93 тысячи обращений к омбудсмену за год
«Минувший год был очень насыщенным. К нам поступило беспрецедентное количество обращений – 93 тысячи, – заявила уполномоченный по правам человека в РФ, генерал-майор МВД Т.Н. Москалькова, отчитываясь в Госдуме о работе за 2023 год. – Люди хотят, чтобы их права и свободы защищались, как написано в Конституции и в наших законах».
За последние три года идет нарастание потока обращений к омбудсмену, в среднем на 22% в год. На 21% ежегодно прибавляется количество коллективных обращений.
Москалькова по-своему это истолковывает. В отличие от тех, кто считает, что стали чаще нарушаться права граждан, Татьяна Николаевна убеждена в другом: народ стал больше доверять институту защиты прав человека.
Больше всего граждане жалуются на нарушение их прав на жилье, таких обращений увеличилось на 58%; на 47% прибавилось жалоб от участников уголовного процесса, на 30% больше поступило просьб о защите прав от участников СВО (специальной военной операции) и членов их семей.
Как и прежде, люди пишут, что ущемляются их права в области образования, получения медпомощи, в социальной сфере, в пенсионном обеспечении, нередко увязывают нарушение их прав и свобод из-за ограниченности суверенитета и независимости России.
«Глобальные вызовы и угрозы, беспрецедентные санкции, русофобия крайне негативно сказываются на правах граждан», – подтверждает Москалькова. Но и в этих условиях правозащитный институт нацелен на народосбережение и улучшение жизни каждого россиянина, только для этого необходимы подъем экономики, развитие производства, принятие новых законов, на что также указывает омбудсмен.
В 2023 году возросло количество устных обращений на горячую линию, которая круглосуточно откликается. Нередко это просьбы о помощи эвакуированным, родственникам на СВО.
«Всё больший удельный вес занимают гуманитарные обращения – просьбы о помощи в разрешении трудной жизненной ситуации, что не связано с восстановлением прав, и намного шире мандата, определенного законом «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». По сути, сформировалось дополнительное направление правозащитной деятельности», – отметила Москалькова.
Объем дел нарастает, а численность аппарата уполномоченного остается прежней. Чтобы не оставлять устные обращения без ответа, рассказала Татьяна Николаевна, «мы создали круглосуточную рабочую линию, которая и днем, и ночью принимает звонки, наше специальное подразделение в особом порядке, в максимально короткие сроки, принимает и рассматривает эти обращения. Мы стараемся выйти на каждую семью, сообщаем о закрепленном кураторе».
Но при всех усилиях, сетует Москалькова, «сегодня наш аппарат может принимать только 70% тех звонков, которые поступают от участников СВО, на большее не хватает человеческого ресурса. Работаем практически без суббот, воскресений, выходных… Даже когда уезжаем домой, продолжаем работать на удалении, потому что самое главное – это выйти на связь с членом семьи, с родным человеком, и услышать, что делает депутатский корпус, что делает Минобороны, просто поговорить иногда, чтобы выслушать всю боль и понять, чем помочь».
Депутаты готовы поддержать Москалькову, ее деятельность высоко оценивают все фракции. «Она не сидит на месте, она там, где трудно, – среди пострадавших от обстрелов, среди раненых, в поисках путей возврата военнопленных», – говорят парламентарии.
Татьяна Николаевна была избрана Госдумой на пост уполномоченного в 2016 году. Тогда не было СВО, не было новых регионов, страдающих от бомбежек и терактов, не было прифронтовых Белгорода, Курска, тысяч беженцев…
В 2021-м полномочия Москальковой были продлены на следующие 5 лет. Но в стране стало больше проблем. Россия вступилась за Донбасс, за Запорожье и Херсон, ставших частью РФ. И, конечно, колоссальное внимание отдается им, где труднее всего.
«В 2023 году к нам поступило 30 тысяч обращений, и это всё очень тяжелые ситуации, – докладывала Госдуме Москалькова. – Значительная часть обращений связана с возвращением людей из плена, установлением мест нахождения родного человека, который выполнял воинский долг, о проблемах социальной направленности и другие ходатайства гуманитарного характера. …Нам удалось оказать адресную помощь более 5 тыс. участникам СВО. …Отстроили отношения с Международным комитетом Красного Креста и украинским омбудсменом, что позволило нам провести две серьезные акции: посещение наших пленных украинским омбудсменом и Международным комитетом Красного Креста, передать нашим военнопленным посылки из дома с вещами, письмами, записками».
Много обращений к Уполномоченному РФ идет из ДНР, ЛНР от ополченцев, которые еще до вступления в состав России защищали свои территории и независимость в составе Вооруженных сил своих республик или добровольческих объединений, получили ранения, но были уволены по общему заболеванию и теперь не получают те льготы, которые имеют другие защитники по российскому законодательству. Москалькова с коллегами бьется за их права, предлагает депутатам рассмотреть вопрос о бесплатном проезде к госпиталям родственникам раненых. Это все требует средств, так что придется Госдуме учесть эти расходы при формировании бюджета на следующий год.
