Завершено формирование российского правительства
Госдума 14 мая утвердила всех 16 министров, кандидатуры которых были предложены главой федерального правительства Михаилом Мишустиным.
Большинство из них, 11 из 16, входили в прежний министерский состав, с ними премьер работал не один год.
Но есть и новички. В их числе – Антон Алиханов, возглавлявший Калининградскую область, стал министром промышленности и торговли, губернатор Курской области Роман Старовойт утвержден главой Минтранса, Сергей Цивилев, губернатор Кемеровской области, – заступил на пост министра энергетики, вчерашний губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев утвержден министром спорта, Минсельхоз поведет к новым рекордным урожаям Оксана Лут, которая была первым заместителем у министра Д. Патрушева, поднявшегося до уровня вице-премьера.
Остальные кандидатуры продолжат трудиться на прежних министерских постах:
Александр Козлов – Минприроды и экологии; Антон Котяков – Минтруда и соцзащиты; Сергей Кравцов – Минпросвещения; Ольга Любимова – Минкультуры; Михаил Мурашко – Минздравоохранения; Максим Решетников – Минэкономразвития; Антон Силуанов – Минфинансов; Ирек Файзуллин – Минстроительства и ЖКХ; Валерий Фальков – Миннауки и высшего образования; Алексей Чекунков – Минразвития Дальнего Востока и Арктики; Максут Шадаев – Минцифрового развития, связи и массовых коммуникаций.
Практически восемь часов без перерыва Госдума вела разговор с министрами. Каждый из кандидатов выходил к думской трибуне, лаконично излагал свой проект действий, отвечал на вопросы депутатов. Представители фракций выражали партийную позицию. Итоговым этапом утверждения министров было голосование за каждого, персонально. Далеко не все получили стопроцентную поддержку депутатского корпуса.
Полное доверие народные избранники оказали А. Алиханову (за – 430), О. Лут (за – 429), Р. Старовойту (за – 429).
Коммунисты не поддержали утверждение на министерский пост М. Решетникова и А. Силуанова, воздержались от голосования по таким кандидатам, как М. Дегтярев, А. Козлов, И. Файзуллин, С. Цивилев, С. Кравцов, О. Любимова, А. Котяков.
А перед нажатием кнопок многим из них депутаты задали острые вопросы, на которые у без пяти минут министров не всегда находились резонные ответы.
«Когда прекратится реализация природоразрушающих проектов… таких как строительство курорта на плато Лагонаки, дороги в природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», в национальном парке «Лосиный остров»?» – спрашивал А. Козлова (Минприроды) коммунист О. Михайлов.
А справоросс А. Грешневиков, напомнив Козлову, что «мусорная реформа провалена, Байкалу грозит закон о сплошных рубках, и заглох процесс оздоровления Волги», добивался: «Когда заработают очистные сооружения в Астраханской, Тверской, Ярославской областях, их наладка затянулась на три года?»
Козлов признался, что вопрос для него сложный, «он расшивается математикой».
В очередной раз коммунисты спрашивали А. Котякова (Минтрудсоцзащиты) о восстановлении индексации пенсий работающим пенсионерам. Министр пообещал, что при формировании бюджета 2025–2027 годов постарается разрешить проблему.
С. Кравцов (Минпросвещения) не сразу нашел ответ на вопрос коммуниста М. Берулавы, «когда в школах станет бесплатным горячее питание не только для учащихся младших классов, но и для ребят 5–9-х классов».
«Проект важный», соглашался Кравцов, но на федеральном уровне пока не решен.
О. Любимова утверждена (за – 357, против – 61, воздержались – 13) министром культуры, но депутаты, спрашивая ее, указали на значительные огрехи в работе ведомства: спекулятивные скандалы с «Пушкинской картой», оказавшейся в руках у барыг-перекупщиков.
