– Первый эпиграф – цитата Константина Анатольевича Бабкина, организатора форума. Он сказал: если времена меняются, то и мышление должно меняться. Мое сообщение проиллюстрирует то, что времена меняются, а мышление в области экономической политики остается прежним.
И второй эпиграф от поэта: если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно. Вот если такая политика сохраняется, значит, это кому-то нужно.
Один из парадоксов, которыми полна наша экономическая политика, – это продолжающееся формирование Фонда национального благосостояния (ФНБ), который стимулирует государственный долг и тормозит экономический рост. Это фактически кейнсианский мультипликатор наоборот. Но нас убеждают, что ФНБ надо накапливать на черный день. Но, получается, копим не во благо.
Что у нас происходит с дефицитом и профицитом бюджета? За 23 финансовых года дефицит у нас наблюдался лишь 7 лет, в остальные годы наш бюджет был фактически профицитным. Только профицит уходил в ФНБ, до этого у нас были Стабилизационный и Резервный фонды. Причем эти фонды пополнялись не только при профицитном бюджете, но и при дефицитном тоже. К чему это привело? К приросту госдолга.
Мы выяснили, что у нас фактически было всего два периода нормальной финансовой политики – с 2001 по 2007 год, и 2015 год, когда был профицит бюджета, и пополнялся Фонд национального благосостояния или Резервный фонд.
Все остальное время – полная чехарда. Либо дефицит бюджета и при этом пополняется ФНБ, либо профицит бюджета и при этом осуществляются займы.
Мы выявили огромный объем избыточных заимствований, т.е. заимствования и прирост долга ничем не обоснованные, тогда дефицита средств не было.
К чему это привело? С 2021 по 2023 год прирост госдолга составил 21 трлн рублей, а накопленный дефицит бюджета за этот же период составлял около 8 трлн рублей, пополнение резервного фонда – свыше 10 трлн рублей.
Но избыточные заимствования – это нижняя граница. На самом деле их больше, потому что источниками покрытия дефицита являются и приватизация, и остатки предыдущего года. А нижняя граница избыточных заимствований, между тем, это порядка 20 трлн рублей.
Что дальше? Поскольку мышление не меняется, хотя изменяются времена, то опять тот же абсурд планируется на перспективу. Прирост госдолга 14 трлн рублей, в то время, когда дефицит на будущую трехлетку всего около 4 трлн рублей.
Вся эта история привела к тому, что совокупные расходы на обслуживание долга составили более 10 трлн рублей за этот период. Сравним их с расходами от размещения средств Фонда национального благосостояния. Нам говорили, что надо занимать, когда нам дают под низкие проценты, а потом, когда нам нужны будут деньги, их никто не даст. Это абсурдная логика. В итоге, расходы на обслуживание долга в 5 раз оказались больше, чем доходы от размещения средств в ФНБ!
Что у нас в 2023 году? Расходы на обслуживание долга выросли более чем в 2 с половиной раза, что составило 5,3%, это больше, чем расходы на образование – всего 4,4%. Вот из ничего появились огромные расходы, превышающие финансирование образования в стране.
Почему это так происходит? Не все знают, что у нас фактически есть два вида расходования средств – в пределах баланса доходы-расходы бюджета, и за пределами баланса – это источники покрытия дефицита, где финансы живут своей жизнью, и увести можно из-под общественного внимания огромные средства.
Так происходит потому, что прирост долга более чем в 3 раза превышает потребность покрытия дефицита бюджета. Это пополнение ФНБ и накопление остатков с последующим переводом в любые другие активы. Государству это невыгодно. А кому выгодно?
Было выгодно международному финансовому капиталу, когда ФНБ размещался в иностранных инструментах. Но теперь вроде этого нет, но выгодность осталась. Для кого?
Происходит перекачка бюджетных средств уже в наш собственный финансовый сектор и в банковскую систему, после чего возникает возможность бесконтрольного расходования этих средств за балансом бюджета в источниках покрытия дефицита. Что делать, чтобы избежать утечки «куда-то» бюджетных средств? Прежде всего нужно отменить бюджетное правило с целью накоплений, ФНБ стал тормозом, который затуманивает и усложняет финансовые потоки. Нужно изменить бюджетную классификацию и все поступления показывать, как и расходы, отказаться от практики профицитных бюджетов, и тогда у нас экономический рост будет не 3,6%, а 7,8%, как в Индии.
Оксана ДМИТРИЕВА,
депутат Госдумы