В пятницу на заседании Совета директоров Банка России было принято решение повысить ключевую ставку на 100 базисных пунктов, до 19% годовых. В заявлении регулятора решение мотивируется высоким уровнем инфляции, для борьбы с которым «требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики». Банк России прогнозирует выход на уровень годовой инфляции 4,0–4,5% в 2025 году за счет проводимой им политики. Как сообщается в пресс-релизе, по оценке на 9 сентября, годовая инфляция составила 9,0%. Подчеркивается, что инфляционное давление остается высоким, а тенденции на снижение пока нет.
По сообщению регулятора, текущий рост цен составил 7,6% в пересчете на год. При этом рост российской экономики замедляется. ЦБ также подчеркивает сохранение высокой потребительской активности, связанной якобы с ростом доходов населения. При этом признается, что рост зарплат в последние месяцы замедлился.
На прошедшем после заседания брифинге председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что регулятор видел три возможных решения по ставке – помимо в итоге принятых 19%, обсуждалось сохранение ставки или поднятие ее на 200 б.п., до 20%. При этом Набиуллина подчеркнула, что готова продолжать повышение ставки столько, сколько потребуется для достижения планируемого уровня инфляции в 4%. Так председатель ЦБ планирует защитить сбережения и доходы граждан от инфляции, а рубль от обесценивания. Набиуллина также отметила, что предыдущее решение о поднятии ключевой ставки замедлило кредитование в розничном сегмента, однако корпоративное кредитование продолжает демонстрировать значительный рост.
Решение Центробанка прокомментировал первый заместитель Председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин: «Из-за того, что ЦБ все время поднимает ключевую ставку, у нас образовалось фактически две экономики. Первая экономика – это та, которая так или иначе получает льготные кредиты – государственные или дотируемые государством. Это оборонно-промышленный комплекс – что, конечно, правильно. Это также ряд крупных экономических субъектов, близких к власти. Но есть и вторая часть – все остальные экономические субъекты. Так вот для этой второй части экономики, которая льготных кредитов не получает, кредит становится крайне малодоступен, эта часть экономики перестает развиваться, а то и скатывается в рецессию. Фактически ЦБ своей политикой жертвует этой второй частью экономики. Но именно в ней трудится подавляющая часть российских работников, от нее зависит их благополучие и благополучие их семей. Поэтому мы, коммунисты, считаем политику ЦБ в отношении ключевой ставки в корне неверной, удушающей экономический рост. Мы предостерегаем от такой политики. И призываем руководство страны обратить внимание на действия Центробанка и ввести его политику в рамки разумного».