Вечером 5 апреля река Урал прорвала дамбу в Орске Оренбургской области в районе Старого города. В ночь на 7 апреля была прорвана и дамба Борисоглебской улицы. В зону затопления попали поселки Строитель, Никель и Лесоторговый. В настоящее время водой затоплены 14 территорий и поселков в Советском, Ленинском и Октябрьском районах города. По информации региональных властей, ситуация развивается по наихудшему сценарию, так как в самое ближайшее время над территорией области прогнозируются обильные осадки. Ожидается, что пик паводка придется на 10 апреля, а стабилизация обстановки начнется не ранее чем через 10 дней.
7 апреля глава МЧС России Александр Куренков провел в Орске заседание Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Он сообщил, что в ряде субъектов Российской Федерации складывается неблагоприятная ситуация, связанная с прохождением весеннего половодья. Наиболее острой является ситуация в Оренбуржье. «На территории области в 87 населенных пунктах и 13 садовых товариществах остаются затопленными более 6 тысяч жилых домов, 9 тысяч приусадебных участков и 40 низководных мостов. Эвакуировано более 4 тысяч человек, в том числе 885 детей», – сообщил министр. В городе Орске произошло разрушение защитных сооружений на реке Урал. «В результате этого оказались подтопленными 2518 жилых домов и 4587 приусадебных участков», – заявил Александр Куренков.
К настоящему времени группировка сил и средств усилена личным составом нескольких подразделений МЧС. В места ликвидации последствий прибыла инженерная и спасательная техника, плавсредства, беспилотники. К ним присоединились спасатели и техника из Кировской области. Решением Правительственной комиссии чрезвычайная ситуация на территории Оренбургской области отнесена к чрезвычайной ситуации федерального характера, установлен федеральный уровень реагирования. «Паводковая обстановка может стремительно меняться. Все силы и средства необходимо держать в состоянии постоянной готовности. В случае необходимости своевременно принимать решения, в том числе по эвакуации населения», – особо акцентировал внимание глава ведомства. Местным властям поручено проинформировать пострадавшее население о мерах социальной поддержки – возможности получения социальных выплат, предоставлении кредитных и ипотечных каникул.
Неблагоприятная обстановка прогнозируется и на территории Курганской области в бассейне реки Тобол. В связи с этим туда прибыли дополнительные силы и средства от Уральского поисково-спасательного отряда и спасательного центра МЧС России – 100 человек и 22 единицы техники. Жители должны быть готовы собрать необходимые документы, деньги, лекарства, чтобы при необходимости эвакуации не терять время.
***
По последним данным, в пунктах временного размещения Орска помещены более 4 тыс. человек. Шестеро взрослых и трое детей, пострадавших из-за стихии, госпитализированы. Их состояние не вызывает опасений. Подача воды в дома в зоне подтопления приостановлена. Губернатор региона Денис Паслер заявил, что в ближайшее время жители не смогут вернуться в свое жилье. Все школы города переведены на дистанционное обучение. Детские сады в городе работают в штатном режиме, за исключением тех, что находятся в зоне подтопления или обеспечивают функционирование пунктов временного размещения. В зоне подтопления оказались 8 объектов здравоохранения, из-за чего 132 пациента были переведены на лечение в другие учреждения здравоохранения региона.
По сообщениям информационных агентств, пострадавшим от паводка выплачивают по 10 тыс. рублей на человека, по 25 тыс. рублей – за частично утраченное и по 50 тыс. рублей – за полностью утраченное имущество первой необходимости. Более 6 тыс. граждан подали через сайт «Госуслуг» заявления на получение материальной помощи. Все попавшие в зону подтопления жители освобождены от коммунальных платежей. Ряд банков сообщили о готовности реструктуризировать кредитную задолженность пострадавших.
Региональное отделение Российского Красного Креста открыло сбор средств для помощи людям. Роспотребнадзор предупредил о риске загрязнения воды из-за поводка. В целях предупреждения эпидемии в регионе развернута вакцинация против вирусного гепатита А. В магазинах организована бесплатная раздача бутилированной воды. Налажены дополнительные поставки питьевой воды из соседних регионов. Власти заявляют об отсутствии в Орске проблем с продовольствием. Торговые сети готовы к тому, что жители будут запасаться продуктами. Хлебозаводы Оренбурга и Новотроицка перешли на полную загрузку мощностей по выпечке хлеба для Орска. Прокуратура держит на контроле ситуацию с ценами на предметы первой необходимости.
