Европейские либералы в панике
Америка, которая давно потеряла авторитет на международной арене, находится на краю обрыва, пишет The Guardian. Военная агрессия, безумное высокомерие и геронтократия больных лидеров – все это ведет страну к страшной трагедии. А пострадают от нее, отмечают читатели газеты, в первую очередь обычные люди.
Наша экономическая система не работает эффективно для простых людей. Из-за чего она оказывается в уязвимом положении для таких демагогов, как Трамп.
Сегодня Америка представляет собой геронтократию, возглавляемую больными лидерами и переживающую кризис доверия к господствующей идеологии. Это слабеющая сверхдержава, терпящая унижения за рубежом (например, в Афганистане). Ее экономическая система с трудом удовлетворяет потребности своих граждан.
Попытка убийства Трампа показывает, что мы движемся во тьму. Ранее в этом году один из опросов выявил, что более трети американцев считают, что гражданская война при их жизни «очень вероятна», а еще 13% выбрали вариант ответа «весьма вероятна». Еще в 2021 году ведущий канадский политолог и исследователь гражданских конфликтов предупредил, что ослабление демократических институтов США, происходившее на протяжении десятилетий, может привести к краху всей системы уже к 2025 году – и это породит крайнюю социальную нестабильность и тиранию, которая возьмет верх к 2030 году. Десять лет назад такие пророчества показались бы неубедительными и даже безумными. Теперь только глупые и наивные люди отвергнут их как неправдоподобные.
Либеральный порядок рассыпается на глазах – а ведь всего четверть века назад, когда президентом был Билл Клинтон, многие считали его «нерушимым». США были опьянены триумфом победы в холодной войне, а построенные ими политическая и экономическая системы были прославлены Фрэнсисом Фукуямой в его «Конце истории» как высший этап развития человечества. В наших программах и сериалах вроде «Друзья» или «Западное крыло» миру был представлен образ добродушной и дружелюбной Америки. А на День независимости она представлена в качестве милосердного защитника человечества. Казалось, что в мире либеральная демократия считалась нормой, а не досадным исключением. Конечно, приход Джорджа Буша-младшего, трагедия 11 сентября и поля смерти в Ираке (так в тексте) были болезненным опытом для прогрессивных американцев, который закончился для них самым серьезный кризисом капитализма со времен Великой депрессии. Но Барак Обама, казалось, смыл эти грехи. Он был первым чернокожим президентом. Он обладал телегеничностью и уникальным обаянием. Даже самый жесткий отбор на кастинге не мог бы создать более прекрасного кандидата, отвечающего надеждам либерального американца.
Спустя девять десятилетий после публикации романа-антиутопии Синклера Льюиса «У нас это невозможно» (Can`t Happen Here), в котором рассказывается о вымышленном фашистском диктаторе, захватившем власть в США. Сценарий, который он представил, сегодня уже не кажется таким уж надуманным и маловероятным, менее чем когда-либо за 250-летнее существование Америки. Льюис воспринимал нацистскую Германию как предупреждение… Ведь его жена – журналистка Дороти Томпсон, взявшая интервью у Адольфа Гитлера, впоследствии была изгнана из страны нацистским режимом. Сегодня авторитарную модель можно наблюдать в Венгрии. Правоцентристская партия «Фидес» с приходом к власти Виктора Орбана заняла крайние позиции, радикализировалась. С тех пор Венгрия повернулась в сторону мигрантофобской политики и демонизации оппонентов как непатриотичных иностранных марионеток. Будапешт также ввел цензуру в своих СМИ и разрушил независимость судебной власти ради создания того, что Орбан называет «нелиберальная демократия». Такая политическая траектория, пожалуй, наиболее успешно была проложена Путиным: вы сохраняете атрибуты демократии, а ее содержание постепенно искажается. Незадолго до покушения Трамп принимал Орбана в Мар-а-Лаго, где тот поддержал его кандидатуру в президенты от республиканской партии…
Но Трамп еще больший демагог, чем Орбан. Более того, он стал мстительнее и радикальнее, чем когда-либо – те, кто придерживался умеренных взглядов, бежали в ужасе, когда узнали его планы руководства страной. Верховный суд США находится в руках консервативного большинства, а победа Трампа на президентских выборах может легко сопровождаться победой республиканцев в обеих палатах конгресса, что будет означать упадок системы сдержек и противовесов. Трамп выдвинул идею об отмене конституции страны и заключении в тюрьму своих политических оппонентов, а его обещание стать диктатором лишь «на денек» просто пугает.
