18 июня Государственная дума приняла в первом чтении проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях повышения эффективности федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции)».
ТЕМА совершенствования миграционной политики в последнее время приобрела широкий резонанс и вышла в разряд самых актуальных, серьезно волнующих миллионы российских граждан. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, «в настоящее время с учетом складывающейся криминогенной обстановки среди иностранцев, а также возросших ожиданий общества в плане реагирования государства на проблему массового притока мигрантов и незаконной миграции требуется принятие мер, направленных на усиление контроля за нахождением иностранных граждан в Российской Федерации».
В рассматриваемом Госдумой документе предлагается ряд новелл, которые призваны модернизировать российское законодательство и решить ряд вопросов обеспечения национальной безопасности в миграционной сфере. В частности, законопроект предусматривает введение в отношении мигрантов, не имеющих права законного нахождения в России, режима высылки, который будет действовать наряду с режимами депортации и административного выдворения.
Под режимом высылки следует понимать правовой режим, применяемый в силу закона и не требующий принятия отдельных актов государственных органов. Новый режим будет применяться как в связи с истечением срока временного пребывания иностранного гражданина в России и действия его миграционных документов, так и в связи с аннулированием разрешения на временное проживание, вида на жительство, а также в связи с совершением им противоправных действий.
В последнее время криминальные сводки переполнены сообщениями о разгуле преступности среди мигрантов. Только за последние несколько дней, по данным Следственного комитета России, мигрантами совершен ряд резонансных преступлений.
Так, в Московской области группа приезжих подростков избила нескольких сверстников из числа местных жителей. В подмосковном Одинцово в общественном месте при участии приезжих произошел конфликт, закончившийся поножовщиной. В Люберцах уроженец иностранного государства в состоянии алкогольного опьянения пугал детей на детской площадке, высказывал угрозы в адрес местных жителей и нанес умышленные повреждения их автомобилям. В деревне Аннолово Тосненского района Ленинградской области гражданин Таджикистана напал на обочине дороги на 15-летнюю девушку и совершил в отношении нее насильственные действия сексуального характера. В Пермском крае гражданин Узбекистана совершил соединенную с угрозой убийством попытку изнасилования местной жительницы. В Челябинске, в городском парке, уроженец иностранного государства совершил противоправные действия в отношении сотрудницы полиции. В Ижевске выходцы из Средней Азии из хулиганских побуждений нанесли телесные повреждения двум местным жителям. В Санкт-Петербурге за убийство студента задержан некто Заур Керимов. В подмосковном Домодедово дольщики ЖК «Прибрежный парк» уже более восьми месяцев не могут получить от застройщика ключи от своих квартир, так как в них проживают мигранты-строители. В Москве в ходе расследования уголовного дела о массовом отравлении жителей столицы выявлен факт незаконной регистрации по месту пребывания нескольких иностранных граждан, в связи с чем возбуждено уголовное дело об организации незаконной миграции… Этой теме, посвящен отдельный материал в сегодняшнем номере «Советской России».
Таким образом, вопрос о действенных мерах назрел давно и даже перезрел, что создало в обществе огромный запрос на серьезное изменение законодательства в сфере миграции.
В СЛУЧАЕ принятия данного законопроекта граждане иностранных государств, в отношении которых введен режим высылки, будут включаться в реестр контролируемых лиц. В отношении таких лиц будут вводиться дополнительные ограничения и меры контроля.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «в качестве таких ограничений предусматриваются следующие запреты: изменять место жительства или место пребывания в Российской Федерации без разрешения органа внутренних дел; выезжать за пределы территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает); управлять транспортными средствами, получать водительские права; приобретать или отчуждать недвижимое имущество, транспортные средства и самоходные машины, регистрировать в государственных органах данное имущество; заключать брак; учреждать юридическое лицо, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя; заключать кредитный договор, открывать банковские счета, осуществлять переводы денежных средств, другим способом распоряжаться денежными средствами, находящимися на счетах в банках и других кредитных организациях Российской Федерации, за исключением покупки товаров из расчета 30 000 рублей в месяц и проездных документов для выезда из Российской Федерации».
Для соблюдения режима высылки доступ к реестру контролируемых лиц будет предоставляться госорганам, а также любым юридическим лицам и гражданам. Мигрант, находящийся в режиме высылки, будет обязан информировать полицию о своем местонахождении, в том числе путем отправки фото с геолокацией.
Законопроект наделяет сотрудников органов внутренних дел правом проникать в помещения и на территории, где находится мигрант, включенный в реестр контролируемых лиц, в том числе с преодолением сопротивления. Он делает возможной проверку любых документов, предоставляемых в отношении контролируемого лица, в том числе содержащих налоговую или банковскую тайну. Мигрант, находящийся в режиме высылки, обязан будет согласовывать с органами внутренних дел маршрут своего следования до пункта пропуска через государственную границу.
Мигрантов, в отношении которых будет введен режим высылки и подлежащих депортации или административному выдворению – за исключением тех, в отношении которых уже принято решение о самостоятельном контролируемом выезде, – предлагается размещать в специально отведенных для этого помещениях органов внутренних дел без решения суда на срок до 48 часов. Продление данного срока будет возможным только по решению суда, что позволит обеспечить судебный контроль за принятыми решениями и длительностью срока содержания контролируемого лица в специальном учреждении.
Одновременно в целях устранения условий для осуществления иностранными гражданами незаконной трудовой деятельности в России без получения соответствующих разрешительных документов законопроектом предлагается уменьшить срок временного пребывания иностранных граждан до 90 суток в течение года. По действующему закону иностранцы, прибывшие в Россию в порядке, не требующем получения визы, могут находиться в нашей стране 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 дней.
Думается, что все вышеназванные изменения не только помогут усилить контроль за нахождением иностранных граждан на территории Российской Федерации, но и будут мотивировать легальность их статуса.
ЗАКОНОПРОЕКТ не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации. Вместе с тем, он потребует принятия ряда уточняющих нормативных актов, на что может потребоваться некоторое время.
Редакция «Советской России» будет следить за судьбой законопроекта. Главное, чтобы в ходе его дальнейшего прохождения и внесения поправок не была выхолощена сама его суть.
Очень хотелось бы, чтобы изменение подходов в сфере миграционной политики стало наконец-таки реальностью, и в Россию могли въезжать только те иностранные специалисты, которые действительно хотят здесь работать и не планируют нарушать закон.
Всем остальным – тем, кто по разным причинам не способен вести себя в нашей стране достойно – дорога в Россию должна быть заказана.