Сегодня наша страна находится в полосе высоких дат, дорогих народу праздников, открывающих человеческие души к сокровенной памяти о погибших, к исповеданию и надеждам. Меж этих дат встроен и государственный акт – инаугурация президента России, имеющая характер в высшей степени символического послания власти к народу. Как в нем оценивается происходящее? Какие обозначены цели? К чему нам стремиться? Чего ждать?
Полученный Владимиром Путиным результат на прошедших в марте выборах главы государства должен быть конвертирован в трансформацию существующей системы. Иначе он долго будет напоминать об упущенных возможностях, а этого – в условиях нехватки исторического времени – допустить нельзя. Все, кому действительно дорога судьба России, вправе ожидать, что последствия всенародного волеизъявления 17 марта 2024 года окажутся принципиально иными, нежели те, что имели место после референдума 17 марта 1991 года.
Энергию народного единения, возникшую на фоне смертельных угроз извне, нельзя растрачивать бездумно. Она слишком ценна, чтобы выпустить ее как пар через свисток. Такое способно породить в обществе лишь зияющую пустоту и отсутствие всяких надежд. Энергию общенародной консолидации крайне важно подпитывать и направлять в созидательное русло, пробуждая с ее помощью массовый энтузиазм, способный стать главной движущей силой грядущих преобразований.
Граждане России в большинстве своем верят, что лучшее впереди. Они ожидают от власти реальных шагов в ближайшем будущем. Пагубные издержки либеральных реформ и времена утрат суверенитета должны быть окончательно преодолены. Люди слишком долго ждали этого. Десятки миллионов избирателей голосовали за достойное качество жизни, за социальную справедливость, за отеческую заботу со стороны государства, за безусловную уверенность в завтрашнем дне. Все людские надежды должны непременно материализоваться не только в конкретных решениях, но и в их неукоснительном исполнении. Иного общество не способно будет принять. Время форумных прогнозов и декларативных программ окончательно прошло.
Народ России не приемлет также рабской зависимости от диктата иноземцев, грабительского опустошения своей Родины, узды санкций и понукания. Чувство глубокого патриотизма заложено у россиян в генах. Оно проявляется в мужестве наших бойцов на передовой, в стойкости жителей опаленных войной приграничных регионов, в сборе всем миром помощи для наших доблестных защитников. Это чувство настолько естественное и искреннее, что напрочь лишено какой-либо показушности и театральности.
Именно поэтому граждане России так неподдельно желают скорейшей и решительной Победы над врагом. Они готовы до конца противостоять впавшему в сатанинское безумие Западу, всем темным силам, что грозятся ввергнуть нашу страну в состояние глубокой геополитической фрустрации, уничтожить ее навсегда.
К сожалению, сакральный пафос всенародного единения подчас оказывается в тени слепых штампов антисоветизма. Попытки скрыть от глаз наследников героев-победителей Мавзолей Владимира Ильича Ленина начались с нежелания огорчать зарубежных гостей демонстрацией самого мощного из символов России. Эти попытки стали плохой привычкой, ведущей к болезни народного организма. С тех пор прошло уже достаточно времени, чтобы общество определилось в своем отношении к советскому прошлому. И оно действительно определилось – и очень недвусмысленно, о чем свидетельствуют результаты соцопросов всех последних лет.
Идя навстречу мнению народа, следует отказаться от порочной практики избегать упоминания в ходе государственных мероприятий имен генералиссимуса Сталина и маршалов Великой Победы. Надо перестать дистанцироваться от советского наследия, ибо это идет во вред обществу и самой власти, больно бьет по единству народа. И пусть для власти близки и понятны герои других эпох, в их деятельности КПРФ также усматривает немало поучительного и актуального – того, что никак не противоречит советскому опыту и полностью соответствует идее о тысячелетнем единстве отечественной истории.
Строители советского социализма, сторонники левых взглядов всегда были открыты к широкому пониманию российского патриотизма. И далеко не случайно, что именно с трибуны ленинского Мавзолея в судьбоносный для нашей страны час прозвучали имена героев Отечества прежних эпох – Александра Невского и Димитрия Донского, Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова.
В их ряду и фигура Петра I. В советскую эпоху его личность стала почти канонической. В политике и деяниях этого государственного деятеля есть много такого, к чему стоит повнимательнее присмотреться и сегодня.
Начало Северной войны (1700–1721 годы), как известно, обернулось для России серией неудач. Швеция организовала торговую и экономическую блокаду, сделав невозможной закупку за рубежом оружия и других стратегических товаров. Царю-крепостнику волей-неволей пришлось создавать собственную военную промышленность, форсировать экономический рост.