Возвращение Трампа в Белый дом, скорее всего, вызовет негативную реакцию в обществе. Но любые протесты могут быть использованы как предлог для введения авторитарных мер и, возможно, даже военного положения…
Почему же все пошло не так? Правда состоит в том, что американская политическая система уже давно не функционирует как надо, и отчасти в этом виновата демократическая элита. Когда Трамп пришел к власти, реальная средняя заработная плата имела примерно такую же покупательную способность, как и четыре десятилетия назад. А большую часть экономических выгод получили люди с наибольшим доходом. Подобная стагнация порождает депрессию, заставляющую общество подчиниться эксплуатации. А демократам не удалось повлиять на такой исход.
Рост популярности Трампа подразумевает и возврат расизма, но прежде всего он связан и с провалом экономической политики Демократической партии. Республиканцы усердно поощряли белокожее население со времен движения за гражданские права 1960-х годов, используя расистские лозунги, использование которых только участилось при Обаме. Но подход демократов к социальной реформе ситуацию не поменял. Начиная с 1960-х годов налоги для корпораций неуклонно снижались, а бремя налогообложения для простых американцев с тем же средним доходом почти удвоилось с середины 1950-х по 1980-е годы. Поэтому социальные программы, ориентированные на бедных американцев, быстро дискредитировались, так как далеко не государство обеспечивало их проведение. Этим занимались сами рабочие, что разрушало солидарность внутри традиционной демократической коалиции. Это негодование легко и грубо усугубилось на расовой почве. В этой политике был «разогнан» тезис о том, что недостойная бедная чернокожая часть Америки субсидировалась трудолюбивыми белыми людьми.
Военная агрессия демократических элит, таких как Хиллари Клинтон и Джо Байден, прежде всего в Ираке и Афганистане, а также в Ливии, характеризовалась кровавым хаосом и международным унижением Америки в глазах других стран. Сегодня Байден разозлил своих союзников, избирателей-демократов, и опозорил США во всем мире своей поддержкой геноцида, творимого Израилем. Республиканцы с энтузиазмом относятся к своему кандидату, совсем же иные настроения прослеживаются среди демократов.
…Победа Трампа придаст силы набирающим силу ультраправым движениям Европы.
Либеральный порядок рушится на наших глазах: мы едва начали задумываться о том, что же лежит за его пределами.
Оуэн ДЖОНС
Комментарии читателей The Guardian:
Egregore
«Попытка убийства Трампа знаменует собой наше дальнейшее погружение во тьму. Ранее в этом году опрос показал, что более трети американцев считают, что гражданская война при их жизни «очень вероятна», а еще 13% выбрали вариант ответа «весьма вероятна».
Давайте констатируем совершенно очевидный факт: в суперполяризованной стране, напичканной огнестрельным оружием, когда правящая партия и СМИ постоянно изображают кого-либо в виде экзистенциальной угрозы, рано или поздно человек станет мишенью. Чудо не только в том, что Трамп жив, но и то, что до сих пор это была единственная попытка его убийства.
Как намекает автор, лагерь демократов сейчас находится в безнадежной ситуации. Они не могут отменить риторику последних восьми лет. Отступить сейчас – значит признать, что их послания обществу были подстрекательскими и опасными. И следование таким принципам обозначает молчаливое одобрения насилия…
Трамп победил, и в этом полностью виноваты его оппоненты, которые предпочли выбрать политику, основанную на страхе и цинизме, а не на принципах порядочности и надежды.
Beegee123
Отличный анализ того, в каком положении сейчас находятся США. Это патовая ситуация, и момент взрыва кажется все ближе с каждым днем. Я не согласен с проведением аналогии между США и бывшим СССР, поскольку не бывает двух абсолютно одинаковых периодов времени. Но в то же время Америка сейчас столкнулась с президентом, который не может вселить уверенность в общество, и кандидатом, в силах которого сейчас использовать момент, чтобы захватить еще больше власти. Мы- то наблюдаем со своей колокольни, но сделать ничего не можем…
Empatosaurus
Да, Оуэн, похоже, что мы наблюдаем сочетание «американской мечты» и безудержного высокомерия, связанного с принятием как должного того, что США якобы есть и всегда будут лучшим из всех возможных государств.
Мне кажется, что именно явная неспособность оспорить это на политическом уровне, в экспертном сообществе или среди общественного мнения напрямую и привела к тому, что вскоре обернется трагедией. Это станет падением не только для самих США, но и для многих западных идей и направлений мировоззрения. Жизни людей, которые живут этим, будут просто уничтожены…
andrew_arrow
Америке конец. Я надеюсь, что Европа и Великобритания осознают опасность, которая подкрадывается все ближе, и создадут для себя будущее, которое не будет зависеть от непостоянных капризов политики США или их зонтика безопасности. Киссинджер сказал: «У Америки нет друзей. У нее есть только свои интересы». Это все, что нам нужно помнить.