Обсуждается в Госдуме не всем понятный проект финансистов
Денег из бюджета на инновационный центр (ИЦ) «Сколково» ушло немерено, а результатов не видно, как в чубайсовском «Роснано».
Начиная с 2010 года, со времени создания «Сколково», центра разработки новых технологий и активизации импортозамещения, по типу Силиконовой долины, до сих пор ничего не представлено обществу о научных достижениях. Каждый раз представители правительства, приходя в Госдуму с законопроектами, касающимися финансирования и расширения ИЦ, «забывали» проинформировать депутатов о вкладе «Сколково» в науку и в импортозамещение.
Ныне в Госдуме представили законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково». Им закрепляется передача органам государственной власти субъекта РФ, в данном случае – Москве, вспомогательных функций Фонда «Сколково».
От каких функций спешит освободиться «Сколково»?
Как пояснила первый заместитель министра финансов Ирина Окладникова, представляя законопроект, обременительными для ИЦ стали функции по градостроительному планированию, транспортному обслуживанию территории, строительству объектов инфраструктуры и дорог, здравоохранению, сферы ЖКХ.
«Теперь, когда проект по созданию, развитию и обеспечению деятельности Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково» завершен, эти функции должны перейти правительству Москвы, частью которой «Сколково» стало с 1 июля 2012 г., после изменения границ Москвы и Московской области».
Тут же поддержал законопроект единоросс Максим Топилин, председатель думского комитета по экономической политике, отметив, что «за прошедшие 15 лет центр обрел необходимые полномочия, и настало время поменять структуру управления Фондом «Сколково». Указанные функции должны выполняться местными органами, в данном случае городом Москвой…»
Позиция Топилина, да «ЕдРа» в целом, ясна. Обязанность этой фракции, составляющей две трети Госдумы, одобрять всё, что укажут сверху.
А вот думская оппозиция насторожилась.
Удивительно, что за 15 лет ИЦ «Сколково» всего лишь «обрел полномочия», истратив при этом бюджетные 167 млрд рублей. Тогда как в СССР за такой же период времени, в 1945–1960 гг., помимо восстановления разрушенной фашистами страны, при огромнейших людских потерях, советские ученые обеспечили безопасность стране созданием атомного оружия, опередили США в области освоения космоса, и уже в 1961 году советский Герой Юрий Алексеевич Гагарин первым в мире бороздил просторы Вселенной!
А центр «Сколково» ничего не говорит про инновации, научные прорывы и озабочен главным образом финансовыми поступлениями. Тем же законопроектом, озвученным Окладниковой, ИЦ сбрасывает на бюджет Москвы расходы по обслуживанию сколковской территории. Вместо того чтобы порадовать измученную рыночными реформами, санкциями и войной страну ожидаемыми инновациями, «Сколково» «меняет структуру управления Фондом» таким образом, чтобы столица за свой счет обслуживала взлелеянную коммерсантами территорию.
Чем ИЦ прославился за время своего существования?
Скандалами!
В сколковских анналах значится, что в 2013-м, после проверок, проведенных Счетной палатой, было возбуждено уголовное дело против бывшего главы финансового департамента Фонда «Сколково» Кирилла Луговцева, гендиректора таможенно-финансовой компании «Сколково» Владимира Хохлова и «других лиц», уличенных в растратах. По данным Следственного комитета, Луговцев и Хохлов незаконно потратили 23,8 миллиона рублей, выделенных государством на развитие «Сколково». Фигуранты были уволены, а дело спустили на тормозах, что, видимо, активизировало потенциальных растратчиков.
Следующий скандал был связан с деятельностью вице-президента фонда Алексея Бельтюкова. Он растратил 750 тысяч долларов США, предназначавшихся на «зарплату ученым» и на техническое оборудование Инновационного центра. Бельтюков отдал деньги Илье Пономареву, депутату Госдумы от партии «Справедливая Россия» (признан в РФ иноагентом, внесен в реестр экстремистов и террористов Росфинмониторинга), числившемуся одновременно советником президента Фонда «Сколково» Виктора Вексельберга. Средства, утверждали Бельтюков с Пономаревым, ушли на оплату курс лекций, прочитанных Пономаревым. Однако Следственный комитет установил, что была прочитана только одна лекция. Обвиненные в хищении средств ИЦ Битюков и Пономарев обязаны были вернуть деньги Фонду. Но те сбежали в США, первым убежал Пономарев, чуть позже – Битюков.
Оставаясь на Западе, липовый лектор Пономарев поливает грязью Россию в компании с известными беглыми предателями. Такими вот «инновациями» прославилось «Сколково».