В затяжной войне ставка на частный капитал закономерно не сработала – воровали не только вышедшие «из грязи в князи» Меншиковы, но даже «промышленники-патриоты» Демидовы. И только передача в казну частных мануфактур позволила государству сконцентрировать в своих руках такие ресурсы, которых оказалось достаточно для решения стратегических задач. Эффективное распоряжение этими ресурсами обеспечили новые органы управления – знаменитые петровские коллегии. Успешная экономическая мобилизация позволила русскому царю одержать победу над сильнейшей армией Европы. Удар, нанесенный Швеции, был столь силен, что эта страна оправилась от геополитического нокдауна лишь совсем недавно. Видимо, почувствовав прилив бодрости, она и вступила в НАТО, чтобы получить шанс отомстить за разгромное поражение под Полтавой.
Прямым укором нынешним российским либералам является и деятельность либерального царя Александра I. Благодаря его трудам и, в частности, реформе органов госуправления, их централизации путем создания министерств, Россия смогла достойно встретить нашествие европейской армии Наполеона. Царь сумел уловить патриотический дух народа и прочно опереться на него. Идя наперекор мнению иностранцев и своим личным антипатиям, он назначил главнокомандующим популярного в народе Кутузова, сам стал вдохновителем мощного партизанского движения в тылу врага и назвал войну 1812 года – Отечественной. В 1815 году на белом коне Александр I во главе русских войск вступил в Париж, с чем и сегодня, спустя двести лет, кое-кому в Европе трудно смириться. Видимо, в стремлении рассчитаться за Бородино и посылает сейчас в зону спецоперации наемников иностранного легиона нынешняя жалкая копия Бонапарта.
Сегодня путинская Россия решает задачи, по своему характеру и масштабам схожие с теми, что в первой четверти XVIII века и в начале XIX века решала романовская монархия. Петр прорубил «окно в Европу» в надежде сделать страну частью нового формирующегося миропорядка. Александр успешно отразил натиск объединенной Европы и вознес авторитет России в мире на недосягаемую до тех пор высоту.
В условиях нынешнего фронтального противостояния с Западом российскому государству следует сосредоточить в своих руках максимальный объем ресурсов и обеспечить резкий рост производительности. Без этого немалая часть национального дохода по-прежнему будет рассовываться по карманам и выводиться из экономики. Именно поэтому многообещающее дело «Макфы», которое недавно выявилось, должно получить свое продолжение в виде активизации деятельности госорганов по передаче в собственность Российской Федерации активов компаний, имеющих коррупционное происхождение.
Разумеется, перешедшие в собственность государства активы ни в коем случае не должны вновь выставляться на продажу. Приватизация в ее любом виде должна быть законодательно запрещена и в условиях продолжающейся войны рассматриваться как преступная антигосударственная деятельность. Либералы должны быть избавлены от «тяжкой» для них обязанности присутствовать в правительстве. Их деятельность необходимо тщательно расследовать с точки зрения выявления связей с недружественными и враждебными России государствами.
Переданные в госсобственность предприятия не должны быть брошены на произвол судьбы. Для роста производственной эффективности их следует обеспечить льготными и даже беспроцентными кредитами. Этим они будут поставлены в преимущественное положение по сравнению с частным сектором. Более того, для обеспечения нужд фронта государство вправе начать выпуск беспроцентных облигаций с обязательным их приобретением всеми без исключения крупными российскими компаниями. Отчисления на приобретение этих облигаций можно сделать обязательными и для граждан со сверхдоходами.
И самое главное: для управления государственной собственностью следует создать систему органов государственного управления и планирования. Начать можно уже сейчас – с формирования органов управления военной экономикой, способных осуществить мобилизацию народного хозяйства и обеспечить быстрый перевод его на военные рельсы в случае геополитической необходимости, а в дальнейшем расширять отраслевой и секторальный охват.
Если власть по-прежнему отказывается заимствовать советский опыт, то, возможно, стоит оценить опыт царской России. В 1915 году в условиях катастрофической нехватки винтовок и снарядов было создано «особое совещание по обороне», ставшее основой системы органов управления военной промышленностью. Эта система оказалась способной обеспечить кратный рост объемов военного производства по целому ряду направлений. Складывается впечатление, что мы движемся сейчас именно по этому пути. Но не надо забывать, что тогда выиграть войну все равно не получилось, а советский опыт отраслевого управления оказался куда более удачным по сравнению с «особыми совещаниями». В январе 1939 года, в преддверии Второй мировой войны, в СССР в рамках повышения эффективности управления военной экономикой были созданы отдельные наркоматы вооружения, боеприпасов, авиационной и судостроительной промышленности. В 1946 году на их базе было образовано Министерство оборонной промышленности Советского Союза.
