Выдающийся русский поэт, дипломат и потому мыслитель Федор Иванович Тютчев, многое познав и проанализировав, вынес в 1866 г., в четырех всего стихотворных строках, определяющий и ставший навсегда знаменитым вердикт (лат. vere dictum – истинно сказанное): «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить. / У ней особенная стать – / В Россию можно только верить!» В котором «особенная стать» – столь высокой духовности дух русский, что его потому и понять невозможно. С широтой еще и души необъятной, которую ничем не измеришь. Ну, а верить? Верить значит в постижении Высочайшего – к тому стремиться. Доступно ли сие всем? Отнюдь. Только внутренне в себе почувствовавшим. Ибо путь этот долгий, сложный.
А какой? Буквально последнего года пример – это ставшая русской душой балерина австрийского происхождения Приска Цайзель. Родилась в 1995 г. в Вене, у нее пять братьев и сестра. Мать – балерина, танцевала в Венской государственной опере, давала девочке потому творческие навыки. С 3 лет участвовала та уже в соревнованиях по художественной гимнастике, а в 2005 г., в 10 лет, начала и свое профессиональное образование в балетной школе при театре своей мамы. И тут сразу русская учительница балета Галина Скуратова (заслуженная артистка России, в прошлом ведущая солистка Московского государственного театра балета). Поэтому Приске с детства пришлось как-то познавать русский язык, а еще появился интерес к русской культуре.
По окончании, в 15 лет, школы балета была принята (уже в 2011 г.) в труппу Венской оперы. На промежуточном, правда, пока положении деми-солистки. Однако и там тоже служили русские балерины Ольга Есина и Мария Яковлева, что интерес к России и языку Приски еще более повышало.
А осенью 2016 г., когда новый руководитель Баварского (Германия, Мюнхен) Государственного театра оперы и балета, русский Игорь Зеленский, обновляя состав труппы, способности в Приске большие увидел, – пригласил сразу же на положение солистки. Готовилась к спектаклям под руководством супруги Зеленского Яны Серебряковой (вместе служили когда-то в Мариинском театре, в С.-Петербурге). Говорили, в основном, на английском, однако еще глубже Приска взялась и за русский. Потянулась, правда, пока в переводах, и к русской литературе; была невероятно очарована «Анной Карениной» Л. Толстого, ставшей любимой ее книгой. Все больше стала слушать русскую классическую музыку, познавать русскую живопись. В марте 2017 г. была выдвинута на положение первой солистки, в сентябре 2019 г. была объявлена примой-балериной театра. И, казалось бы, все идет хорошо, все по плану.
Но тяга-то к русскому, русской духовности уже есть, накопилась, в России великолепный балет – и в 2019 г. солистка балета Баварской оперы Приска Цайзель едет в Крым. Хотя международная ситуация уже не очень тому способствовала. Но Приска всегда так любила Россию и искусство, что не смогла отказаться от приглашения выступить со звездами русского балета на гала-концерте, приняла участие в балете «Спартак», который показывал Новосибирский академический театр (НОВАТ) в Херсонесе. Но тогда все прошло без последствий. Возвратившись, продолжила выступать в Баварской опере. Но ситуация ухудшалась, осложнялась. И вот лето уже 2023 г. 26 июля в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» к 240-летию города открывается VII фестиваль оперы и балета «Херсонес», гала-концерт Севастопольского театра оперы и балета с участием российских звезд балета.
И Приску, по старой памяти, приглашают вторично. Симпатии к России, русскому никуда не делись, согласие свое она дает; в Мюнхене о том ничего не говорит – это был просто ее отпуск. Но кто-то увидел афиши, где стояло имя Приска Цайзель, сообщил руководству, и перед самым отпуском директор предупредил: «Если все-таки уезжаете, нам надо Вас уволить» – над театром висел жовто-блакитный украинский флаг. Могла Приска, как бы испугавшись, не лететь? Вполне могла. Но летит в Севастополь, с Дмитрием Соболевским исполняет дуэт «Барокко» на музыку Антонио Вивальди в хореографии Антона Пимонова и па-де-де из балета «Дон Кихот». В Германию после чего возвращается, и ситуация для нее очень осложняется.
После нескольких раундов переговоров с руководством Баварской оперы Приска принципиально увольняется по собственному желанию. К тому же в последний год уже очень мало танцевала, так что ничего не теряла. И, узнав обо всем, о случившемся, ее в С.-Петербург, в Михайловский театр, приглашает художественный руководитель Владимир Кехман. Приска прежде реально никогда не задумывалась оказаться всерьез в России, однако внутреннее желание всегда было. Согласие почему сразу же свое дала, и с сентября 2023 г. она уже прима-балерина Михайловского театра. За год станцевала столько, сколько за все годы в театре Баварском: «Баядерка», «Корсар», «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», «Светлый ручей», «Спящая красавица».
Она счастливо говорит: «Я танцую больше, чем когда-либо в жизни, и всегда мечтала об этом. Только в России сбылась мечта. Наверное, никогда в жизни не было так, что всё хорошо». Она и живет в квартире при театре, танцует почти со всей труппой, много разных партнеров. Они ее зовут Прискочка, Прискулька, а сама она уже овладела русским вполне прилично. В сентябре 2024 г. – уже первая годовщина Приски русской душой, ибо «Я хочу в России работать и жить. Здесь сейчас моя жизнь», – говорит она.
И еще эпизод. Вскоре после прибытия, 17 ноября 2023 г., правда, в другом качестве, появилась Приска перед широкой публикой и на Форуме объединенных культур в С.-Петербурге. И, учитывая такие ее, от рождения, связи с Европой – задала В. Путину следующий вопрос: «Как бы Вы хотели поступить с окном, которое прорубил в Европу Петр I? Закрыть совсем или открыть?» На что тот шутливо ответил: «Когда дует, можно и прикрыть, чтобы не простудиться».
Вот такая она, Приска Цайзель. «Умом Россию не понять, / Аршином Общим не измерить. / У ней особенная стать – / В Россию можно только верить!» Приска поверила – и стала русская душой!
Геннадий ТУРЕЦКИЙ
Фото: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского – Михайловский театр, mikhailovsky.ru