Размышления публициста
По некоторым признакам, можно судить об активизации российского глубинного государства. Ранее оно, руководствуясь собственными «понятиями» и устремлениями, выступало, как правило, открыто, напролом, не считаясь с мнением граждан. Похоже, теперь времена для «глубинщиков» изменились. Действовать приходится тоньше, в том числе используя законы, которые в свое время были приняты под диктовку либеральной «элиты». Она, надо думать, в меру своих западнических пристрастий, неплохо усвоила английскую поговорку: «Закон – это паутина. Шмель прорвется, а муха запутается». Впрочем, у русского народа имеется собственная поговорка: «Закон, что дышло, куда повернул – туда и вышло». А в среде юристов бытует фраза: «Два юриста – три правды».
Законов, как на федеральном, так и на региональном уровне, у нас теперь, при демократии-то, принято уйма. Десятки, может быть, даже сотни тысяч. Ежедневно идет в кабинетах кропотливая работа над ними. То «заботники» о народе тщательно определяли, какого размера должна быть шляпка у подберезовика, дозволенного к собирательству народом. То, наморщив мудрые лбы, рассчитывали, на каком расстоянии от речки или озера рыбак из народа обязан останавливать свое транспортное средство. На днях кто-то из думских изобретателей предложил обсудить, можно ли курить народу на ходу. Кажется, так будет до скончания века.
А порядка-то, единого для всех, в стране нет. Точнее, чем больше всяческих законов, циркуляров, тем его меньше, что и требуется глобалистам и их пятой колонне в России. В хаосе они – словно рыба в воде. Доминируют клановая солидарность. А тех, кто выбивается из курса, критикует либеральные порядки, можно, в случае необходимости, прямо или косвенно, прижать нужной статейкой в законе.
Не единожды испытал это на себе глава Калязинского района (округа) Константин Геннадьевич Ильин, о чем рассказано в многочисленных публикациях в СМИ, на портале «Русская Линия», в очерке «Столкновение» в моей публицистической книге «Национальное или глобальное?». Каких только приемов не использовали против Ильина его, мягко говоря, «оппоненты». Клеветнические листовки, лживые публикации в СМИ, подбрасывание муляжей взрывных устройств, посылка из столицы людей в масках и с дубинками, возбуждение с треском провалившихся уголовных дел. Предположительно, за этим стоял человек, имеющий калязинские корни, бывший руководитель одной из региональных силовых структур, заимевший крупный торговый бизнес и виллу в Лондоне. Удалось установить: сайт, через который осуществлялся вброс информации, порочащей К.Г. Ильина, был зарегистрирован в Лос-Анджелесе. Эва куда протянулся след-то!
Чем же «провинился» перед «игроками глобального тренда» Константин Геннадьевич? Думаю, прежде всего, своим искренним патриотизмом, компетентностью. Ставка-то, признаемся, многие годы делалась на иные качества: бездумную покорность, космополитизм. Для чего? Чтобы сдержать развитие России, точнее – направить его по сырьевому, нужному Западу, пути.
В отличие от многих теперешних выдвиженцев во власть, К.Г. Ильин – из крестьян. За плечами, после сельхозинститута и службы в Советской армии, многолетнее руководство крупным сельхозпредприятием (значит, и опыт работы с людьми), депутатство в Законодательном собрании Тверской области, кандидатская диссертация (Константин Геннадьевич – кандидат исторических наук) по опыту самоуправления в СССР в начале 50-х годов.
Вот уже двадцать лет К.Г. Ильин руководит Калязинским районом. Руководит инициативно, деятельно. Благодаря ему и его команде Калязин превратился в один из духовных центров не только области, но и России. Проводятся важные мероприятия федерального уровня – конференции «Русского Собрания» (Константин Геннадьевич – руководитель регионального отделения этой общественной организации), Крестные ходы, православные фестивали, круглые столы.