Создание современного аналога данного органа в условиях проведения специальной военной операции нам точно не помешает, ибо полностью соответствует задачам не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Не помешает нам и создание министерств гражданской авиации, железнодорожного транспорта, а также формирование с чистого листа подчиненной напрямую президенту Федеральной службы по противодействию незаконной миграции.
Так исторически сложилось на Руси, что власть легитимизировала себя в глазах народа в первую очередь тем, что гарантировала ему безопасность. Сегодня граждане России не ощущают себя в полной безопасности. И дело тут не только в том, что Россия вынуждена вести вооруженную борьбу с коллективным Западом в рамках специальной военной операции, в связи с чем на территорию нашей страны время от времени залетают вражеские дроны. Дело главным образом заключается в том, что в условиях СВО Запад пытается открыть против России новый фронт – внутри страны. Условия для его открытия порождаются – вопреки желанию абсолютного большинства граждан! – мздоимством должностных лиц и стремлением бизнеса максимизировать прибыль любой ценой. События в «Крокусе» зримо очертили новую линию противостояния. Игнорировать миграционную проблему далее ни у кого не получится.
К сожалению, советская прививка от басмачества перестала действовать. Потоки мигрантов готовы ворваться на политическую сцену России. Кажется, достаточно всего лишь одного щелчка пальцев дяди Сэма, и орда полуграмотных людей, вырванных из привычной им среды, тут же начнет не только учить россиян «правильной» жизни, но и крушить все, что их не устраивает, выдвигая далеко не безобидные требования. Граждане России, с нетерпением ожидающие скорой победы на фронтах СВО, точно не в восторге от перспективы потерять плоды этой победы из-за возможных действий «ценных иностранных специалистов», невольно ставших объектом манипуляции и средством реализации чужих и очень опасных идей.
Всем тем, кто делает ставку на широкое привлечение мигрантов в экономику, нелишне напомнить, что именно приток в Россию из ближнего зарубежья неквалифицированной рабочей силы не только не способен дать нашей стране ощутимых выгод. Он уже наносит ей огромный экономический и технологический ущерб, не говоря о больших социальных издержках. Подобно тому как принудительный труд крепостных крестьян в XIX веке был главным препятствием для экономического рывка вперед, низкоквалифицированный труд мигрантов в XXI веке служит для нашей страны тормозом к внедрению инноваций, росту автоматизации и ускорению научно-технологического развития. Много ли будет желающих вкладываться в НИОКР и внедрять робототехнику, если есть возможность обеспечивать рентабельность более привычными методами, не особо напрягаясь?
Использование низкоквалифицированной рабочей силы из-за рубежа никак не способно благотворно сказаться и на результатах той политики, что стартовала в нашей стране в начале 90-х и сопровождалась масштабной утратой трудовых навыков у коренного населения, разом превратившегося из высококлассных рабочих и инженеров в сторожей и курьеров, торговцев на рынках и чернорабочих. Все их таланты и умения оказались не востребованы в условиях капиталистической экономики и безвозвратно ушли как вода в песок.
Сегодня все больше сил и средств требует борьба с радикализацией в среде мигрантов, с вмешательством диаспор в деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и силовых структур, борьба с этнической преступностью, противодействие терроризму. Если не принять своевременных и адекватных мер сейчас, то уже очень скоро неизбежно обострятся такие проблемы, как формирование замкнутых анклавов, существование «серой экономики» с неуплатой налогов, контроль мигрантских сообществ над целыми отраслями и секторами российской экономики, включая торговлю, сферу услуг, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.
Не надо стесняться признать открыто, что прежняя миграционная политика, основанная на неоправданно завышенных ожиданиях, полностью провалилась не только во Франции или в Германии. Народ по достоинству оценит подобную откровенность и поддержит все попытки конструктивного исправления ситуации.
Это же касается и всех других проблем. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов не раз подчеркивал, что выраженная политическая воля власти к диалогу и единению с гражданами позволит превратить очередной президентский срок Владимира Путина в качественно новый этап исторического развития России, когда наша страна отстоит свою свободу и независимость, займет достойное место в мире, поднимет качество жизни своих граждан до уровня социалистических стандартов, перейдет на новую экономическую модель и превратится в путеводную звезду для многих народов планеты.
Дмитрий ГОРБУНОВ