Бюджет принят (второе чтение)
Нелестную характеристику дает думская оппозиция принятому единороссами, элдэпээровцами и «Новыми людьми» (за – 330, против – 1, воздержались – 80) во втором чтении проекту бюджета на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Против голосовала независимый депутат Оксана Дмитриева, не согласившись «с неверным распределением средств на науку и инновационную экономику, что не обеспечит стране технологического суверенитета», а также с тем, что «банкет», так образно она назвала повышенную Центробанком ключевую ставку в 21%, будет оплачен за счет бюджета, т.е. за счет налогов граждан».
Коммунисты, не голосовавшие за бюджет во втором чтении, подчеркивают, что ни финансовая, ни бюджетная политика не меняются с гайдаровских времен, несмотря на громкую патриотическую риторику с высоких трибун. Ежегодно по-крупному обогащаются олигархи, банки, спекулируя на кредитах и прочих финансовых оборотах, наваривают себе космические прибыли, а стране достаются остатки с барских столов.
В 2025 году доходы бюджета составят 40,3 трлн рублей, расходы – 41,5 трлн рублей, так что бюджет в РФ будет дефицитным.
Коммунисты убеждены, что доходы были бы значительно выше, если бы олигархи не хапнули в свое единоличное пользование 26 млрд долларов, да банки не прибрали бы к рукам 3,8 трлн рублей. «Чистая прибыль банков в 2024 году обновит рекорд и достигнет 3,8 трлн рублей и 2% ВВП», – написала «Советская Россия» в номере за 1 ноября 2024 года. И эти средства остаются неприкосновенными, сколько бы на них ни указывали коммунисты, считая несправедливым кастово-буржуазный подход к тем, кто безудержно обогащается, не думая о проблемах своей страны.
К проекту бюджета ко второму чтению депутаты внесли 1065 поправок, одобрено думским большинством 888. Из зарезервированных средств перераспределено 8,13 трлн рублей.
На отдельное голосование было вынесено 62 поправки по инициативе коммунистов, справроссов, О. Дмитриевой. Как обычно, ни одной поправки для дополнительного рассмотрения не нашлось у единороссов. Просто у них нет мнений, отличающихся от правительственного. Некоторые из «ЕдРа» откровенно скучали, и вздрагивали, когда зычным голосом Раиса Кармазина выкрикивала «не голосовать!». Володин одобрял «работу» Раисы Васильевны, а то некоторые коллеги увлеклись телефонами…
Не до телефонов и прочих отвлечений было коммунистам, им хотелось провести поправки по увеличению социальных расходов.
Евгений Бессонов (КПРФ) настаивал на увеличении субсидий на строительство в регионах школ и объектов здравоохранения. Так, «в городе Ростове-на-Дону в новом микрорайоне Суворовский в единственную школу на 1300 мест втиснули 4 тысячи школьников, а первых классов образовалось столько, что едва хватило русского алфавита для их обозначения, последнему 1-му классу досталась буква «Э». «Нам Андрей Михайлович говорит, что Резервный фонд правительства не резиновый, а обыкновенную школу превратили в резиновую, но у регионов не хватает средств на школы, они закредитованы…»
Бессонов указал, что есть в стране источники, откуда можно взять средства для строительства и школ, и больниц. Это банковская кубышка в 3,8 трлн рублей, почему бы ее не потрясти? Можно также уменьшить сумму в 4 трлн рублей, выделенную в бюджете 2025 года на обратный акциз для нефтяных компаний. Появятся средства для школ и больниц, если ввести налог на сверхприбыль в той же банковской системе.
Поправка не прошла, за – 105, при необходимой поддержке, как минимум, 243 голосов.
Алексей Куринный (КПРФ), член комитета по здравоохранению, обеспокоен отсутствием средств для строительства двух региональных онкодиспансеров. Постройка одного из них обойдется в 7 млрд рублей, другого – в 8 млрд рублей. Проектно-сметная документация подготовлена, земельный участок имеется. Лечебницы экстренно нужны, говорил Куринный, – профилактика и лечение сосудистых и онкологических заболеваний необходима. Нельзя затягивать с этим…
«ЕдРо» не голосует, ЗА высказались КПРФ и «СправРоссы».
Представляя очередную поправку о выделении средств на постройку учебного корпуса для медицинского факультета Ульяновского университета, Куринный рассказал совершенно скандальную историю: «Накануне этого учебного года РПЦ (Русская православная церковь) потребовала освободить учебный корпус под нужды церкви, поскольку ей принадлежала эта постройка до революции. 2 тысячи студентов 1–3-го курсов оставались на улице. А учебный корпус – это не только аудитории, но и лаборатории биохимические, физиологические, это анатомические, виварии – всё, что требуется для подготовки врачей. Всего на сегодня на медицинском факультете Ульяновского государственного университета обучается 4 тысячи студентов, из них половина иностранных, и выгонять их на улицу было бы совершенно неправильно. После согласований временно, на 3 года, решено оставить корпус за медфаком. Но все понимают, что необходимо срочно строить новый корпус, и начинать работы необходимо уже сейчас…»
Церковь, конечно, пошла не божеским путем, но она сегодня у властей в фаворе, у нее преимущественные позиции перед медиками. Куринный отметил, что необходимо на ближайшие два года выделить 12 млрд рублей. Правительство обязано реагировать на сложившуюся ситуацию. Но этого не произошло, поправка Куринного не прошла.
К большому сожалению, профильное министерство не озаботилось пока соответствующей подготовкой, хотя проектно-сметная документация подготовлена, земельный участок есть, все условия созданы для того, чтобы строить этот объект. Но нет средств. А медики так нужны государству!
