перепродажи.
«Европейские страны очень сильно пострадали от эффекта санкционного бумеранга, – сказал Кафруни. – В 2022–2023 годах резко выросли цены на газ, что особенно негативно отразилось на экономике Германии, которая полагалась на довольно дешевое голубое топливо».
«Американские экспортеры СПГ, которые еще задолго до начала украинского конфликта требовали от администраций Трампа и Байдена отрезать Западную Европу от поставок российских энергоресурсов, преуспели в этом и получают огромные доходы от увеличения экспорта на Европейский континент», – добавил Кафруни.
В результате отношения США и европейских стран по принципу ступицы и спиц будут только усиливаться. Британия и члены ЕС попадут в еще большую зависимость от Америки в вопросах военной защиты, импорта нефти и газа, а также доступности рынка.
До завершения вооруженного конфликта на Украине еще далеко, российская армия медленно, но уверенно продвигается вперед в Донбассе, и в этих обстоятельствах западные политики оказались в очень тревожной и парадоксальной ситуации.
Не желая оказывать Киеву прямую военную поддержку, США, Британия и Европа вынуждены и дальше передавать президенту Зеленскому пакеты помощи на многие миллиарды долларов, одновременно латая дыры и затыкая бреши в санкционном режиме.
Но если прошедшие десять лет могут о чем-то рассказать, так это о том, что текущий подход к санкциям дает совсем не тот результат, на который они рассчитаны. По мнению многих, они стали совершенно неэффективны.
Доктор Киркхэм призывает политических руководителей пересмотреть свой подход к санкциям и предупреждает, что при сохранении текущего курса военная эффективность России ни в коей мере не снизится, а вот страны мира вполне могут пострадать от непреднамеренных последствий.
«Чрезмерная ставка на механизмы сдерживания и устрашения, такие как торговые войны и экономические санкции… со временем еще больше подрывает жизненно важные цепочки поставок, усиливает неэффективность бизнеса и истощает ресурсы», – говорит она.
Дэвид АВЕР