Если спросить, кто такой был Григорий Плужник, не ответит никто. Если «подсказать», что он в довоенном советском кино снимался, будет пауза, попытки повспоминать, но ответ будет тот же: пожимание плечами. Но стоит только показать фото в спортивной форме, как сразу: «Ба! Да это же Антон Кандидов, знаменитый вратарь! Легенда!» – и будут правы: «Антон Кандидов» и Григорий Плужник – одно и то же лицо, один и тот же Вратарь республики. Ставший после фильма С. Тимошенко «Вратарь» (1936) навсегда знаменитым, сколько бы ни прошло лет.
Один Вратарь одной (хотя эпизодических было несколько) роли Григорий Дмитриевич Плужник родился 14 мая 1909 г. в с. Музыковка близ Херсона, в довольно состоятельной семье управляющего графским поместьем Дмитрия Яковлевича Плужника. Был любимцем матери и трех старших сестер, а вот с братьями было сложнее: средний – Мефодий, стал красноармейцем, старший – Иван, наоборот, невзлюбил Советскую власть, и бывал дома только тогда, когда власть в Херсоне менялась. Однажды дошло даже до того, что в полемике чуть не убили друг друга, и разняла только подоспевшая мать Мария Даниловна, а отец, чтобы младшенький этого не видел, отправлял Гришутку подальше: то помогать косцам, то на скирдование, то просто присматривать за домашним стадом. Почему и рос он физически крепким, а после окончания трудовой школы в Херсоне, в 17 лет, стал работать трактористом.
Но в семье очень любили театр, разыгрывали домашние спектакли, и Григорий однажды пришел к сельскому голове и попросил: «Отправьте меня учиться на артиста в Одессу. Трактористов и без меня хватит, а я, увидите, прославлю родное село!». Он был направлен в Одесский музыкально-драматический институт, стал там заметен, и в 1929 г. именно его откомандировали в Москву, где была образована украинская театральная студия. После ее окончания призвали в ряды Красной Армии, причем направили служить очень далеко, под Хабаровск, но эти 2 года очень помогли Григорию лучше узнать характеры людей, и, демобилизовавшись, он решил устроиться в Харьковский театр революции – Харьков был тогда столицей УССР.
Но 24 июня 1934 г. Сталин решил восстановить статус-кво, столица, а вместе с ней и театр, перебрались в Киев, и там Григория неожиданно «заметили», он приглянулся. И дело в том, что страна в те годы «болела» футболом, и 7 августа 1934 состоялся исторический матч сборной СССР с Турцией. Наши победили 2:1, ворота защищал вратарь киевского «Динамо» Антон Идзковский, а вдохновленный писатель Лев Кассиль, взяв матч за основу, написал книгу «Вратарь республики», где главным героем стал именно Антон. Вместе с Михаилом Юдиным пишет сценарий, режиссер Семен Тимошенко берется снять по нему фильм, зная, что все роли, кроме голкипера, будут исполнять профессиональные актеры. Но вот сам вратарь – и именно как вратарь, должен быть все-таки из мира футбола, да только вот беда: в разгаре чемпионаты, отдавать своего вратаря на съемки никто не хотел, а сроки поджимали. И однажды, катаясь на катере вдоль побережья, Тимошенко увидел рослого белобрысого парня, который ловко с берега закидывал в лодку арбузы. Режиссер посмотрел, залюбовался – и понял: это именно он, Антон Кандидов! Который, к тому же – и вот успех! – оказался еще и актером.
Съемка начала фильма проходила на Днепре, возле Херсона, в родных местах Плужника, хотя по сюжету подразумевалась Волга, и арбузы, которые так ловко ловил Кандидов, на самом деле были херсонскими. Но, чтобы здорово ловить и мяч, надо было все-таки потренироваться, и он на какое-то время влился в ряды киевских динамовцев. Команда готовилась к первому – весной 1936 г., клубному чемпионату СССР, во время первой же тренировки, в азарте, Григорию разбили нос, но характер у парня был упорный, он усердно работал и прогресс вратаря Антона Кандидова был налицо. Премьера «Вратаря» состоялась в декабре 1936, успех был оглушительный, и фильм не сходил с экранов, а «Эй, вратарь, готовься к бою!» стало футбольным гимном. И, кстати, в финальных кадрах на поле было действительно два вратаря Антона. Тот самый, на последней минуте взявший одиннадцатиметровый от «Черных буйволов» удар вратарь сборной СССР Антон Кандидов. И истерично мечущийся, когда Кандидов, вбросив мяч самому себе, через все поле, чтобы никто не догнал, бежит забивать решающий (1:0) гол – в воротах «Буйволов» Антон Идзковский.
Плужник стал легко узнаваем, и стоило ему, Григорию – Антону пройти по Киеву несколько сотен шагов, он тут же попадал в плотное кольцо поклонниц, а одна из команд даже пригласила его, как голкипера, к себе. И он, собирая полные трибуны, действительно сыграл в ее составе несколько матчей, но поскольку еще во время съемок познакомился с симпатичной девушкой-пианисткой, у них завязался роман, завершившийся в начале 1937 г. свадьбой, а спустя два года у Плужников родилась дочь. До войны сыграл еще в эпизодах: «Одиннадцатое июля» (1938), «Моряки» и «Огненные годы» (1939), «Два друга» (1941), а когда война началась, отказавшись от брони, записался добровольцем. Сначала попал в запасной полк, одновременно руководя концертно-эстрадной бригадой, выступал на передовой и получил легкое ранение.
Но затем с «Черными фашистскими буйволами» ему – младшему лейтенанту, технику-телеграфисту, пришлось схлестнуться не только на футбольном поле, но и при обороне Сталинграда (награжден медалью «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги»), и при освобождении Румынии (награжден медалью «За победу над Германией»). После Победы, из уважения к боевому прошлому, Плужника пригласили сыграть разведчика Биденко в экранизации повести Валентина Катаева «Сын полка». Фильм вышел на экраны в 1946 г., стал вторым для актера по значимости, но далее последовали только восемь эпизодических ролей: «Неразлучные друзья» (1952), «Поэт» (1956), «Поэма о море» (1958), «Любой ценой» (1959), «Слепой музыкант» и «Человек с будущим» (1960), «В начале века» (1961) и «Тропы Алтая» (1963). Не ладилось и в личной жизни, еще в 1945 г. с первой супругой развелся, а затем второй брак, третий, родились два сына и вторая дочь.
Не получилась работа и в театре, хотя после переезда в Москву и спектакля «Повесть о настоящем человеке», где его партнершей стала замечательная Нина Сазонова (они затем дружили семьями), казалось, Плужнику станут доверять главные роли. Но он поссорился с режиссером, из театра ушел, и выручали только многочисленные концерты, где исполнял отрывки из шолоховской повести «Они сражались за Родину», военные песни, и обязательно шла «нарезка» из «Вратаря и «Сына полка». А в начале 1973 г. случился инсульт, положили в больницу, но стало лучше, и отправили домой. Однако через несколько дней – еще один инсульт, спасти в этот раз уже не удалось, и 27 января 1973 г. Григорий Дмитриевич Плужник, Вратарь республики, Вратарь своей единственной роли – но какой, Антона Кандидова! – в свои 63 года скончался. Всего 63!.. Похоронен на Долгопрудном кладбище. Вечная память Вратарю республики, победителю «Черных буйволов» за СССР!
Геннадий ТУРЕЦКИЙ