А. Куринный также настаивал на увеличении на 10 млрд 350 млн рублей расходов на лекарственное обеспечение больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. «У нас, к большому сожалению, лекарства получают только те люди, которые уже перенесли какую-то сосудистую катастрофу, но нет профилактики гипертонической, ишемической болезней и их осложнений. Вот те средства, которые я предлагаю заложить дополнительно, они как раз позволят это сделать. Тогда нам удастся спасать 17 тысяч жизней в год…» Куринный напомнил о катастрофическом вымирании россиян в последние годы.
Вместо внимательного подхода к поправке Макаров перешел к оскорблению: «На погосте танцуете?!» – выкрикнул он, глядя на Куринного.
«Нет, это Вы танцуете на погосте, Андрей Михайлович, – парировал коммунист, – исходя из отклоненных поправок, и 30 тысяч жизней, которые могли бы быть спасены благодаря лекарственному обеспечению. Это на вашей совести… Это прямые и явные расчеты».
Олег Михайлов (КПРФ), изложив катастрофическое положение, в котором оказалась заполярная Воркута, доказывал, что необходимо срочно изыскать средства на спасение угольной столицы шахтеров-северян. Нельзя допустить, чтобы этот крупный мегаполис «на краешке земли» погиб только из-за того, некоторые капиталистические расчеты отнесли его к нерентабельным. Было время, что и БАМ высмеивали, называли нерентабельным, но пришел час – и магистраль пригодилась. Так и Воркута…
«В городе сейчас крайне слабая транспортная доступность, проблемы с обращением с твердыми коммунальными отходами, исключительно изношенная коммунальная инфраструктура. В декабре 2022 года была ситуация, когда произошло аварийное разрушение канализационных очистных сооружений. Стопроцентная изношенность Усинского водовода, единственного источника воды в городе. Если он выйдет из строя зимой, то люди останутся без воды… Самыми незащищенными в случае чрезвычайной ситуации окажутся инвалиды и пенсионеры. Предлагается дать им возможность выехать с Севера, обеспечить финансирование программы переселения. Для этого необходимо от 18 до 21 млрд рублей в год в течение трех лет».
…Воркута уже попала в список умирающих городов. В России не только села умирают, но и города, построенные силой и мужеством советских людей, города, которыми гордились, и которые процветали. А теперь гибнут.
Зачем же тогда говорить об освоении Арктики? Если идти за богатствами Арктики, то каждый населенный пункт, не говоря о городах, нужен и важен на этом пути. Почему же власть допускает гибель Воркуты?
Ни слова не проронили министры, чинно сидевшие в думской ложе на бюджетных дебатах. Для чего им государство платит миллионы, если у них нет ответов на вопросы государственной важности?
Макаров и всё думское большинство отвергли поправку Михайлова, следовательно, дали добро на дальнейшее разрушение Воркуты.
Не пошли ни министры, ни главный бюджетник от «ЕдРа» Макаров, ни всё думское единороссовское большинство на увеличение финансирования пожаротушения – пусть горят миллионы гектаров российских лесов, не нужно нам увеличение социальной поддержки инвалидов…
С пенсионерами вообще странная история происходит. Ее раскрыли коммунисты. Согласно формулировкам Социально-пенсионного фонда, правительство в следующем году вправе (не обязано!) индексировать пенсии в соответствии с уровнем реальной инфляции.
Так, индексация пенсий в 2025 году заложена в размере 7,3%, тогда как инфляция до конца года, по самым скромным подсчетам, составит 8,5–9%. Формально индексировать пенсии, для того, чтобы они не теряли своей покупательской способности, надо. Но теперь функция по индексации пенсий отбирается у Госдумы и передается правительству, которое и будет регулировать индексацию с пометкой «вправе», а не «обязано».
Что уже делает правительство РФ? Оно фактически закрывает ряд федеральных полномочий за счет средств страховщиков – то есть тех средств, которые начисляются сегодня с зарплат наших граждан и поступают в социальный фонд. О трансфертах для сбалансированности пенсионного фонда уже начинают «забывать». В проекте бюджета на 2025–27 годы необходимые трансферты из бюджета отсутствуют…
«То есть нам предлагают не повышать пенсии нынешним пенсионерам, а компенсировать за их счет затраты, которые должен нести федеральный бюджет. На наш взгляд, это неправильно, и по этой причине мы проголосовали «против» законопроекта о бюджете Фонда социального и пенсионного страхования», – делает вывод А. Куринный.
КПРФ проголосовала во втором чтении против законопроекта о бюджете Фонда социального и пенсионного страхования, не голосовала по законопроекту о бюджете Фонда обязательного медицинского страхования.
А если говорить о большом бюджете в целом, который после второго чтения фактически сформирован, то в нем масса нестыковок. Он выстраивался, исходя из инфляции 4,5%, но запланировано, что тарифы в 2025 году будут повышаться на 11,9%. Министерство строительства увеличило стоимость квадратного метра жилья на 15–20%. Значит, меньше будет отселено людей из ветхого аварийного жилья, меньше получат жилья дети-сироты, потому что стоимость квадратного метра стала непомерной.
Да, на всё цены взлетели – на хлеб, масло, молоко, фрукты, овощи. Какие уж тут 4,5% инфляции? Ложные какие-то цифры. Так что бедняки будут еще беднее. «Вот такой в РФ рыночно-вредительский курс», – заявляют коммунисты.
Галина ПЛАТОВА