На календаре Совроссии
Семья авиаторов Коккинаки
Фамилия знаменитых летчиков-испытателей Коккинаки звучит несколько удивительно. «Кокки-наки» – это кто? – иногда недоумевают люди. Географически слова понтийского происхождения (причерноморская область Понт). Это греки, но, возможно, и с итальянскими корнями.
Глава рода авиаторов Константин Павлович (1861–1941) родился в Одессе, окончил начальные классы греческой школы, знал и русский, и греческий, был для того времени достаточно образован и в армии получил назначение писаря. В Одессе родилась и наполовину русская Наталья Петровна Гук (1879–1959).
Молодая семья осела в Новороссийске, куда Коккинаки перебрались жить и работать. У них родилось 9 детей. Выжили в те трудные времена только 7: Георгий (1900), сестра Татьяна (1902), Владимир (1904), Павел (1906), Константин (1910), Александр (1914) и Валентин (1916). Все они в своих документах писали, что «русские». Старший брат Георгий, в силу возраста (1900–1973), и сестра Татьяна авиаторами не стали, а вот все остальные… Просто авиаотряд Коккинаки. И номер один, конечно, тот самый, родившийся 25 июня 1904 г., сверхзнаменитый Владимир Константинович.
Окончив всего 3 класса начальной школы, он стал маленьким тружеником. Работал на виноградных плантациях, потом был матросом и грузчиком в порту, но в 20-х годах «заболел небом».
В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 г. – Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. И далее ошеломительные перелеты, рекорды, рекорды и рекорды… И с грузом, и без. По скорости, и по высоте. 22 мировых рекорда. 1 мая 1935 г. возглавлял Красную пилотажную пятерку (самолеты были выкрашены в красный цвет).
21 ноября 1935 г. на И-15 достиг высоты 14 575 м – и в каких условиях! С самолета для снижения веса были сняты почти все приборы, кроме альтиметра. Вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам летчик был одет только в утепленную куртку с унтами и кислородную маску. И это при шестидесятиградусном морозе, в негерметичной кабине! 20 апреля 1936 г. впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжелом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30.
Так Владимир Коккинаки становится первым в СССР лауреатом трех орденов Ленина (всего их у него шесть – 1936, 1938, 1939, 1945, 1951, 1984 гг.). Он единственный в СССР летчик-испытатель, ставший дважды (1938 и 1957 гг.) Героем Советского Союза.
В годы Отечественной войны он – руководитель испытаний новых типов самолетов. В 1943-м ему было присвоено звание генерал-майор авиации. Отношения испытателя с авиаконструктором С. Ильюшиным были столь близкими, что сын творца «Илов» стал механиком испытателя, а сам великий авиаконструктор разрешал летчику беспрепятственно курить.
Владимир Константинович неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, был лауреатом 4 орденов Красной Звезды (1939, 1941, 1944, 1969 гг.); 3 – Красного Знамени (1944, 1945, 1957 гг.); 2 – Отечественной войны: 2-й (1944) и 1-й (1947) степеней, ордена Октябрьской революции (1974). В 1959 г. становится заслуженным летчиком-испытателем СССР и заслуженным мастером спорта.
2 января 1963 г. экипаж под командованием В. Коккинаки, которому было уже 59 лет, совершил первый испытательный полет на лайнере Ил-62. Он становится вице-президентом (1961), затем президентом (1967–1968), а с декабря 1968 г. – почетным президентом Международной авиационной федерации (ФАИ).
Владимир Константинович прожил более 80 лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище 7 января 1985 года.
Естественно, что, имея такого выдающегося и авторитетного брата, по его стопам пошли и остальные из семьи Коккинаки. Заметных успехов смог достичь Константин, родившийся 11 марта 1910 года. Работал грузчиком в порту, матросом, спасателем. В 1932 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков, служил в строевых частях ВВС. С 1936 по 1939 год – летчик-испытатель военной приемки авиазавода №1 (г. Москва), а с августа 1938 по март 1940 г. – в спецкомандировке в Китае участвовал в боевых действиях против японских самураев. Заместитель командира, командир истребительной авиагруппы, затем военный советник по истребительной авиации. Выполнил 166 боевых вылетов, в одном из которых был сбит, катапультировался.
Вскоре был назначен командиром 401-го истребительного авиационного полка особого назначения из летчиков-испытателей, совершил 98 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, сбил лично 4 и в группе 3 самолета противника. Однако в августе 1941 г. был отозван с фронта. Ему было поручено «облетывать» поставляемые по ленд-лизу английские истребители, в частности «Томагавк» в Архангельске, другие машины. Был награжден 2 орденами Красного Знамени (1941, 1944); 2 – Красной Звезды (1939, 1945); 3 – Отечественной войны 1-й степени (1944, 1957, 1964) и 3 орденами Ленина (1945, 1947, 1985). С 1951 по 1964 год был на летно-испытательной работе в ОКБ А.И. Микояна. В 1963-м ему было присвоено звание Заслуженный летчик-испытатель СССР. В 1964 г. он становится Героем Советского Союза, в 1965 г. – полковником авиации, и далее в ОКБ работал на должностях: летчика транспортного отряда (1965), ведущего инженера в отделе летных испытаний (1966–1985), старшего инженера, с 1985 года. В 1982 г. был награжден орденом Дружбы народов и тоже дожил до 80 лет.