«Разрушены театры Дорониной и Губенко, – напомнил коммунист С. Обухов, – а в электротеатре «Пиноккио» ходят с отрубленной головой Брежнева… нувориши проводят скандальную вечеринку с шашлыками в Доме-музее Шаляпина. Директор Пушкинского музея тиражирует в СМИ антисталинские инвективы. Очевидны массовые проявления русофобии и антисоветизма на культурном фронте».
Н. Бурляев («Справедливая Россия») допытывался:
«Почему в общественные экспертные советы Минкультуры попадают блогеры и издатели ЛГБТ-литературы для детей? Почему важнейшие проекты, утверждающие традиционные ценности, не получают должной поддержки? Почему объекты культурного наследия продолжают разрушаться без должного контроля со стороны Минкультуры?»
Любимова оправдывалась, говорила про усиление контроля по всем направлениям деятельности, заверяла, что «именно на основе указанных требований формируется Всероссийский гастрольный план».
Не соглашался с критикой Решетников (Минэкономразвития). Депутат Н. Арефьев обратил внимание министра на тревожную ситуацию, «когда российские компании держат на депозитах 54 трлн рублей, почти треть ВВП, и получают огромные проценты, осуществляя роль рантье, но не спешат вкладывать средства в производство импортозамещающих товаров...».
Однако Решетников не видит причин для беспокойства, инвестиции активно растут, «по прошлому году почти на 10%, в номинальном выражении – более 34 трлн рублей, что сопоставимо с депозитами».
Непреклонным был А. Силуанов (Минфин). В ответ на ожидаемый от коммунистов вопрос о введении прогрессивной шкалы налогообложения на доходы граждан, чтобы увеличить доход бюджета и остановить процесс чудовищного социального расслоения в обществе, Силуанов заявил, что справедливости способствует помощь, которая оказывается малоимущим.
А. Мурашко (Минздравоохранения) пришлось искать ответ на вопрос, какие шаги его министерство предпримет для увеличения финансирования отрасли до 7–8% ВВП, чтобы были средства для повышения оплаты труда медикам, обеспечения их жильем, для снижения стоимости лекарств и товаров медицинского назначения.
«Расходы на здравоохранение растут, уже – 3,7% ВВП, — отмечал Мурашко, – Минфином решаются задачи в лечении раненых, здесь государственный сектор подключается».
Но удастся ли удвоить расходы на здравоохранение в обозримом будущем, – министр не уверен.
В. Фальков (Миннауки и высшего образования), отвечая О. Смолину, сделал достаточно громкое заявление: «В нашей системе высшего образования, начиная с 2025 года, не будет понятия «бакалавр», у нас будет высшее образование и специализированное высшее образование».
Значит, подвижки в избавлении от «принудительной Болонской системы» происходят. Но Смолин считает, что процессы должны идти быстрее.
Фальков согласен с автором законопроекта «Образование для всех». Он поделился новостью о том, что «в этом учебном году во всех вузах страны стал преподаваться обновленный курс истории… Завершается работа над соответствующими учебниками…
Обсуждение министерских планов показало, что, помимо финансового дефицита, чуть ли не на первый план выходит проблема нехватки кадров – инженеров, конструкторов, рабочих-производственников, медиков, педагогов. В одних сферах требуются десятки тысяч, а в других, как, например, в образовании, – сотни тысяч.
Каким может быть качество образования, если учитель труда преподает еще и математику с информатикой, а учитель истории вынужден «нагружаться» уроками химии?
Но быстро подготовить всех необходимых специалистов не получится. Слишком большие, невосполнимые упущения были совершены в предыдущие годы. Кое-где стали задумываться: не прибегнуть ли к помощи искусственного интеллекта? А может, шире внедрять цифровизацию?
Однако спикер В. Володин расставил точки над i: «Бездумная цифровизация?.. Давайте посерьезнее к этому отнесемся. Не торопитесь с цифровизацией бездумной. Лучше ответьте: сколько времени потребуется для решения проблемы дефицита кадров?..»
Обсуждение между тем показало, что у министров, прошедших утверждение в Госдуме, есть рабочий настрой и желание служить Отечеству.
Галина ПЛАТОВА