Здравствуйте, дорогая редакция!
Высылаю вам нашу городскую газету. Редактором и учредителем ее является тов. Чепкасов В.Г., член КПРФ, помощник депутата то ли Госдумы, то ли Госсовета Удмуртской Республики. Может быть, есть смысл перепечатать статью в «Советской России»?
Ваш постоянный читатель
Рудольф Серафимович БУЛДАКОВ
Убит и оболган
Сегодня, увы, имя Павлика Морозова большинству ни о чём не говорит.
А в СССР в списке пионеров-героев он стоял под номером один. Нет уже той страны и той пионерии. Сначала оболгали, а потом и убили – страну и пионерию. Настоящим провидцем был Аркадий Гайдар, написав рассказ про Мальчиша-Кибальчиша. Продали всех нас мальчиши-плохиши проклятым буржуинам за банку варенья и корзину печенья.
Всё правильно. Идёт непримиримая борьба двух идеологий, и в этой борьбе Павлик Морозов, как многие герои Советской Страны, попал под замес. Все эти новые эффективные собственники, не разбирая, крушили Советскую власть, расчищая себе, любимым, дорогу к народному добру.
Но теперь-то, когда буржуинская власть цветёт и пахнет и ничего не стесняется, теперь-то, наверное, уже можно объективно разобраться, что было с Павликом на самом деле.
Два мира, две версии
В Книге почёта Всесоюзной Ленинской пионерской организации Павлик Морозов был первым пионером-героем. В эту книгу вносились имена лучших, чьи подвиги и дела служили примером для школьников Советского Союза.
Согласно общепринятой в СССР версии, Павлик Морозов был одним из организаторов первого пионерского отряда у себя в деревне. Есть и другое мнение: он был сочувствующим. Во всяком случае, пионерский отряд в деревне существовал, и Павлик с ним связан.
В 1931 году, в разгар борьбы с кулачеством, 13-летний паренёк свидетельствовал против отца, Трофима Морозова, который, будучи председателем сельсовета, сотрудничал с кулаками, помогал уходить от налогов, прятал хлеб, подлежащий сдаче государству.
А спустя год, 3 сентября 1932 года, мальчика и его родного младшего брата Фёдора зверски убили в лесу. Паренёк дал свидетельские показания против отца-растратчика, жулика и вора, за что и был зарезан. И Павлика подняли на знамя борьбы с кулачеством.
Но пришли годы перестройки, и борьба с кулачеством стала подаваться как необоснованные репрессии в отношении успешных крестьянских хозяйств. И тотчас мироеды-кровососы превратились в успешных собственников, а те, кто с ними боролся, – в ужасных злодеев. Тут Павлика и обвинили в подлом предательстве отца.
Давайте разбираться
В начале тридцатых деревня Герасимовка Тобольской области была расколота на два лагеря – чрезвычайно бедных и чрезвычайно зажиточных противников советской власти. К последним относились и некоторые родственники Павлика Морозова.
Отец Павлика, Трофим Морозов, стал главой Герасимовского сельсовета и в этой должности оставил о себе дурную славу. Присваивал имущество, помогал зажиточным односельчанам уклоняться от налогов, спекулировал справками, выдаваемыми спецпоселенцам.
Тёплых чувств к отцу мальчик не испытывал – тот оставил жену Татьяну с четырьмя детьми фактически без средств к существованию и ушёл к другой женщине.
Родители Трофима ненавидели Татьяну за то, что она в своё время отказалась жить с ними общим домом и настояла на разделе.
На суде показания против мужа давала именно Татьяна. Павлик только подтвердил слова матери, причём был остановлен судьей, который не счёл нужным требовать обширных показаний от несовершеннолетнего.
Зверскую расправу над Павликом и его младшим братом Федей организовали родственники по отцовской линии – бабушка и дедушка Ксения и Сергей Морозовы, двоюродный брат Данила и дядя Арсений Кулуканов, приходившийся Павлику крестным отцом. Детей зарезали в лесу во время сбора ягод.
Преступники даже не скрывались, всячески показывая, что таким образом отомстили Татьяне за показания против бывшего мужа. Родная бабка, Ксения Морозова, сказала Татьяне с усмешкой: «Таня, мы тебе наделали мяса, а ты теперь его ешь!»
