Ноябрь 1918. Более чем вековая дата. Но хочется заглянуть, увидеть и услышать первые шаги народной власти. Не остывающее дыхание войны с бедами и разрухой, угрозой голода и интервенции… Но в Кремле Ленин! Деятельный и победный. Празднично возбужденный и твердо уверенный. Непрерывные рукопожатия, поздравляет с праздником и принимает поздравления. Ему, главному на этих революционных именинах с годовалым Октябрем, многое сегодня хочется сказать людям. Кому? Что именно сказать? (Это и нам очень интересно…) У Ильича целая программа всегда в голове. Уже состоялась встреча с рабочими на профсоюзном съезде, есть возможность поговорить о крестьянских делах на совещании представителей комбедов, непременное выступление перед депутатами на шестом съезде, общение с красноармейцами, чекистами, со многими, кто встретится в колонне, марширующей через Красную площадь.
На общем торжественном собрании он начал выступление со слов:
– Мы собираемся сегодня на десятки и сотни митингов, чтобы праздновать годовщину Октябрьского переворота. Для тех, кто давно участвовал в рабочем движении, кто раньше был связан с рабочими низами, кто близко соприкасался с фабрикой и заводом, – для тех ясно, что истекший год был годом подлинной пролетарской диктатуры. Это понятие составляло раньше неведомую книжную латынь, какое-то сочетание трудно понятных слов. Интеллигенты искали объяснения этому понятию в ученых книжках, которые, однако, давали им весьма туманное представление о том, что же такое пролетарская диктатура. И наша главная заслуга за истекший год заключается в том, что мы перевели эти слова с непонятной латыни на понятный русский язык. Рабочий класс за истекший год занимался не умствованиями, а на деле творил пролетарскую диктатуру и осуществлял ее, вопреки взбудораженным умам интеллигентов.
Пролетариев он воодушевлял:
– Рабочий класс показал, что он умеет без интеллигенции и без капиталистов организовать промышленность. Много сделано, но много еще осталось сделать впереди. Идите смелей, товарищи, вперед по тому пути, по которому вы шли до сих пор, привлекайте к работе все новые и новые массы! Дайте возможность всем тем, пусть неграмотным, неопытным, незнающим рабочим, но связанным с массой, искренне желающим, чтобы укрепился новый строй, дайте им всем, и партийным и непартийным, возможность работать и учиться в новом пролетарском государстве, управлять и создавать богатства.
С представителями советской власти, собравшимися на чрезвычайный съезд, разговор был обстоятельный и суммирующий:
– Мы всегда отдавали себе отчет в том, что если нам пришлось начать революцию, нарастающую из всемирной борьбы, то вовсе не в силу каких-либо заслуг русского пролетариата, или в силу того, что он был впереди других, напротив, только особенная слабость, отсталость капитализма и особенно стеснительные военно-стратегические обстоятельства создали то, что нам пришлось ходом событий занять место впереди других отрядов, не дожидаясь, пока эти отряды подойдут, поднимутся. Мы теперь даем себе отчет, чтобы узнать, насколько мы подготовились, чтобы подойти к тем битвам, которые теперь предстоят в нашей грядущей революции.
И вот, товарищи, задавая себе вопрос, что мы сделали в крупном масштабе за этот год, мы должны сказать, что сделано следующее: от рабочего контроля, этих начальных шагов рабочего класса, от хозяйничанья всеми средствами страны мы подошли вплотную к созданию рабочего управления промышленностью; от общекрестьянской борьбы за землю, от борьбы крестьян с помещиками, от борьбы, которая носила общенациональный, буржуазно-демократический характер, мы пришли к тому, что в деревне выделились пролетарские и полупролетарские элементы, выделились те, которые особенно трудятся, те, которых эксплуатируют, поднялись на строительство новой жизни; наиболее угнетенная часть деревни вступила в борьбу до конца с буржуазией, в том числе со своей деревенской кулацкой буржуазией.
Дальше, от первых шагов советской организации мы пришли к тому, как справедливо заметил открывавший съезд товарищ Свердлов, что нет в России такого захолустья, где бы советская организация не упрочилась, не составляла бы цельной части Советской конституции, выработанной на основе долгого опыта борьбы всех трудящихся и угнетенных.
…Мы знаем, что в стране, наиболее отсталой и разоренной, где рабочему классу ставили столько препон и рогаток, чтобы научиться управлять промышленностью, – ему нужен долгий срок. Мы считаем самым важным и ценным то, что за это управление взялись сами рабочие, что от рабочего контроля, который должен был оставаться хаотическим, раздробленным, кустарным, неполным во всех главнейших отраслях промышленности, мы подошли к рабочему управлению промышленностью в общенациональном масштабе.