А вот остальные три Коккинаки, по разным причинам, почти неизвестны, хотя заслуживают и они того тоже. Родившийся в 1908 г., третий по старшинству Павел «с подачи» брата Владимира приехал в Москву и поступил механиком при КБ С. Ильюшина, и – единственный из Коккинаки – становится бортинженером «ильюшинской» гвардии. Всего уникальный экипаж братьев Коккинаки поставил свыше 10 мировых рекордов, а сам Павел в 50 лет настоял, чтобы ему разрешили впервые прыгнуть с парашютом. Прожил долгую, полную труда жизнь, и скончался последним из легендарных братьев, в 1991 г., прожив 83 года.
А вот биографии Коккинаки самых младших – Александра и Валентина оказались намного короче. Александр родился 22 апреля 1914 г., в 1930 г. закончил семилетку и поступил в школу ФЗУ учиться на слесаря. Потом его, как брата летчика-рекордсмена, направили в школу младших авиационных специалистов в Житомир, а 26 января 1937 г. зачислили в 8-ю Одесскую школу летчиков. К началу войны успел окончить курсы командиров звена в Смоленске. И в полдень 22 июня 1941 г. бомбардировщики полка поднялись в небо, взяв курс в район польских Сувалок, в 400 км от аэродрома Уллы близ Витебска. Однако немцы приближались к Березине, бои разгорались все ожесточеннее, бомбардировщики, в связи с потерями, шли уже без прикрытия истребителей, и 3 июля Александр Коккинаки и его экипаж во время бомбежки бронетехники противника на дороге под селом Холопеничи в районе Борисова был сбит. Стало известно об этом много позже, а тогда, не дождавшись признания его погибшим в бою, он был награжден Орденом Красного Знамени. Вот такая судьба, всего 27 лет, у боевого красного летчика Александра Коккинаки.
И, наконец, самый младший из братьев, родившийся 3 марта 1916 г. Валентин. В 1932 г., после окончания 7-летней школы, поступил в школу фабрично-заводского ученичества к брату Александру, но только стать хотел токарем. После окончания ФЗУ в 1934 г. начал работать по профессии, но в 1936 г. также поступил в Сталинградскую военно-авиационную школу летчиков, которую до него закончил брат Константин. В 1938 г. после окончания школы младшего лейтенанта Валентина Коккинаки направили на аэродром «Куровицы», восточнее Львова, в 66-й штурмовой авиаполк, в составе которого он войну и встретил. И как! Сражался неистово, безрассудно, словно был уверен, что его убить нельзя. С июня 1941 по сентябрь 1942 г. подбивали 4 раза, но каждый раз, причем трижды раненный, умудрялся самолет посадить. В составе ВВС Калининского фронта командир звена старший лейтенант Коккинаки был награжден Орденом Ленина, становится командиром эскадрильи, повышается в звании до капитана. Но командование все-таки решило поберечь представителя крылатой семьи, опасаясь, что с очередной штурмовки отчаянный пилот может и не вернуться, – его отзывают с фронта, назначая летчиком-испытателем военной приемки авиазавода №30 в Москве.
С ноября 1942 по июль 1946 г. Валентин «обкатывал» двухместные штурмовики Ил-2, был награжден орденом Красного Знамени, двумя – Отечественной войны. Затем на Ил-12 стал пилотом «гражданским», но в 1950 г., возможно, из-за неистовства характера, на несколько месяцев попал под тюремное заключение. По освобождении, в 1951 г. получил назначение на московский авиазавод №23 летчиком-испытателем, где до 1955 г. «объезжал» выпускаемые заводом Ту-4 («Бык») и реактивный стратегический бомбардировщик М-4 («Бизон»). И вот на этом «Бизоне» испытательный полет 25 августа 1955 г. трагически и оборвет жизнь второго в тот день, пилота Валентина Коккинаки и еще шестерых человек. На высоте 25–40 метров с углом крена, доходящим до 80 градусов, машина скользнула на крыло и, столкнувшись с землей, огромный самолет, заправленный тоннами керосина, мгновенно был объят чудовищным пламенем. Майор Валентин Константинович Коккинаки, всего в 39 лет, погиб.
Так сложились судьбы всех пяти летных братьев великолепной «Красной пятерки» Коккинаки. Честь им и слава!
Геннадий ТУРЕЦКИЙ