После судебного разбирательства непосредственный исполнитель убийства Данила Морозов, а также Арсений Кулуканов были приговорены к расстрелу, деда с бабкой, ввиду их преклонного возраста, отправили в тюрьму.
Любопытно, что уже в постсоветский, в постперестроечный период Верховный суд России не нашёл оснований для реабилитации убийц Павлика Морозова.
Никакой политики, говорите?
Сейчас убийство Павлика и его брата стараются представить, как простую заурядную уголовщину. Мол, родня сводила счёты, что тут особенного? Однако родня отца именовала мальчика «куманистом», то есть коммунистом, за его лояльность к новой власти и участие в пионерском движении.
Так что без политики не обошлось. Павлик, как и большинство его сверстников, тянулся к новой жизни.
Впоследствии именно эти дети, став взрослыми, вынесут на своих плечах всю тяжесть Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления. Они выведут страну на принципиально новый уровень жизни. А таким, как родня отца Павлика, всё это было не нужно. Они всем своим кулацким нутром ненавидели Советскую власть и всех, кто стоял за неё горой. Их устраивала жизнь с подлостью, нечистоплотностью, эксплуатацией. И чем стремительнее развивался Советский Союз, тем жёстче становился конфликт.
Со звериной жестокостью
Павлик Морозов был далеко не единственным пионером, который погиб при похожих обстоятельствах.
В августе 1928 года на хуторе Весёлом, что на Ставрополье, была застрелена из обреза 12-летняя Женя Брилёва. Девочка писала письма в местную газету, в которых разоблачала кулаков.
В 1930 году в деревне Старопесочное была убита 14-летняя Мотя Тараданова. Девочке, которая сообщала о действиях тех, кого она считала врагами Советской власти, отрубили голову. В 1935 году в Саратовской области убили 11-летнюю Валю Макееву. Как оказалось, расправу над ребёнком учинили её мать и отчим, которых Валя уличила в расхищении народной собственности.
25 января 1937 года в селе Панино Рязанской области несколько взрослых мужчин зверски расправились над 13-летним Колей Будановым. Мальчишка сообщал о единоличниках, вредивших местному колхозу.
Писатель и журналист Павел Соломеин вспоминал: «Только мне привелось участвовать в расследовании примерно десяти убийств пионеров кулачьём. Только мне. А всего по Уралу, по стране – сколько их было, подобных жертв не счесть».
В перестройку имя Павлика Морозова убрали из Книги почёта Всесоюзной пионерской организации. А вскоре и сама эта организация перестала существовать. Что, наверное, логично – пионеры, торгующие принципами и предающие павших товарищей, уже не пионеры.
Как бы кто не относился к трагической истории Павлика Морозова, но факты – вещь упрямая. Недаром он оказался в списке пионеров-героев первым. Это собирательный образ сотен и тысяч невинно павших детей в борьбе за Советскую власть от рук кулаков-мироедов. Нельзя об этом забывать и памятник следует вернуть.
Иначе чем мы лучше тех, кто его убивал?
Владимир ВОЛКОВ
P.S. Ввиду постоянного подорожания подписки на «СР» предлагаю призвать читателей предлагать своим знакомым (и не только знакомым) подписываться вскладчину – на двоих, на троих… Это обойдется подписчикам в 900 рублей – вполне приемлемо. Я, например, заношу газету после прочтения в центральную библиотеку нашего города (в других библиотеках нет «СР»).
Хорошо бы призвать читателей делать так же. Возможно, призвать их от имени читателя, то есть меня.
С пожеланиями здоровья
Рудольф,
84 год
С целью привлечения молодежи к советской идеологии предлагаю в приложении «СР» «Голос народа», а также и в других СМИ («Красная линия», «Соцсети» и т.д.) печатать и тиражировать – возможно, с нотной записью – песню, которая, по сути, является гимном «Трудовых резервов». Это тем более психологически оправданно при попытке правящего политического режима реанимировать (внешне!) систему подготовки рабочих кадров (в том числе и ИТР) якобы по-советски. Эту песню невозможно петь сидя, как и «Священную войну», и Гимн Советского Союза.
Рудольф Серафимович БУЛДАКОВ,
ветеран труда СССР