А на заре создания ИЦ в состав правления «Сколково» приглашался нобелевский лауреат, выдающийся советский физик Жорес Иванович Алфёров. Но, как только организаторы ИЦ решили искать «помощи» за рубежом, Алфёров заявил, что отечественная наука ни в чьей помощи не нуждается, и, увидев в составе «консультантов» Чубайса, он наотрез отказался участвовать в проекте «Сколково». В итоге руководить ИЦ стали коммерсанты, а у них наука – на обочине.
Обсуждая новый финансовоемкий законопроект от Окладниковой, депутаты спрашивали, какой научный эффект получен от миллиардных вложений в «Сколково» со стороны государства. Ответа не было.
А какова мотивация к «смене полномочий»? «Время пришло», «нужна оптимизация административной нагрузки», говорила замминистра финансов.
А при чем медицина, от затрат на которую ИЦ хочет избавиться?
Депутат Алексей Куринный (КПРФ), например, не считает медицину «вспомогательной функцией». Как раз в «Сколково», по его словам, разрешалось работать на оборудовании, которое официально не было зарегистрировано в РФ; там применялись новые технологии, новые лекарственные препараты, которые не разрешалось использовать в стране.
«Вы передаете это городу Москве, ставя ее в неравное положение по отношению к другим субъектам. В других нельзя таким же вольным образом пользоваться льготными разрешениями… Зачем это делать?» – обращался коммунист к Окладниковой. «При передаче такой функции ничего, с точки зрения медицинской деятельности, не должно измениться», – отвечала замминистра. Но, с точки зрения финансов, «Сколково» сократит свои расходы. И в этом суть ИЦ, жирующего на бюджетные средства?
Вячеслав Мархаев (КПРФ) напомнил, как «с целью показать всему миру, что российская наука находится в авангарде, воплощался в жизнь многомиллиардный инновационный проект «Парк «Сколково».
Но сегодня, сокрушался коммунист, «сложно назвать хотя бы несколько разработок «Сколково», которые были бы известны всему миру. Зато всем известны коррупционные скандалы, которые можно сопоставить с известным «Роснано». СМИ пишут, что «Сколково» скоро превратится в дорогой район Москвы для проживания. И это вся инновация? Снова мы видим законопроект, реализация которого может породить очередную коррупцию. Неужели нельзя обойтись без многоходовых законодательных фокусов?»
Окладниковой нечего было сказать по существу, и она принялась расхваливать компании, работающие в «Сколково»… А где же инновации, импротозамещение? Неизвестно.
«Покажите нам отечественный мобильный телефон, сделанный в «Сколково», – настаивал, выступая у думской трибуны, первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. – Для этого создавался и «Роснано», и «Сколково», чтобы мы наконец преодолевали отставание от западных стран. Но нет же ни одного, ни второго, ни третьего.
Покажите мне спутники. Мы много о фронте говорим. У нас сегодня со связью тяжело на фронте, понимаете? Но где институты связи, которые были бы созданы в «Сколково», и которые должны выдать нам новые решения? Нет их.
А ведь на месте этого «Сколково» был научно-исследовательский институт ВАСХНИЛ, который создавал новые сорта сельскохозяйственных культур. Там были опытные поля, а теперь – элитный жилой район строится, резиденции некоторых людей…
Мы не против новых форм, но считаем, что деньги бюджетные в нынешних условиях должны быть посчитаны. Украденное должно быть возвращено, виновные должны сидеть в тюрьме, понимаете? А у нас – триллион украл и убежал, и никто ему не препятствует, как тем же 11 вице-премьерам, и первым вице-премьерам, и одному председателю правительства.
Сейчас время собирать камни, а не передавать управление и прятать концы. В руководстве Москвы не такие и глупые люди. Выделены федеральные деньги для создания институтов развития, а вы с помощью законодательных манипуляций хотите передать в частные руки то, что создавалось за государственный счет.
Вы, Ирина Андреевна, как первый замминистра финансов, с моей точки зрения, должны заботиться о том, чтобы учитывать выданные копеечки, а тут не копеечки, а 167 миллиардов, должны за десять лет дать прирост не менее, чем в 1 триллион 670 миллиардов… А у нас получается, денежки освоили, и – точка.
КПРФ не поддерживает этот законопроект, он непрозрачный и необоснованный. Мы требуем, чтобы вы нам представили данные об эффективности использования бюджетных денег».
Окладникова согласилась, что результаты деятельности ИЦ «Сколково» должны быть показаны, и пообещала исправиться. Но не отозвала законопроект. За принятие его в первом чтении проголосовали 328 думцев – главным образом единороссы, «Новые люди» и ЛДПР.
Трое коммунистов – В. Мархаев, О. Алимова и А. Корниенко – высказались против, остальные депутаты фракции КПРФ не голосовали. Всего не участвовали в голосовании 93 депутата.
Судя по опыту, думское большинство своим «за» вновь открыло дорогу очередному выгодному дельцам и коррупционерам законопроекту.
Галина ПЛАТОВА