Живет глава округа одной жизнью с народом, в деревне Семендяево – недалеко от Калязина, в своем председательском еще доме. Времени свободного у него негусто. Но все равно вместе с супругой Маргаритой Германовной они обихаживают огород, держат живность. Частенько сам доит коз. А еще регулярно ходит в храм, где служит алтарником. Он, наверное, единственный среди глав российских муниципалитетов, кто, помимо светского образования, имеет еще и церковное. Окончил Ярославскую духовную семинарию. Это помогает Константину Геннадьевичу видеть коварство сатанинских замыслов внешних врагов России и пятой колонны, что нашло отражение в его книге «Выстоять и победить».
Далеко не каждый наш чиновник знает (его этому распознаванию не обучают), что такое «ментальная война», «организационная война» и прочие современные войны, ведущиеся против России. Ильину это ведомо. Он рассказывает об этом в своих выступлениях, интервью, статьях, что, надо думать, вызывает раздражение у определенной части «элиты».
«Ну и выдал правду-матку…»
С чего началась новая атака на православного, уважаемого в среде патриотической общественности России главу, твердого сторонника президента Путина, защитника традиционных ценностей? Пожалуй, отправной точкой явилось выступление К.Г. Ильина 18 октября 2023 года в Государственной думе на тему «Вопросы развития сельских территорий».
– Я долго думал, как лучше построить выступление. Мелькнула мысль особо не выпячивать острые углы. А потом решил: скажу, как все вижу и понимаю, – рассказывал он мне. – Ну и выдал правду-матку. Что Центр неправильно строит политику по отношению к малым городам и русской деревне. О критической изношенности социальной и коммунальной инфраструктуры. О произволе со стороны энергетиков. Предложил эту сферу национализировать и преодолеть ее раздробленность… После этого ко мне подошел один важный человек, неопределенно промолвив: «Ну ты, братец, и врезал». Спрашиваю: «Не то сказал, что ли?» – «Да нет – то. Но все-таки…» – пожимает плечами…
Вскоре, 7 ноября того же года, К.Г. Ильин, будучи членом Правления Ассоциации малых и средних городов России, выступил с докладом на заседании Совета по местному самоуправлению в Совете Федерации. Тема – «Актуальные вопросы совершенствования контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и муниципальных учреждений».
Опять говорил о насущном. Подчеркнул, что «продвигается позиция по упразднению местного самоуправления как один из пунктов губительной глобальной повестки». Отметил, что «контрольно-надзорные органы и суды, обязывая органы местного самоуправления осуществлять те или иные конкретные мероприятия, вторгаются в компетенцию органов местного самоуправления. Нарушают их самостоятельность. Более того, подменяют их в определении направлений и очередности решения вопросов местного значения, объемов расходования бюджетных средств. Это является нарушением и Конституции Российской Федерации, и федерального законодательства». Предложил изменить подходы к работе контрольно-надзорных органов, перенацелить их деятельность с, преимущественно, поиска нарушений на более конструктивные отношения с органами местного самоуправления (предупреждение, предотвращение нарушений, методическая поддержка).
– Интуитивно почувствовал: моя правда воспринята кое-кем или холодно, или равнодушно. И что-то в отношении ко мне после этого изменилось, – рассказывал Ильин. – Докатилась молва: один из высоких тверских чиновников, кстати, прошедший стажировку в зарубежном фонде, в Лондоне, якобы бросил фразу: «Ильин слишком много себе позволяет». А чего я позволяю? Говорить правду о бедах русской провинции? О том, что местное самоуправление у нас низводится, а на смену ему приходит управление клановое? Так именно она, правда, помноженная на компетентность, нужна сегодня для оздоровления внутренней жизни России. За нее сражаются наши ребята на передовой, а мы должны сражаться в тылу. За правду, а значит – за будущее Отечества…
А в канун учебного 2024 года проявила себя группка «общественных активистов», добивающихся прекращения занятий учащихся в Нерльской средней школе. Будто бы из-за ее аварийного состояния. То, что «активистам» предоставил слово общероссийский телеканал, не поинтересовавшись мнением главы округа, наводило на версию о заказном характере сюжета. Как бы то ни было, суд принял решение – школа не может приступать к занятиям, и обязал уволить за халатность заместителя главы, по словам Константина Геннадьевича, опытного, добросовестного специалиста. При этом никого не интересовало, есть ли у муниципалитета средства для капитального ремонта здания или строительства нового (это, как минимум, областной уровень финансирования), и где будут заниматься свыше сотни ребятишек.
