В начале апреля состоялся традиционный форум «МЭФ-24» – Московский экономический форум, организованный известным ученым и предпринимателем Константином Анатольевичем Бабкиным. Дискуссия оказалась, по признанию участников, весьма содержательной и конструктивной. Выступили и популярные авторы «Советской России», лауреаты премии «Слово к народу». Читателям будет интересно познакомиться с яркими суждениями. Открываем оперативную рубрику «МЭФ-24». Избранное. Но прежде неожиданное – слово «не на тему» заслуженной артистки РФ Марии Шукшиной…
– Форум экономический, но я, конечно, – о культуре.
Социальная несправедливость, или социальная справедливость по капитализму, – привела к всеобъемлющей сегрегации. Она поразила и культуру. И основана она не на таланте и вкладе в общее дело. В культуре идет четкое разделение на немногочисленную привилегированную группу, называющую себя творческой элитой, и на всех остальных работников творческих профессий, не имеющих доступа к государственному финансированию.
Например, в киноиндустрии у нас всего несколько крупных компаний, которым все эти миллиарды и выделяются. Никакие социальные лифты там не существуют. Неважно, какой у тебя уровень образования, профессионализма, компетенции, таланта; неважно, какую пользу обществу ты приносишь. Если ты не принадлежишь к той или иной финансово-промышленной группе, ты в этот избранный круг не попадаешь.
Сегодня не может быть ни Шукшина, ни Шолохова.
Сегрегацию в культуре хорошо видно по участникам «голой вечеринки». Народ их осудил, рублем голосует, отказываясь идти на их концерты. Но прийти… [на сцену, на экран] другим невозможно. Новых [в искусство] не пускают. Забетонирован вход.
Отсюда и отсутствие высокохудожественных произведений, новых песен, новых фильмов, новых спектаклей.
Конечно, такая «система бетона» не способствует развитию культуры, искусства, она не обогащает общество ни духовно, ни нравственно. Она приводит исключительно к деградации…
Я это очень хорошо вижу по конкурсной программе фильмов, которые сейчас отсматриваю как член Академии кинематографических искусств. Эти фильмы отбираются для участия в конкурсе на соискание премии «Ника». Это такая наша национальная кинематографическая премия.
В этих фильмах главными героями являются проститутки, наркоманы, сектанты, суицидники. Есть фильм про отчима-педофила и 14-летнюю девочку. Есть фильм про молодых преступников. Например, фильм «Панические атаки». Его главная героиня, молодая девушка, живет в поселке Никель на границе с Норвегией. Для того, чтобы осуществить свою заветную мечту, – уехать из этой страны и остаться за границей, она убивает пятерых норвежцев на территории Норвегии. И мечта героини сбывается. Она остается в Норвегии, в тюрьме. Завидно показана в фильме норвежская тюрьма – вся в светлых тонах. Узницу там кормят ее любимой пиццей, она слушает свою любимую музыку в наушниках, лежа на постели, заправленной белоснежным бельем. Она уже выучила английской язык, потому что тюрьма интернациональная. Словом, человек развивается. И какой «идеал» жизни представлен!
В отличие от глухой, темной по картинке дыры, в поселке Никель, где осталась ее семья, ее друзья, – они лишаются работы, так как единственный комбинат в поселке Никель закрывается… Вот такая история показана и профинансирована Минкультом. Вот какие «высокие» цели, сюжеты вдохновляют и волнуют сегодня кинематографистов.
Тем же духом пронизан фильм «Год рождения». Его главный герой, молодой парень, подражая своему кумиру, лидеру панк-группы из 90-х, точно так же, как его кумир, отрезает себе голову бензопилой на эстрадном выступлении. Отрезанная голова, не утратившая дар речи, говорит жене беременной, что надо только мечтать, иначе ты сдохнешь в этом Металлогорске. И снова предстает еще одна глухая, темная дыра в России… Этот «шедевр» тоже профинансирован Минкультом.
Таких 98 фильмов…
Конечно, эти деятели от культуры, сидящие за бетоном, не способны создать что-то одухотворенное, сравнимое с талантом советского времени… [но надо как-то привлекать]. Поэтому многие из них перепевают песни советские, переснимают фильмы советские, используют музыку советскую, мультфильмы советские… Даже начинают использовать цифровые копии умерших, но известных, любимых советских актеров.
Знаю это не понаслышке. На меня выходили, предлагали деньги за разрешение на создание такой вот цифровой копии моего отца, Василия Макаровича Шукшина. Я отказалась.
Но вот читаю новость, что будет фильм, где в одной из главных ролей предстанет Юрий Никулин, значит, родственники разрешение дали…
Для меня это вопрос принципиальный. Я считаю, что эксплуатация образа известного человека в целях донесения какого-то чужого, а то и чуждого по ценностям содержания – это безнравственно и кощунственно.
Еще об одном аспекте цифровизации культуры, что усугубляет сегрегацию, – это «искусственный интеллект». Это он уже пишет песни, музыку, статьи, сценарии, картины, играет вместо актеров или выбирает актеров на роли, преподает школьникам, студентам… Тем самым фактически уничтожаются и выкидываются за черту бедности миллионы представителей творческих профессий, творческой интеллигенции.
Полагаю, что государству необходимо срочно, жестко брать вот эту цифровизацию культуры под свой строжайший контроль.
И вообще, основным критерием оценки деятельности творческой личности, творческих коллективов должны быть не финансовые показатели, не количество денег, а конкретный вклад и польза для духовно-нравственного развития страны.
Но все это можно реализовать только при национализации культуры и телевидения. Кстати, опыт такой у нас есть!
Мария ШУКШИНА