Река Урал нанесла критический удар по Оренбургской области, оставив тысячи людей без своих жилищ
Река Урал получила свое название по повелению императрицы Екатерины Второй в 1775 году. Казнив предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, императрица потребовала «стереть» любую память о нем. Именно поэтому река Яик была переименована в Урал, а яицкие казаки, ставшие «костяком» восстания, стали уральскими. И вот спустя двести пятьдесят лет после восстания Пугачева великая река снова показала свой дерзкий, разбойничий характер – сбив все преграды, она вынудила десятки тысяч людей покинуть свои дома и квартиры.
Больше всего от половодья пострадал город Орск, расположенный в Оренбургской области. В результате прорыва насыпной дамбы, которая защищала город и окрестности от разлива реки Урал, в Орске затопило несколько районов. Город с населением около двухсот тысяч человек принял на себя невиданный доселе удар стихии – несколько человек погибли, не успев эвакуироваться, ряд жилых кварталов с одноэтажными домами оказались затоплены по самые крыши. В районах, где расположены многоэтажные дома, люди передвигались на лодках.
Злополучная дамба, или, как позже уточнил министр строительства РФ Ирек Файзуллин, «земляной вал», на который обрушилась огромная масса воды, не выдержал ее напора. Он был рассчитан максимум на семиметровый уровень воды, а половодье в реке Урал, побив все мыслимые рекорды, дошло почти до десяти. Можно ли было предотвратить эту катастрофу? В этом будут разбираться специалисты. Жителям Орска сейчас важнее то, как выйти из ситуации, когда многие из них лишились всех необходимых вещей, а их жилье после более чем двухнедельного «затопления» уже нельзя назвать нормальным.
Коммунисты одними из первых начали доставлять в Оренбургскую область гуманитарную помощь. В минувшие выходные был отправлен очередной «сборный конвой» от региональных отделений КПРФ Приволжского федерального округа. На призыв о помощи откликнулись Ульяновская, Нижегородская, Саратовская, Пензенская и Самарская области, Пермский край, Республика Татарстан, Удмуртия и Башкортостан. Было закуплено всё самое необходимое – в том числе резиновые сапоги, пледы и подушки, белизна, предметы личной гигиены, мыло, чистящие средства, воду и продукты питания. Марийский республиканский комитет КПРФ отдельно привез 1,5 тонны тушенки от Совхоза «Звениговский». Доставили гуманитарную помощь представители Самарского областного отделения КПРФ во главе с секретарем обкома Сергеем Арсеньевым, а с погрузкой и сопровождением груза помогали самарские комсомольцы.
«Сейчас, когда «большая вода» пошла на спад, затопленными в Орске остаются чуть более десяти процентов домов. – рассказал секретарь по информационно-аналитической работе Самарского ОК КПРФ Сергей Арсеньев. – Люди, пережидавшие паводок в безопасных местах, возвращаются в свои дома. Но это только в Орске. Всего в Оренбургской области остаются затопленными (в 15 муниципалитетах, 70 населенных пунктах, 45 СНТ) более десяти тысяч жилых домов и более двадцати тысяч приусадебных участков. Остаются в «эвакуации» более семнадцати тысяч жителей, среди которых почти пять тысяч детей. Часть школьников удалось отправить в детские лагеря в других регионах России, многие остальные пока не смогут выйти на учебу: у кого-то нет одежды, учебников и даже предметов первой необходимости. Паводок нанес критический удар по бюджетам десятков тысяч семей».
Власти уже предупредили горожан, что испорченное имущество выбрасывать нельзя – в крайнем случае его нужно хранить в доме. Чиновники заявили, что будут проведены выплаты за утраченное оборудование и иные предметы быта: холодильники, газовые или электроплиты, шкафы для посуды, мебель для приема пищи и сна, телевизоры или радиоприемники, а также средства водоснабжения и отопления (насосы для подачи воды, водонагреватели, отопительные котлы, переносные печи). Сумма компенсации за «частичную» потерю имущества (три предмета) составит 50 тысяч рублей, за полную потерю – 100 тысяч. Жители Орска недовольны таким размером компенсации, считая, что их финансовые потери будут значительно больше заявленной суммы. И хотя в правительстве области уже пообещали, что счетчики электричества и газовые котлы в затопленных домах будут бесплатно восстанавливать ресурсоснабжающие организации, а часть жителей уже получила компенсацию «за нарушение условий проживания» (10–20 тысяч рублей), проблем у жителей Орска меньше не станет.
Во-первых, в затопленных ранее домах опасно пользоваться электропроводкой – она нуждается в проверке. В проводах, электрощите и других приборах остается вода, которая может привести к утечке тока, замыканию и даже пожару. Перед включением электричества в таких домах нужна проверка специалиста. Во-вторых, сами дома нужно «просушить», иначе они станут непригодными для жилья, стены могут начать гнить, или на них начнет расти грибок. Пока дом не «просушен», его нельзя использовать для жилья или проводить в нем ремонт. На «просушку» обычно уходит примерно две недели. И только после этого нужно решать, аварийный это дом, или в нем достаточно провести капремонт.
Возможно, именно из-за этого попытка включить электричество в Орске в минувшие выходные привела к проблемам. Свет пришлось отключить на улицах Станиславского, Короленко и проспекте Ленина. Электроснабжение приостановлено из-за отключения кабельной линии электропередачи. Ремонтные бригады начали переводить эту линию на «резервные» схемы.
