Думские коммунисты взялись за проблемы «скорой помощи». Их в этой службе накопилось за годы капитализма множество. О них шла речь на «круглом столе», посвященном деятельности экстренной службы, которая, по словам одного из организаторов обсуждения, первого заместителя руководителя думской фракции КПРФ Николая Коломейцева, «стала для всех нас как хлеб, вода, воздух».
Депутат-коммунист Алексей Куринный, врач по профессии, давно настаивал на проведении дискуссии с участием профессионального сообщества, Минздрава, профсоюзов, регуляторов, чтобы совместно выработать меры по выводу скорой медицинской помощи (СМП) из кризиса.
Эту службу, как и все российское здравоохранение, трясет уже от реформ. Трясет от перманентной оптимизации, от недофинансирования, кадрового голода, перегрузок, мизерных зарплат…
«Реформирование это приняло не правильные обороты, – подчеркнул Н. Коломейцев, открывая «круглый стол». – Неправильно то, что «скорую помощь» передали на уровень субъектов РФ. А там в основном нет средств на финансирование этой службы. Федеральный центр нагрузил субъекты РФ 200 полномочиями, а финансированием обеспечил всего на треть мандатов. Отсюда многие проблемы. Мы, КПРФ, настаиваем на устранении перекосов и восстановлении справедливости. Одно дело – бюджет Москвы, Санкт-Петербурга, другое дело – периферия, в РФ 60 субъектов – дотационные, 15 – в казначейском управлении. Откуда им брать средства на «скорую»? А в силу того, что Госдума готовится сейчас к нулевому чтению бюджета на следующий год, мы как раз и поднимем проблемы СМП, внесем поправки для ее обеспечения».
«Скорая помощь», по словам депутата-коммуниста А. Куринного, заместителя председателя комитета по охране здоровья, – напрямую ассоциируется с нашим здравоохранением. Шанс столкнуться со «скорой помощью» есть у любого гражданина.
Сейчас в РФ постоянно на дежурстве находится 12 тыс. бригад «скорой помощи». Это линейные бригады, специализированные. Приблизительно 2 тыс. – врачебные бригады, 10 тыс. – фельдшерские, около 900 – специализированные. За год они оказывают помощь 40 млн человек. Именно «скорая» сегодня закрывает те проблемы, которые есть у нас в первичном звене здравоохранения, и каким-то образом их нивелирует. Хотя с трудом преодолевает свои проблемы. Среди них – проблема кадровая.
Минздрав шлет нам отчеты, что якобы укомплектованность врачами у нас растет, больше стало фельдшеров, водителей… Но, получив данные из регионов, мы узнали, что идет отток людей со службы «скорой помощи». Об этом говорят Кировская, Самарская области, ряд поволжских регионов. Причины – материально-техническое состояние, низкие зарплаты».
Для участия в «столе» по такой животрепещущей теме собрались профессионалы, академики, депутаты Госдумы, сенаторы, профсоюзные активисты – люди, знающие, как живет СМП, и понимающие, что ее нужно поднимать без промедления. Иначе высокая смертность в РФ станет еще выше.
«В России до 15% догоспитальных смертей происходит как раз на уровне обслуживания скорой неотложной помощи, – отмечает Александр Румянцев, академик РАН, депутат «Единой России», член думского комитета по охране здоровья. – В регионах от 5 до 20% происходит догоспитальных смертей. Данные указывают на то, что фактически та первичная медико-социальная помощь, которая помогает многим людям выжить на первом, самом критическом этапе, требует совершенствования. С учетом новых технологий, цифровизации, телекоммуникации, меняется парадигма работы «скорой помощи». Нам нужно идеологически выработать подходы развития «скорой» с учетом новшеств. …Недопустимо превращать СМП в перевозку»…
Помимо традиционных проблем – финансовых, кадровых, организационных, у нашей «скорой» появились новые…
Всё чаще бригады «неотложек» подвергаются нападениям неадекватных граждан. Сардана Авксентьева, замруководителя фракции «Новые люди», озвучила статистку: в 2023 году зафиксировано 1752 случая применения насилия в отношении медработников. Отдельной статистики по «скорой помощи» пока не ведется. Но, «всем, кто работает на земле, практикам очевидно, что наиболее уязвимой категорией являются работники «скорой», говорит Сардана.
В Омской, Орловской, Новосибирской, Челябинской областях, да и в Москве, были зафиксированы случаи нападения как раз на врачей СМП.
Трагедия произошла в Томской области. Там с множественными телесными повреждениями был доставлен в больницу фельдшер. Он пешком шел к пациенту по дороге, по которой не могла проехать машина. А пациент встретил его в состоянии сильнейшего алкогольного опьянении, и избил так, что медик в итоге умер.
Пора вводить уголовную ответственность за нападение на врачей, убеждена Авксентьева, и пора медработников приравнять к силовикам, чтобы за нападения на них заводить уголовные дела и лишать свободы агрессивных граждан. Предложение было одобрено участниками «круглого стола». Если с этой инициативой выступит в Госдуме фракция «Новые люди», то она получит поддержку думской оппозиции.
Многие участники «круглого стола» высказались за закрепление специального правового статуса за работниками «скорой помощи», чтобы их защищал закон. Тем более что они сейчас – на переднем краю по спасению людей.
«Это правда», – отметила Марина Ким, депутат фракции «Справедливая Россия».
Она часто бывает в зоне СВО, и видит машины «скорой помощи», изрешеченные снарядами, осколками. И в этих машинах, несмотря ни на что, едут спасать раненых врачи, бригады «скорой помощи». «Это наши медики, невероятная каста людей», – подчеркивала М. Ким.