Большевистскую тактику в «социализации» деревни Владимир Ильич акцентировал особо:
– …Тот, кто наблюдал деревенскую жизнь, кто соприкоснулся с крестьянскими массами в деревне говорит: Октябрьская революция городов для деревни стала настоящей Октябрьской революцией только летом и осенью 1918 г. И здесь, товарищи, когда петроградский пролетариат и солдаты петроградского гарнизона брали власть, они прекрасно знали, что для строительства в деревне встретятся большие затруднения, что здесь надо идти более постепенно, что здесь пытаться вводить декретами, узаконениями общественную обработку земли было бы величайшей нелепостью, что на это могло пойти ничтожное число сознательных, а громадное большинство крестьян этой задачи не ставило. И поэтому мы ограничивались тем, что абсолютно необходимо в интересах развития революции: ни в коем случае не обгонять развития масс, а дожидаться, пока из собственного опыта этих масс, из их собственной борьбы вырастет движение вперед…
Утром 7 ноября Ленин и Свердлов встретились с депутатами у колонн Большого театра, чтобы возглавить шествие. Но прежде предстояло открытие временного памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу. На площади, выступая у подножия памятника, Ленин произносит слова, ставшие классической оценкой:
– Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они научным анализом доказали неизбежность краха капитализма и перехода его к коммунизму, в котором не будет больше эксплуатации человека человеком.
Великая всемирно-историческая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они указали пролетариям всех стран их роль, их задачу, их призвание: подняться первыми на революционную борьбу против капитала, объединить вокруг себя в этой борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых.
Мы переживаем счастливое время, когда это предвидение великих социалистов стало сбываться…
Был еще один важный акт – открытие мемориальной доски борцам Октябрьской революции. И там произнесено волнующее ленинское слово:
– Товарищи, почтим же память октябрьских борцов тем, что перед их памятником дадим себе клятву идти по их следам, подражать их бесстрашию, их героизму. Пусть их лозунг станет лозунгом нашим, лозунгом восставших рабочих всех стран. Этот лозунг — «победа или смерть».
И с этим лозунгом борцы международной социалистической революции пролетариата будут непобедимы.
Невозможно тут перечислить другие акты и несчетные встречи Ильича в дни славной первой годовщины Октября. Но об одной встрече нельзя не сказать. О ней в новогодье, через несколько недель, рассказал сам Владимир Ильич, написав развернутую статью:
– Товарищ Сосновский, редактор «Бедноты», принес мне замечательную книгу. С ней надо познакомить как можно большее число рабочих и крестьян. Из нее надо извлечь серьезнейшие уроки по самым важным вопросам социалистического строительства, превосходно поясненные живыми примерами. Это — книга товарища Александра Тодорского: «Год — с винтовкой и плугом», изданная в городке Весьегонске тамошним уездным исполкомом по поводу годовщины Октябрьской революции.
Автор описывает годовой опыт деятельности руководителей работы по строительству Советской власти в Весьегонском уезде, — сначала гражданскую войну, восстание местных кулаков и его подавление, затем «мирное строительство жизни». Описание хода революции в захолустном уезде вышло у автора такое простое и вместе с тем такое живое, что пересказывать его значило бы только ослаблять впечатление. Надо пошире распространить эту книгу и выразить пожелание, чтобы как можно большее число работников, действовавших в массе и с массой, в настоящей гуще живой жизни, занялись описанием своего опыта…
Безусловно, прав поэт, отметивший: «Первейшее в Ленине – дело!» Даже праздничный подарок он обратил в государственное поручение. К сожалению, чиновные говоруны не расположены к исполнительности. Статья В.И. Ленина «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов» увидела свет только семь лет спустя.
Праздничное настроение Владимира Ильича продлило известие, полученное им через три дня. Телеграммой он сообщил на всю страну:
– Всем совдепам, всем, всем. Сегодня ночью получено известие из Германии о победе революции в Германии…
Из выступлений В.И. ЛЕНИНА, ПСС, т. 37
На фото: Москва, 7 ноября 1918 г. В.И. Ленин произносит речь на открытии памятника К. Марксу и Ф. Энгельсу на площади Революции.
Фото из открытых источников. Впервые опубликовано в журнале «Красная звезда». 1918. № 3.