Уже истрачено 22 млрд. долларов
ИТЭР – это международный проект по строительству Экспериментального термоядерного реактора. История ИТЭР началась в 1985 году, во время встречи М.С. Горбачева с Р. Рейганом. Академик Евгений Велихов предложил ученым России, США и Японии вместе создать термоядерный реактор. Идея правительствам государств показалась интересной. Первоначальный проект ИТЭР оценивался в 10 миллиардов долларов, и планировалось, что тепловая мощность реактора составит 1 гигаватт. Но в процессе обсуждения США решили, что это слишком дорого, и вышли из проекта. Тогда проект сократили вдвое, т.е. до 5 миллиардов долларов и мощности 500 мегаватт. В состав участников проекта вошли страны Евросоюза, Россия, США, Япония, Южная Корея, Китай и Индия. Всего 35 стран. Инженерный проект ИТЭР готовился более 20 лет. Потом еще несколько лет решали, в какой стране будут строить. Было принято решение стройку производить во Франции (г. Кадараш, в Провансе, близ Марселя). Стройка началась в 2007 году. К настоящему времени на строительство ИТЭР потратили 22 миллиарда долларов.
По проекту страны-участницы вносят не только денежные средства, но и участвуют в изготовлении деталей и узлов установки. Сама камера ИТЭР должна состоять из нескольких частей. Каждую из частей изготавливает своя страна: часть частей изготавливают страны Евросоюза, часть – Южная Корея. В ходе строительства выяснилось, что уже изготовленные части не состыкуются на несколько сантиметров. Речь идет о секциях вакуумной камеры активной зоны, по которой должна перемещаться разогретая до температуры в 150 миллионов градусов по Цельсию плазма. Кто виноват – «тайна, покрытая мраком». Для справки: диаметр строящегося Токамака – 20 м, высота – почти 12 м, масса – 23 000 тонн.
Кроме того, серьезные проблемы выявили в системе охлаждения реактора. Так, во время сборки активной зоны специалисты обнаружили трещины в системе охлаждения. От работы данной системы напрямую зависит надежность и работоспособность всего реактора. Как сообщают специалисты, устранить неисправность на месте невозможно. Теперь необходимо извлечь все элементы обратно, еще раз оценить повреждения и устранить их, или же вообще изготавливать новые. А это 22 километра труб, уже приваренных к стенке реактора. То есть необходимо отрывать, извлекать эти трубы и заменять их на новые.
В итоге Совет ИТЭР пришел к выводу, что на устранение выявленных дефектов требуется еще 5,4 миллиарда долларов и время – 15 лет. Причем речь идет только о строительстве ИТЭР. После строительства планируется потратить еще 20 лет на выяснение работоспособности реактора. При этом ни о какой выработке электроэнергии никто не говорит. В проекте ИТЭР нет генератора электроэнергии. Сам реактор – экспериментальный. Задача реактора – доказать, что Токамак – это правильно. Что он может удерживать раскаленную плазму, имеющую плотность, достаточную для производства 500 мегаватт тепла в течении 400 секунд. Все полученное тепло планируется через градирни сбрасывать в окружающую среду. Сколько потребуется денег для того, чтобы работать еще 20 лет после окончания строительства, – не сообщается.
Можно обратить внимание: за время строительства ИТЭР сроки реализации неоднократно отодвигались, а цена вопроса год от года возрастала. Сейчас она в четыре с половиной раз перекрывает сумму, заявленную на старте.
Вначале строительство намеревались завершить в 2016 году. В июне 2009 года был согласован перенос даты пуска на 2018 год, в феврале 2010-го срок сдвинули на 2019-й.
В ноябре 2015-го, когда во главе ИТЭР двух подряд представителей Японии (Канамэ Икэда и Осаму Мотодзима) сменил француз Бернар Биго, срок завершения всех строительных работ, поставок и монтажа оборудования продлили еще на шесть лет – до 2025 года.
Сегодня «стройку века» возглавляет итальянец Пьетро Барабаски, срок сдачи объекта сдвинут на 2039 год. При этом команда нового руководителя предложила делать упор не на демонстрационном характере самой возможности термоядерной реакции, создаваемой в Токамаке, а сместить акцент «на разработку некоей технологической платформы, которая будет востребована уже на следующем этапе, при переходе к энергетическому реактору». Вам чего-нибудь понятно? Мне – нет. Могу только отметить общую тенденцию этой замечательной стройки: Совет ИТЭР на своих заседаниях рассматривает 2 главных вопроса: увеличение срока строительства и увеличение стоимости проекта.
В физический фольклор уже давно вошел анекдот. Когда будет построен термоядерный реактор? Ответ: через 20 лет. Причем независимо от даты вопроса. Всегда через 20 лет. Сейчас, похоже, этот срок стал 50 лет. Никто из живущих на Земле людей не доживет…
Лев Альбертович ЖИЛЯКОВ,
кандидат технических наук,
Научно-исследовательский институт Ядерной физики
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова