Динамика российской экономики в первом квартале 2024 года хорошая. Текущий прогноз по росту ВВП в 2024 году равняется 2,2%. При этом Минэкономразвития РФ допускает повышение этой оценки на несколько десятых процентного пункта. Об этом сообщил представителям СМИ первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов.
«В целом, март хороший, это видно по динамике НДС, которая бьет рекорды, причем в основном за счет внутреннего НДС. Нужно дождаться итогов первого квартала. Но пока и PMI достаточно высокие, я бы сказал, рекордно высокие, и налог на добавленную стоимость. Эти индикаторы и достаточно высокая потребительская активность показывают, что все идет очень неплохо», – прокомментировал Андрей Белоусов ситуацию в экономике в первом квартале.
Минэкономразвития оценило рост ВВП России за январь–февраль 2024 года на уровне 6,0%. В феврале, по оценке министерства, рост ВВП составил 7,7% в годовом сравнении после повышения на 4,6% в январе.
В 2024 году Минэкономразвития РФ ожидало роста ВВП на 2,3%. Центральный банк в феврале повысил свой прогноз роста ВВП на 2024 год до 1–2% с 0,5–1,5%, консенсус-прогноз аналитиков (от начала апреля) предполагает повышение на 1,8%.
Минэкономразвития в апреле должно представить обновленный трехлетний макропрогноз. Банк России также обновит свой трехлетний прогноз на опорном заседании совета директоров 26 апреля.
* * *
Перевозки грузов железнодорожным транспортом в России по итогам 2024 года вырастут, несмотря на падение погрузки в первом квартале. Об этом заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов, курирующий развитие транспортной отрасли.
«Конечно, будет рост. Я думаю, что сейчас восстановят – динамика в апреле уже лучше», – сказал он, отвечая на вопрос, ожидается ли рост грузоперевозок РЖД по итогам года.
Белоусов отметил, что погрузка РЖД просела в первом квартале чуть более чем на 9 млн тонн по сравнению с прошлым годом. По его словам, основными причинами снижения стали два фактора – это ситуация с приостановкой поставок угля на терминал ОТЭКО в морском порту Тамань и проблемы с ремонтом локомотивов.
«Из этих примерно 9 млн тонн примерно 5 млн тонн потеряли из-за произошедшей по сути блокировки грузов со стороны ОТЭКО в Тамани, менеджмент которой держит высокие ставки перевалки. В основном это угольные потоки, цены на который сейчас достаточно сильно упали, и такие ставки в рентабельность экспорта просто не вписываются. Насколько я знаю, ФАС уже вынесла предупреждение, это ведь критическая инфраструктура», – сказал вице-премьер.
«Кроме того, есть еще некоторые проблемы с ремонтом локомотивов. На это тоже есть свои причины, мы достаточно детально разбирались с этим», – добавил он.
Ранее Андрей Белоусов провел совещание по ситуации со снижением объемов погрузки РЖД. Представители Российских железных дорог на совещании представили предварительный индикативный план перевозок грузов по основным направлениям на 2024 год, а также обсудили показатели эффективности движения.
Согласно сообщению, одной из тем на совещании было влияние состояния тягового подвижного состава на погрузку в первом квартале 2024 года. Белоусов отметил необходимость проведения еженедельных совещаний в связи со снижением погрузки РЖД.
Погрузка на сети РЖД в марте упала на 3,5%, до 105,3 млн тонн. В первом квартале 2024 года снижение составило 3,1% в годовом выражении, до 295,9 млн тонн.
РЖД в апреле ожидают сокращения погрузки на 2,7% за счет угля, стройматериалов и металлургической продукции, сообщал в начале апреля заместитель гендиректора компании Алексей Шило. Вместе с тем руководство компании отмечает улучшение динамики от месяца к месяцу. В апреле РЖД должно выйти на среднесуточную погрузку 3 млн 421 тыс. тонн. По крайней мере, компания ставит перед собой такую задачу.