В Орске уже созданы и начали работу в свободных от затопления районах «межведомственные комиссии по установлению фактов утраты имущества первой необходимости», и «по признанию жилых домов аварийными или подлежащими капитальному ремонту». Составлены график обхода жилых кварталов. Но еще не везде можно оценить ущерб – люди скидывают в соцсети и мессенджеры фотографии затопленных дворов, подъездов и подвалов. И хотя муниципалитет занимается тем, чтобы выкачать воду из таких «болот», пока полностью убрать паводковые воды из Орска не получается. МЧС РФ для этой цели отправило в Орск «насосно-рукавный комплекс «Шквал», способный откачивать до 350 литров воды в секунду. Спасатели уже «убрали» озера паводковой воды в Советском районе Орска, на очереди подвалы в жилищных комплексах, также «под завязку» заполненные паводковыми водами, и другие районы. Но судя по разгневанным откликам в чатах, многие места в Орске еще остаются «под водой».
– Почему наши дома уже 15 дней в воде? – пишет в телеграм-канале Яна из Орска. – Когда и кто будет откачивать воду? Нам МЧС прислали сообщение что надо до 25 апреля вынести мусор с домов. Отличная идея… у нас в доме по пояс воды! Когда мы увидим сухие дома?
– А какой у вас адрес? – отвечает ей другая горожанка, Анна. – Я вот со Строителей! Сама с двумя добрыми людьми черпали воду ведрами!.. Вы кого ждете?
– У нас ведрами мы будем до следующего лета черпать! — ответила та. – Три улицы в воде.
При этом орский водоканал быстро справился с ситуацией, и уже в минувшие выходные в часть районов уже была налажена подача воды из нескольких скважин. Но с учетом произошедшей коммунальной катастрофы из крана не всегда льется то, что хотели бы видеть жители.
«Зла не хватает, – пишет в мессенджере Ирина, – каждые два часа пишут уровень воды, когда в Орске она уже сошла, а то что люди без воды сидят две недели, про это не больно то пишут. Может, нам к администрации уже идти пора… И выключите уже отопление в конце концов, в квартирах дышать нечем!»
Да, несмотря на плюс 28–29 градусов на улице, затопление и эвакуацию жителей, вопреки всякой логике в городе все это время продолжало работать центральное отопление. По всей видимости «советские» системы отопления обладают таким запасом прочности, что их не под силу «сломать» даже рекордным паводковым водам.
Но главное, что орскому водоканалу удалось исправить систему водоснабжения и начать снабжать горожан водой. При этом ремонтные службы уже ведут круглосуточную работу по дальнейшему увеличению давления в водопроводах, чтобы обеспечить водой в нужном количестве и качестве все районы города.
– Многие были без воды (всего) 3–4 дня и они опять с водой. – пишет жительница Орска Татьяна. – Мы половину месяца без воды! Никакой! Две недели, господа, это очень много! В понедельник детей вести в школу, самим идти на работу… Как? Грязные, в вонючих квартирах… Еще неизвестно, как поведет себя канализация. Мы доведены до отчаяния». И уже спустя полчаса Татьяна сообщает:
– Пошла водичка. Как приятен этот звук…
Житель Орска Максим Даньшин рассказал корреспонденту «Советской России», что «воды теперь нет почти во всем городе, дали только в центре. Но все больницы работают, школы были на дистанте, сейчас будут очно учиться. Электричество начали включать уже три дня назад, но есть дома, где вода в подвале до сих пор стоит. Люди без света сидят уже почти 2 недели. Воду привозят, сегодня вот набрал полные канистры. Санобработку я не видел, чтобы проводили. С продуктами все нормально, магазины работают, но не все. Многие на окраинах еще не открылись».
С уходом воды приходят другие проблемы. Так, в Орске возле дамбы в районе поселка Строителей найдено тело мужчины. Судя по всему, он погиб еще в самом начале паводка. Вода подмыла дороги, которые нужно приводить в порядок. В области сейчас энергетики вынуждены тянуть кабели электропередачи по воздуху, так как поврежденные линии находятся глубоко под водой. В регионе до сих пор затоплено более двадцати мостов. В самом Оренбурге «подмыло» набережную. Многие пытаются спасти животных, которые после затопления оказались брошенными своими хозяевами. Десятки тысяч человек в области уже сделали прививку от гепатита. Во время паводка в Орске были затоплены свалки и несколько кладбищ – мало ли какие вирусы вода могла разнести по городу, поэтому нужно соблюдать осторожность. Многие жители Орска в чатах ругают власти города, мэр которого, к слову, за два дня до прорыва дамбы уверял, что ситуация под контролем и все будет хорошо.
Сейчас жители Орска, как могут, приводят в порядок свои дома. Общую оценку ущерба можно будет провести только после схода воды и «сушки» квартир и домов. Людей из зоны затопления освободят от уплаты налогов, либо уменьшат их в 5–6 раз. Сейчас важно сделать так, чтобы все те, кто потерял свое жилье, и фактически остался без средств к существованию, получили всю необходимую помощь.
– Очень важно в современном мире оставаться неравнодушными к чужой проблеме, – отметил Сергей Арсеньев. – Спасибо ЦК партии, всем коммунистам и комсомольцам Поволжья за то, что быстро откликнулись и оперативно предоставили помощь пострадавшим жителям. Отдельная благодарность коммунистам Оренбуржья и лидеру Максиму Амелину, что не оставили людей в беде. На следующей неделе планируется отправка следующего конвоя с необходимыми товарами.
Евгений ФЕДОРИНОВ
Самарские коммунисты по-соседски первыми пришли на помощь оренбуржцам, которых обездолила стихия. Но кроме них на призыв о помощи откликнулись Ульяновская, Нижегородская, Саратовская, Пензенская области, Пермский край, Республика Татарстан, Удмуртия и Башкортостан.