Жизненный подвиг отца и роман «Что делать?» стали духовным руководством для Си Цзиньпина
В октябре мы познакомили читателей с отцом Председателя КНР Си Цзиньпина – Си Чжунсюнем, который работал с Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином. Теперь мы узнаем, что русская литература, и в частности роман Николая Чернышевского «Что делать?», стали для Си Цзиньпина важным духовным руководством, как пишет американское издание The New York Times. По мнению издания, это говорит о намерении Си Цзиньпина объединить мир для усиления борьбы с американской гегемонией.
В конце октября, покуда большая часть государств земного шара обращала повышенное внимание на предвыборную ситуацию в США, председатель КНР Си Цзиньпин призвал оказать сопротивление нынешнему мировому порядку, возглавляемому Соединенными Штатами.
Обращаясь к лидерам Бразилии, России, Индии, Южной Африки, Ирана, Египта и ряда других государств на саммите БРИКС в Казани, Си Цзиньпин заявил о том, что мир вступил в новую знаменательную эпоху «турбулентности и трансформации».
«Должны ли мы позволить миру оставаться турбулентным или же необходимо обратно его направить в правильное русло мирного развития?» – задался вопросом Си. При этом он сослался на один русский роман 1863 года, прославлявший революционную борьбу и вдохновлявший Владимира Ленина, – именно это произведение китайский лидер взял в качестве духовного руководства, которое должно помочь в решении поставленной задачи.
Си часто обращался к исторической и литературной традиции России, чтобы выразить свое намерение о подрыве – и в конечном итоге вытеснении – западных идей вместе с западными институтами. Однако, призывая к революционному самопожертвованию в рамках БРИКС, Си дает понять о своем намерении сплотить развивающийся мир для более активной борьбы против США.
Российский роман, упомянутый китайским лидером в качестве источника вдохновения, дает нам всем представление о представлениях Си в тот самый период, когда он готовится проверить Дональда Трампа – насколько тот будет привержен тем институтам и альянсам, которые лежат в основе порядка, установленного Соединенными Штатами.
Роман «Что делать?» был написан Николаем Чернышевским в тюремной камере в 1862 и 1863 годах, после того как царские власти бросили его в тюрьму, вменив ему «злонамеренный замысел, преследующий целью свержение существующего порядка», а также из-за его предполагаемых связей с подрывными организациями. На Западе этот роман известен мало – возможно, по той причине, что непрерывно перескакивающий с предмета на предмет, путаный рассказ о любовном треугольнике в утопической швейной мастерской читается довольно тяжело…
Притягательность книги для Си заключается в ее главном герое – Рахметове. В возрасте 16 лет отпрыск княжеской семьи Рахметов восстает против своего властного отца, закаляет свое тело тяжелым физическим трудом и переезжает в Санкт-Петербург, где его вербуют в некую подпольную группу, и Рахметов возрождается, превратившись в «особенного человека» – настоящего революционера.
Рахметов отказывается от хорошей еды, вина и женщин, читает философскую, литературную и научную классику. Отныне он отказывается от матраса, и даже, чтобы себя испытать, проводит ночь на кровати, утыканной гвоздями, после чего его тело кровоточит. Он «совершенно черств для личных чувств, не имеет личного сердца» и сосредоточен исключительно на том, чтобы делать все возможное для достижения собственных целей.
Идеология романа Чернышевского воодушевила Ленина, который позаимствовал название «Что делать?» для своей знаменательной работы 1902 года, в которой он порывал с пацифистски настроенными социал-демократами и выступал за формирование авангарда напористых революционеров-профессионалов.
Роман Чернышевского также вдохновлял многих хунвейбинов Мао Цзэдуна и городскую молодежь, которые во времена «культурной революции» откликнулись на призыв Мао жить среди китайских крестьян в сельской местности. Среди этих так называемых сосланных юношей был и Си. По его словам, он впервые прочитал книгу в подростковом возрасте, когда жил в пещере в провинции Шэньси. Несмотря на то, что его потрясли аскетические методы Рахметова, он считал их идеальными для закалки воли. Си говорил, что он подражал Рахметову: снимал матрас, принимал холодный душ, а также занимался спортом на улице во время дождей и снегопадов.
