Что пошло не так в Британии после «Брекзита»?
Да много чего. Пока Сунаку, который поддерживал идею выхода из Евросоюза, и получившему страну в наследство от Бориса Джонсона, приходится отбиваться на конкретных флангах фронта.
Миграция. Предполагалось, что с введением контроля на границах разница между въехавшими и выехавшими составит менее 100 тыс. человек в год, остальные застрянут где-то в сите Евросоюза. В прошлом году эта миграционная разница составила 606 тыс. человек. Это первый рекорд. Количество лодок с мигрантами с того берега Ла-Манша только в этом году составило 45 тыс. Не мигрантов, а лодок с мигрантами. Это второй.
Внешняя торговля. Предполагалось, что, покинув единый европейский рынок, Британия заключит ряд широкомасштабных договоров о свободном обмене товарами и услугами. Они уже подписаны с Австралией, Новой Зеландией, Лихтенштейном, Норвегией и Исландией. Переговоры ведутся с Индией, Израилем и Мексикой. На сегодняшний день убыток от выхода из общего рынка оценивается в 4% ВВП.
Здравоохранение. «Каждую неделю мы отправляем в ЕС 350 млн фунтов стерлингов. Давайте отдавать их на систему общественного здравоохранения» – это был лозунг времен агитации за развод. Сейчас даже его авторы не верят в него. Когда 7 лет назад проходил референдум, почти 4 млн пациентов стояли в очереди на операции или госпитализацию – не хватало медиков. Сейчас этих людей 7,5 млн, а ежегодно покидают профессию 170 тыс. человек из-за низкой зарплаты и огромного количества работы.
Мелкий и средний бизнес. Здесь потери может даже и компенсируются достижениями, хотя как посмотреть. Дешевая рабочая сила из Европы (Восточной в основном), покинула Британию, так что пришлось в магазины и бары нанимать англичан. Они обходятся подороже, ну так мы и цены поднимем. Сельхозпродукция из ЕС ушла с прилавков – у нас импортозамещение. Ну, дороже, зато свое, британское, посконное. Бумагооборота стало даже больше, сельское хозяйство не понимает пока новых международных соглашений, университеты лишаются грантов и возможностей обмена.
Или вот пример ступора в крупном бизнесе. Одна из самых популярных тем сейчас – развитие электромобилей. Здесь флагман производства – Германия. Но после «Брекзита» импорт немецких электрокаров в Англию не то чтобы встал, но сделался невыгодным – машины подорожали для английского потребителя в среднем на 2 тыс. фунтов (2 300 долларов).
Министр финансов Германии заявляет в интервью ВВС: «У нас настойчивое и постоянно действующее приглашение Соединенному Королевству: если вы хотите интенсифицировать торговые отношения с ЕС, позвоните нам. Мы уважаем ценности и народ Великобритании, и по достоинству оценим, если мы сможем восстановить наши обмены».
Министр лоббирует в первую очередь автомобильную промышленность, особенно производителей электромобилей, и просит Евросоюз заморозить на три года новые экспортные поборы, учитывая, что англичане со своей стороны тоже подняли цену входного билета.
В пояснении министр призвал вообще пересмотреть договор и добавил, что возникшие после «Брекзита» препоны отравляют жизнь европейских корпораций «буквально каждый день». И все потому, что стоимость исполнения любого контракта выросла, а при такой интенсивности обменов платить надо как раз каждый день. Доля Германии в британской внешней торговле – 8%, это второй по величине торговый партнер Альбиона.
«Договор по «Брекзиту» не будет пересмотрен только лишь потому, что так хочется автопрому Великобритании и ЕС, которым не по карману тарифы на электромобили», – ответил на призывы комиссар Евросоюза по внутреннему рынку Тьерри Бретон.
А ряд британских экспертов, вовлеченных в обсуждение этой темы, высказались в том смысле, что сейчас на «Брекзит» неча пенять. Надо было все эти годы развивать химпром и выпускать свои аккумуляторные батареи для электрокаров, чтобы максимально уменьшить их себестоимость. А получилось, что зевнули, а там уже китайцы. Покупайте у них втридорога.
Но бизнес рано или поздно эту глыбу расшатает любым способом. Пока же очередь из европейских фур в порту Дувра как стояла, так все и стоит. По идее, там хотели установить модерновые терминалы биометрического контроля паспортов, и проехать на остров можно будет так же просто, как войти в метро. Идея должна была реализоваться в 2022 году, сейчас в планах стоит осень 2024-го, но директор порта не особо верит в эти сроки, и там до сих пор ставят печать в путевые листы.
Для парковок выделили уже всю возможную территорию, снесли даже доки. Теперь решили «отвоевать землю у моря». Реально, началось строительство наносного полуострова на Ла-Манше, где будут ожидать очереди дальнобойщики из Европы. А впереди еще таможня и сертификация грузов!
Палата лордов еще в том году признала, что действительно хорошо бы как-то ослабить гайки с обеих сторон, во всяком случае, по 72 конкретным позициям. Например, взаимно признать профессиональные квалификации, скажем, в особо востребованном бухгалтерском секторе, облегчить получение виз родителям, чьи дети учатся в Британии, и помочь все же артистам ездить туда-сюда на гастроли.