В областном центре подтоплены два микрорайона (Кузнечный и Ситцовка), три населенных пункта (18-й разъезд, Краснохолм, Бёрды), 17 СНТ («Дубки», «Соловушка», «Луч», «Мичуринец», «Дубовый плес», «Мир», «Кооператор», «Восход», «Пекарь», «Лесные дачи», «Пенсионер», «Угольщик», «Текстильщик», «Разлив-1», «Печатник», «Отставник», «Вишенка»). В зоне подтопления находятся 1973 жилых дома и 8569 приусадебных участков.
В настоящее время подтопления фиксируются по всему руслу реки Урал. В Институте водных проблем РАН пояснили, что это связано с обильными снегопадами зимой. Вода в реках на территории Оренбургской области поднялась в среднем на 11–65 см за сутки. Уровень воды в реке Самара достиг опасной отметки в 930 см. Минстрой предварительно оценивает ущерб жилым домам в более чем 21 млрд рублей. Ущерб агропромышленному комплексу, по предварительным подсчетам, составляет 65 млн рублей. В регионе временно закрыты 47 мостов и 106 участков автодорог. Движение поездов идет штатно, угрозы разрушения железнодорожной инфраструктуры нет. Обслуживающие крупные города региона ТЭЦ также работают штатно. В штатном режиме работает и Ириклинская ГЭС. Орский НПЗ и предприятие «Орскнефтеоргсинтез» вынужденно приостановили работу.
***
Город Орск переживает, пожалуй, самые тяжелые времена за последние несколько десятилетий своей истории. Еще 5 апреля его жители хотя и говорили с некоторым опасением о предстоящем паводке, но никто из них и представить себе не мог, что всего лишь через 12 часов разразится настоящая катастрофа. К вечеру 7 апреля почти половина территории города превратилась в зону бедствия.
Орчанин Сергей Суханов еще утром помогал людям выбираться из лодок в районе поселка Рабочего. Сам он живет недалеко от перекрестка улиц Вяземской и Васнецова, оттуда до центра – меньше километра. «Вернулся домой где-то часа в два, – говорит он. – А тут приходит эсэмэска от МЧС: жителям нашего квартала приготовиться к эвакуации, резко выросла опасность подтопления. Вскоре моргнул и отключился свет. Два ближайших сетевых магазина закрылись. До последнего за наличку работал только торговый павильончик неподалеку, но и там теперь висит замок с 16 часов. Что делать? Собрали с супругой вещи, документы – и поехали к ее родственникам в район ОЗТП… Сначала хотели вызвать такси, но никто не хотел ехать на Вяземскую, где вода прибывает каждую минуту. В итоге удалось эвакуироваться на автобусе бесплатно. Ехали долго, кружным путем, много дорог перекрыто, а водитель постоянно по телефону сверялся с кем-то, как обстановка, чтобы не попасть на залитые улицы».
По направлению к орскому аэропорту с утра 7 апреля выстроилась целая вереница машин. Люди посостоятельнее улетают из региона, надеясь пережить стихию поближе к столице. Автовокзал затоплен, рейсы на Гай и Новоорск отменены. Пока еще ходят поезда, но на перегоне Орск – Новый город – Никель к железнодорожному пути справа и слева подошла вода. Насыпь пока справляется, но никто не знает точно, что будет завтра.
Уезжают с затопляемых территорий далеко не все. Так, пожилой житель улицы Васнецова Матвей Степанович на предложения волонтеров переехать из своей хрущевки в пункт временного размещения, в школу №2, наотрез отказался. «Некуда мне идти. Жил здесь, здесь и помру», – сказал он. Вода в районе улицы Васнецова шла тогда только по проезжей части небольшим ручейком, тротуары были сухими. Но нет никаких гарантий, что не подтопит и его пятиэтажку. Матвей Степанович между тем живет на первом этаже. Если что, то его квартиру накроет в первую же очередь. Да и сама перспектива остаться в темном, холодном городском микрорайоне, где почти не осталось ни души, нет света, нет тепла и воды, испугает любого. «Дедушка, сядет телефон, даже спасателям не позвонить! Скорую не вызвать!» – пытались уговорить упрямого орчанина волонтеры. Но тот лишь махнул рукой и ушел в темный подъезд.