Помимо этих проблем, никуда не делись застарелые. Правозащитники держат на контроле жилищные права детей-сирот. «Не обходите стороной тему выделения жилья сиротам, – напоминала депутатам Москалькова, – 280 тыс. сирот на очереди, 188 тыс. уже получили право на выделение этого жилья. Регионы вносят свои законопроекты».
Татьяна Николаевна согласна с идеей депутатов от оппозиции о создании наемных домов социального пользования, или социальный фонд жилья, которое будет сдаваться в наем гражданам, семьям, не имеющих средств на покупку квартиры или дома даже по льготной ипотеке, таких в РФ почти половина. Тогда и сироты перестали бы скитаться по разным углам… Но ярые рыночники в правительстве сопротивляются, а «ЕдРо» их поддерживает, получился тупик. Омбудсмен, однако, настойчиво указывает на права человека, которые должны защищаться в том числе и парламентом.
К сожалению, дети в капиталистической России перестали быть привилегированной частью общества. В советское время практически каждый школьник мог летом отдохнуть в загородном лагере, на природе. Теперь только каждый четвертый… Хотя омбудсмен требовала запретить перепрофилирование бывших пионерских лагерей, но важнее детей и их здоровья остаются собственники, рыночники и их шкурные интересы. Москалькова заверила, что продолжит борьбу за права юных граждан.
Особенностью состоявшегося отчета омбудсмена стало внимание к правам жителей села. Заговорил об этом коммунист Николай Харитонов, председатель комитета по делам Севера и Дальнего Востока:
«Серьезный запрос на защиту прав испытывают граждане, проживающие в селах, в труднодоступных, в отдаленных местах России, там высокая стоимость жизни, неподъемные тарифы, ЖКХ, нехватка топлива, продуктов, почти никакая транспортная доступность, нет медпомощи, затруднена связь. И в этих условиях живут люди, и права у них такие же, как у нас всех…»
Харитонова дополнили другие депутаты: «Жизнь на селе кардинально отличается от жизни горожан, там до сих пор нет фактически интернета, телефонной связи, нет возможности нормально обратиться даже к региональным уполномоченным о нарушении законных прав человека. Это надо менять, доступ граждан к государственным институтам является незыблемым правом человека».
Кроме того, властью была проведена оптимизация и в селах были ликвидированы медпункты, ФАПы, аптеки. Сэкономила власть на сельчанах, заодно отобрав у них право на лечение, чем укоротили людям жизнь.
Москалькова помнит, как «во время президентских выборов поднимались эти темы, тогда Путин сказал, что работают эти ребята в сельском хозяйстве невероятно много, но продолжительность жизни на селе ниже в среднем, чем по стране, и живут они скромнее».
Институт Уполномоченного по правам человека предлагает вернуть в села медицинское обеспечение, организовать выездные фармпункты. «Такой законопроект есть в Госдуме, мы его поддерживаем, – подчеркнула омбудсмен, – прошу ускорить его принятие. Предлагаем рассмотреть программу для горных сельских населенных пунктов по развитию телемедицины, и законодательно закрепить понятие «труднодоступные территории».
Проблемами, требующими первоочередного решения на селе, что напрямую связано с правами местных жителей, Москалькова назвала: доступность образования и работы, создание безбарьерной среды и качественное медобслуживание, в том числе, для инвалидов, которые лишены медицинского наблюдения и лечения, обеспечение национальных стандартов бесплатного питания в сельских школах …надо поднять вопрос о бесплатном питании в летнее время, это важный момент для наших детей.
Оказалось, что в селах обостряются проблемы межэтнических отношений, заселяются мигранты, не всегда доброжелательно настроенные по отношению к коренному населению. Уполномоченному с коллегами приходится серьезно заниматься этим направлением.
В целом же русское село остается на отшибе от нормальной человеческой жизни. И стоит ли удивляться, что интернет переполнен рассказами и видеофильмами о брошенных селах, даже поселках с многоэтажными домами, опустевших после ликвидации колхозов, совхозов, градообразующих предприятий, закрытия школ, детсадов, клубов, больниц, почтовых отделений?
Всё это было в СССР. Не было омбудсменов, но были права, колосились нивы, гудели трактора и комбайны, строились дома, народ верил в завтрашний день. Не пора ли вернуть порушенное советское будущее?
Тема основательного решения прав человека пока не звучит в докладах Уполномоченного по правам человека Т.Н. Москальковой. Она говорит, что привыкла выкладываться на работе и выходить на хороший результат. Но разве хороший результат, когда вымирают села?
Вопрос о правах человека слишком многогранен. Это и СВО, и пленные, и раненые, и медики с педагогами, чьи права нарушаются из-за недооценки их труда, и с выплатами пособий нуждающимся не всё гладко, и задержки зарплат продолжаются, и нарушаются права молодых специалистов на труд. Омбудсмен хочет всем помочь, ведет тщательную статистику, анализирует и упорядочивает ведения. Но поток жалоб не уменьшается. Такова особенность капиталистической системы.
Галина ПЛАТОВА