На саммите БРИКС Си Цзиньпин призвал именно к подобной жертвенности и стойкости, заявив другим лидерам этой организации, что «непоколебимая решимость и пламенная борьба Рахметова воплощают именно тот тип духовной силы, который нам нужен сегодня. Чем сильнее в наше время бушуют шторма, тем тверже мы должны стоять на передовой, демонстрируя несгибаемую решимость и новаторскую смелость».
Си предпринимает всё больше и больше усилий, направленных на подрыв гегемонии США. Так, например, в 2022 году он объявил о партнерстве с Россией «без ограничений» и сблизился с президентом Владимиром Путиным по вопросу о конфликте на Украине. Он также выступает за так называемую «глобальную инициативу в области безопасности», которая служит словесным оформлением и философским фундаментом, лежащим в основе его планов. Эта инициатива проповедует такие идеалы, как «общая безопасность» и защита «законных интересов безопасности» каждой страны. Однако ее настоящая цель, похоже, заключается в том, чтобы обеспечить прикрытие для тех, кто бросит вызов стратегическим интересам США и тем самым будет защищать интересы и политическую систему Китая и его партнеров от всего того, что навязывают Соединенные Штаты.
Китайский лидер хочет, чтобы под этим знаменем собралось как можно больше стран. В Казани он вместе с Путиным неоднократно делал акцент на важности вопроса безопасности; тем временем БРИКС приветствовала новых членов, таких как Египет, Эфиопия, Иран и Объединенные Арабские Эмираты, а также кандидатов и наблюдателей в лице Кубы, Венесуэлы и Организации освобождения Палестины. У многих из них имеются собственные революционные или же ленинские традиции, поэтому их не нужно как-то особенно агитировать за то, чтобы объединиться против США. Как заявил президент Ирана Масуд Пезешкиан по пути на саммит, «БРИКС может помочь избавиться от американского тоталитаризма».
Си Цзиньпин признает важность геополитического влияния и выстраивает коалицию противостоящих США сил. Он укрепил партнерство Китая с Россией, усилил поддержку Ирана во время прокси-войн этой страны с Израилем и воздержался от критики Северной Кореи. Китай работал над восстановлением ранее испорченных связей с такими странами, как Индия, Вьетнам и Бразилия, а также укрепляет прочие отношения в развивающемся мире.
Си, похоже, считает, что сейчас преимущество на его стороне. В то же время Трамп вступает в должность в тот момент, когда возможности США истощены из-за конфликтов на Ближнем Востоке и на Украине. Трамп окружил себя пестрой группой людей, в которую входят не только изоляционисты, но и сторонники ястребиной политики по отношению к Китаю, при этом все они заставляют усомниться в том, что США готовы поддержать союзников и партнеров, таких как Украина и Тайвань.
Си предвосхитил свою жесткую позицию еще в прошлом месяце на Азиатско-Тихоокеанском саммите в Лиме (Перу), сделав комментарии, которые явно были нацелены на будущего президента США. Китайский лидер перечислил ряд «красных линий», которые «нельзя переступать», включая невмешательство в территориальные споры Пекина в Южно-Китайском море, а также настойчивое требование, адресованное Вашингтону, чтобы он поддержал намерение Китая объединиться с Тайванем, – данная формулировка выходит далеко за рамки того, чему Соединенные Штаты оставались привержены на протяжении десятилетий.
Путин остается важным партнером Си. Российские СМИ в нынешнем году сообщили, что Путин собирался в июне подарить китайскому лидеру на день рождения один из экземпляров книги Чернышевского; Путин организовал саммит БРИКС именно в Татарстане, где располагалось родовое поместье Рахметова. В октябре два этих государственных мужа встретились в Казанском кремле, находящимся в конце той улицы, которая прежде называлось улицей Чернышевского.
Именно Си примеряет на себя «мантию Рахметова» – этого «особенного человека», движущей силы истории – и верит, что его железная воля и дальновидное руководство избавят мир от той турбулентности, которую создали США.
Джон ГАРНО, Сэм ЧЭТУИН
(The New York Times, США)
На фото: Си Чжунсюнь. Фото Международного радио Китая, russian.cri.cn