Надо сказать, в обратном направлении эта головоломка тоже работает. Чтобы, допустим, английскому «бэнду» попасть на гастроли в ЕС, надо для начала крепко подумать. Треть британских групп так и сделала – и отказалась от поездок.
Для начала, любая группа, въезжающая в ЕС на гастроли из третьей страны, – а Великобритания теперь третья страна, – имеет право только на три концертных остановки, то есть в трех локациях. Потом надо возвращаться домой и все по новой. Ладно бы подхватил гитару, рюкзачок и поехал. А если ты Элтон Джон со своим прощальным пятилетним туром, то с вами происходит следующее.
За каждый грузовик надо заплатить 1500 фунтов, но это ладно. На каждый инструмент – каждую маракасу, гуцульскую цимбалу или тарелку от барабана – надо составить въездную декларацию с инвентарным номером. Это профессиональное оборудование и его надо обязательно потом вывезти из ЕС по той же декларации.
Обычно на концертах большие деньги делаются за счет всякого рода «мерча» – сувенирной продукции. Отныне это теряет смысл, поскольку майки должны быть Made in Europe, или плати за импорт. А если их и пошить в ЕС, то не дай бог не распродать, поскольку на границе, на выезде из ЕС, ты заплатишь уже экспортную пошлину.
В итоге продюсер тура пришел к Элтону Джону с предложением прервать турне по Европе, но решили все же дойти до конца, тем более что оно принесло в итоге миллиард. Но как быть другим исполнителям? Они 80% своих денег делают на гастролях и на продажах билетов и «мерча».
Британская музыка – это серьезная промышленность, которая генерирует 200 тыс. рабочих мест, а ее годовой оборот – 6 млрд фунтов, причем подавляющая часть этой суммы приходится на гастрольную составляющую. Достаточно сказать, что 85% всего рынка гастрольных грузовиков контролируют англичане. Если остановить их – никаких Эдов Ширанов никто в Европе не увидит.
Конечно, когда писалось Соглашение о торговле и сотрудничестве, предполагалось, что все гладко не будет, всего предусмотреть нельзя, но со временем все как-то утрясется. Один из авторов соглашения, заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шевчович считает, что в ближайшее время договор о «Брекзите» «никто не собирается спускать в шреддер», но допускает, что дверь остается все же открытой.
ЕС больше рассчитывает на то, что в эту дверь, скорее войдет лидер лейбористов Кир Стармер, если он победит на всеобщих выборах в нынешнем году. Их никак нельзя назвать проевропейцами, но если эту тонкую материю взвесить на амбарных весах, то среди лейбористов, во всяком случае пока, больше разочаровавшихся в «Брекзите», чем среди консерваторов.
В седьмую годовщину референдума по выходу Великобритании из ЕС мэр Лондона (лейборист) решил вывесить на здании своего ведомства флаг Евросоюза. Градоначальник был против идеи выхода и до сих пор солидарен с ЕС. Но не тут-то было. Мэрия получила официальное уведомление, что в таком случае ее руководство будет привлечено к уголовной ответственности за нарушение закона о наружной рекламе.
Закон не запрещает вывешивать в Англии флаги других стран. Также могут свободно развеваться знамена Британского Содружества наций, ООН, спортивных клубов, Национальной системы здравоохранения и – внимание! – радужный флаг. Причем оговаривается, что полотнище должно состоять из шести горизонтальных полос и даже специально прописывается: красной, оранжевой, желтой, зеленой, синей и фиолетовой. Это на тот случай, чтобы не влезли самозванцы с какой-нибудь бледной фуксией крыла фламинго.
Но еще более удивительно: мэр Лондона должен по этому же закону спросить разрешения у районного совета Ньюхэма, квартала, где расположена мэрия столицы. Ну это как если бы мэр Москвы просил о чем-то управу Тверского района.
Аналитический центр «Британия в меняющейся Европе» выяснил, что большинство тех, кто голосовал за выход, недовольны тем, как руководство адаптируется к новым реалиям. Но 70% все равно проголосовали бы за выход, а 16% – перешли бы в стан остающихся.
К такому же выводу пришли аналитики из другого центра – «Паблик ферст»: «У голосовавших за выход отмечается сильнейшее разочарование своим выбором, но общая тенденция – обвинять политиков у власти в том, что идея проваливается».
Практически половина «выходимцев» считает, что политики могли бы сделать лучше, но даже не попытались. А почти две трети полагают, что идея-то была хорошая, но просто не случилось.
Джеймс Фрейн, эксперт «Паблик ферст», считает, что Сунак, если, конечно, он хочет выиграть всеобщие выборы, должен любой ценой продемонстрировать сейчас, что доведет идею «Брекзита» до успеха: «Выборы можно выиграть или проиграть по ключевым вопросам – здравоохранению или экономике, – но «Брекзит» в любом случае будет иметь огромное значение. Те, кто голосовал за выход, только и ждут от правительства каких-то сигналов, что идея будет спасена и очень скоро заработает».
Так может, вернемся? Профессор политологии Тони Трейверс считает: «От этого мы находимся на расстоянии нескольких световых лет. Но в любом случае Британии придется принять некоторые правила Евросоюза и играть по ним. На нынешнем этапе надо выстраивать более рациональные отношения с Европой. От этого мы никуда не денемся».
Максим ЧИКИН