Середина апреля 1945 года вошла в историю Второй мировой войны целым рядом кровопролитных сражений – вермахт сопротивлялся и категорически не желал признавать своего поражения. Одно из них – бой за Зееловские высоты, расположенные в 90 км от Берлина. Солдаты Красной армии смогли не только победить многократно превосходящие силы противника и сломать казавшуюся неприступной оборону немцев на западном берегу Одера, но и уничтожить 9-ю немецкую армию, которая должна была пополнить берлинский гарнизон. В случае нашего поражения штурм Берлина стал бы намного более сложной и кровопролитной операцией.
Под Зееловом, по разным оценкам, погибли до 33 тыс. советских воинов. На месте сражения был установлен мемориал, который стал одним из первых памятников павшим советским воинам, сооруженным на территории Германии. Ежегодно сюда приходят тысячи благодарных немцев, поляков и других представителей европейских стран, помнящих о том, кто освободил их от ига фашизма. По информации германских источников, только в период с 1972 по 1990 год мемориал посетили около 1,3 млн человек из 130 стран.
Этот год не стал исключением: в воскресенье к мемориалу пришли местные жители, школьники, представители многих общественных организаций – все те, кого объединяет общий взгляд на историю и неприятие попыток ее переписать. Собравшись на мемориале, немцы – сторонники левого движения, выступающие за дружбу с Россией и за сохранение исторической памяти, с тревогой обсуждали новости о выделении новых миллиардов на поддержку киевского режима.
Карл Хайнц Темрих: «Это плохо. Это очень плохо. Ужасно! Получается, война должна продолжаться, а люди на Украине умирать, чтобы Соединенные Штаты продвигали свои интересы против российского народа».
Сюзанна Штайнхардт: «Мы с русскими выросли. Я не понимаю, почему США должны навязывать всем свою волю и учить жизни».
Андреас Райнигер: «Я бывший офицер Народной армии ГДР и пришел сюда с копией Знамени Победы в руках. Это хорошая возможность продемонстрировать его именно здесь. Очень много советских солдат отдали жизни в страшном сражении на территории Германии».
Каждый год поклониться погибшим на Зееловские высоты приезжают и поляки, ведь здесь бойцы Красной армии воевали плечом к плечу с солдатами Войска польского. В этом году официальных лиц из Польши здесь встретить не довелось. А вот простые поляки, помнящие свою историю, не смогли пропустить памятную дату и не приехать, чтобы поклониться погибшим.
Михал Никель: «В Польше политики теперь переписывают историю. Это очень плохо. Но я не забыл, как было, я не забыл историю. Я знаю, что русские и советские солдаты нас освободили».
Веслав Файдек: «Если бы не Красная армия, то сегодняшнего дня просто не было бы. И мы им обязаны. Это наш патриотический долг как поляков. Надо воздать должное этим героям. Нам нужно беречь эти места».
К сожалению, так рассуждают далеко не все поляки, а в соответствии с проводимой в Польше государственной политикой памятников советским воинам в этой когда-то дружественной нам стране становится все меньше.
В Германии ситуация принципиально иная – здесь все памятники солдатам Красной армии берегут, за ними ухаживают, к ним возлагают цветы. При этом в посольство России в Берлине регулярно стали приходить письма от общественных фондов, которые курируют мемориальные объекты на месте бывших нацистских концлагерей. В том числе и тех узников, которых в 1945 году освободила Красная армия. В этих письмах сплошной негатив. «Мы вам не рады, – пишут, – на официальные мероприятия не приезжайте».
Сергей Нечаев, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Германии: «Не знаю, целенаправленная ли это кампания или нет, какие-то внутренние ориентировки на сей счет мне читать не доводилось. Но сам факт поступления этих писем вызывает грусть. Потому что это некая эрозия такого важного процесса, как российско-германское историческое примирение. Но такими письмами помешать нам не удастся. Программа историко-мемориальных мероприятий, посвященных 79-й годовщине Великой Победы, выполняться будет полностью».
У дороги замечаем полицейский… нет, выглядящий полицейским автомобиль. На капоте у него крупными буквами по-русски написано слово «Мир».
Андреас Каннеман: «Я в прошлом году участвовал в автопробеге «За мир – из Германии в Россию». Мы были в Берлине, Калининграде, Москве, Иркутске. Этим летом хочу снова поехать в Россию. Некоторых знакомых это пугает. Говорят: «Вы с ума сошли: ехать в Россию! Ведь это очень опасно. А я говорю: «Нет! Это было прекрасно! Как в старые добрые времена. Меньше грязи, открытые, дружелюбные люди, а это главное».
Все эти люди, пришедшие на мемориал на Зееловских высотах, чтобы почтить память погибших советских воинов, – доказательство того, что, несмотря на все старания реваншистов, невозможно истребить память и историческую справедливость. Дружбу между народами, объединенными болью потерь и гордостью от победы над фашизмом, не убить ни санкциями, ни сносом памятников, ни переписыванием истории.
Людмила НИКУЛИНА