И вот этих стойких, самоотверженных людей Минфин вместе с Минздравом обошли социальными выплатами. И эти люди, получая гроши, каждый день спасают жизни россиян.
«Согласно постановлению правительства №343, повышение специальных социальных выплат, предусмотренных постановлением правительства №2 568, абсолютно не коснулось сотрудников «скорой помощи». …Медицинский персонал стационаров, межрайонных, городских больниц, расположенных в небольших населенных пунктах, где жителей 50 тыс. и 100 тыс., – лишены соцвыплат», – констатировал Андрей Коновал, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие».
Андрей Петрович вместе с активистами борется за справедливость. Они неоднократно выходили на пикеты, (об одной из таких сообщала «Советская Россия), много пишут в соцсетях и обращений в адрес правительства, Минздрава, Минфина, добиваясь от этих непробиваемых ведомств ответа: почему их лишили соцвыплат?
Ведомства долго не отвечали, а потом откликнулись, сообщив, что будут проверять, как работает «скорая помощь», выполняет ли нормативы.
«Разочарование, возмущение, унижение, – такие чувства охватывают работников «скорой помощи» в малых городах и сельской местности, которых оставили без соцвыплат, – говорил Коновал. – Фельдшеры выездных бригад не могут понять, чем они провинились перед родным правительством. Почему фельдшер в ФАПе, медсестра в поликлинике или в стационаре, работающая в той же районной больнице, что и фельдшер «скорой медицинской помощи», получают 30 тыс. рублей сверх своей зарплаты, а медик выездных бригад всего 7 тыс. рублей. При том, что их зарплата на одну ставку не превышает 25–30 тыс. рублей. Как вообще на эти деньги можно жить в условиях нынешних цен?»
Профсоюз «Действие» провел в сети «Интернет» опрос общественности о ситуации в «скорой помощи» в целом по стране.
Результаты опроса, по словам Коновала, показали, что состояние службы экстренной помощи в малых городах и в сельской местности удручающее. Люди обозначили проблемы:
– дефицит кадров – более половины бригад укомплектованы одним медиком вместо двух;
– неприемлемый уровень переработок, коэффициент совместительства более 1,5;
– почти полное отсутствие врачебных бригад, а о специализированных бригадах – реанимационных, психиатрических – нигде даже не упоминается.
Но профсоюз «Действие» продолжает бороться, и не только за свои права и зарплаты, но и в целом за «скорую помощь», за ее кадровое пополнение, техническое оснащение, модернизацию и упорядочение.
А. Коновал и его единомышленники защищают права водителей автомобилей «скорой помощи», которым тоже не досталось никаких выплат. Хотя они помогают бригадам спасать жизни людей. Их, по мнению Коновала и сотрудников «скорой помощи», необходимо приравнять к младшему медицинскому персоналу и выплачивать положенные средства.
Профсоюз пополнил проект рекомендаций «круглого стола» своими предложениями, они войдут в документ, подготовленный А. Куринным, Н. Коломейцевым, Н. Осадчим.
Сергей Федорович Гончаров – академик РАН, профессор, доктор медицинских наук, директор Всероссийского центра медицины катастроф «Защита», напомнил про санитарную медицинскую авиацию.
«Без санитарной авиации России не обойтись, – заявил академик. – Но у нас до сих пор не построено ни одного самолета медицинского назначения. Есть вертолеты, но их по количеству столько же, сколько в Германии. А вы посмотрите на карту – какой величины Германия, и какая наша Россия? Имеющееся количество совершенно недостаточно. К тому же у нас еще и СВО, там тоже нужно оперативно спасать людей».
Наша «скорая помощь» работает уникально на Донбассе, в Крыму, в Белгороде. Но требуются еще специалисты, которые смогут спасать людей при поражениях радиационного, биотоксикологического характера. У нас нет таких специалистов, их нужно готовить. И это тоже должно быть вписано в рекомендации «круглого стола».
Галина ПЛАТОВА
А. Куринный огласил перечень рекомендаций.
«Правительству РФ рекомендовано:
Срочно рассмотреть вопрос повышения размера оплаты труда и социальных выплат медицинским работникам «скорой помощи» в соответствии с Постановлением Правительства РФ №343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» от 20 марта 2024 года, которое вообще не коснулось работников службы скорой медицинской помощи по всей стране.
Проанализировать исполнение поручения президента РФ об увеличении окладной части до 50% от заработной платы при сохранении всех дополнительных выплат медицинским работникам скорой помощи по регионам РФ и принять меры в случае неисполнения указанного поручения.
Провести анализ оплаты труда водителей СМП по регионам… выявить причины такого различия и принять меры по устранению неравенства.
Продолжить программу переоснащения специализированным автотранспортом службы скорой медицинской помощи в регионах.
Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовано:
Разработать и принять комплексную программу «Развитие системы оказания скорой медицинской помощи», включающую в себя модернизацию структуры и оборудования скорой медицинской помощи, обучение и переподготовку медицинского персонала, а также внедрение новых технологий и методов работы.
Рассмотреть вопрос пересмотра квалификационных требований (в части упрощения и унификации) для работы в ставе бригад скорой медицинской помощи для медицинских специалистов.
Разработать и внедрить по всей стране единую информационную систему для управления службой скорой медицинской помощи, которая позволит улучшить координацию работы бригад, обеспечить единую систему приема и обслуживания вызовов, определять приоритеты обслуживания, быстрее реагировать на вызовы, а также проводить анализ эффективности работы.
В этот же перечень войдут предложения, прозвучавшие в ходе дискуссии.
«Получат рекомендации все адресаты», – заверил Н. Коломейцев.