Константин Геннадьевич добился судебной экспертизы состояния здания Нерльской школы. Оно не было признано аварийным. Буквально за день до начала учебного года суд разрешил проводить в этой школе занятия. Но судебная тяжба продолжается. Несложно представить, сколько нервов это стоило и родителям школьников, и Ильину, и тем работникам округа, что отвечают за образование. Когда Константин Геннадьевич, с которым мы знакомы два десятка лет, рассказал мне об этом, я предположил: «Ждите следующего хода против вас».
И такой ход последовал! Не напрямую против главы, а против его сына Дмитрия, предпринимателя, занимавшегося поставками продовольствия в школы. Заказ ли это сильных мира сего или нет, утверждать не берусь. Но на подобную мысль наводит хотя бы то, что объектом был избран именно сын Ильина. Приведу краткий комментарий (есть и более развернутый) Константина Геннадьевича к возникшей ситуации:
– На основании проверки, в связи с непроведением торгов по закупкам (якобы за нарушения образовательными учреждениями, допущенными при заключении договоров), были вынесены иски прокуратуры о признании всех сделок по поставке продуктов в 2023 году недействительными и ничтожными и об обязании полного возврата денежных средств за поставленную предпринимателем продукцию в бюджет муниципального образования. Если все двенадцать судов присудили бы вернуть полученные средства, то это было бы в совокупности более чем 20 миллионов рублей за уже поставленные и употребленные качественные продукты. Абсурд! Он ставит под сомнение репутацию добросовестного поставщика и практически губит предпринимательскую деятельность Дмитрия, разоряя его. При этом закон позволяет заключать такие договоры. Ранее прокуратура Калязинского района неоднократно проверяла работу по организации питания в школах и не усматривала в этой работе никаких нарушений. Аналогичным образом такая работа ведется в других муниципалитетах Тверской области.
В итоге уже более полугода проходят изматывающие судебные тяжбы по двенадцати идентичным арбитражным делам, разными судьями. За этот период проведено уже более пятидесяти судов. Решением Тверского арбитражного суда по первому иску по Нерльской школе предприниматель обязан вернуть полную сумму за уже израсходованные по назначению, качественно и в срок поставленные продукты (полная односторонняя реституция). Что, повторяю, с точки зрения здравого смысла, является абсурдом.
Даже если признать, что школа нарушила закон и заключенный договор является недействительным, почему тогда прокуратура требует взыскать полную сумму по нему с поставщика в пользу организации-нарушителя? Объясняют это тем, что продукты использованы и вернуть их нельзя. Но и предприниматель не получил от договоров всей этой суммы. 95 процентов пошло на закупку самих продуктов, их транспортировку, хранение, на налоги, банковские услуги и т.д. Из каких же средств он должен вернуть полную сумму? И потом, почему так настойчиво желает наказать предпринимателя прокуратура? Ведь услуги оказаны и оказаны качественно. На них нареканий не было! Никто не пострадал, никому ущерба не причинено. Складывается впечатление, что цель такого преследования заказная: разорить, уничтожить предпринимателя. Видимо, потому, что он является моим сыном. На мой взгляд, иски прокуратуры надуманные, доводы прокурора на судебных заседаниях сводятся к формулировкам: «нам кажется», «мы предполагаем», «по нашему мнению…»
Перевернуть пирамиду
Аргументированно защищая своего сына, в чем не видится ничего предосудительного, Константин Геннадьевич тем самым защищает и свое имя, и все то, что он делает во благо своего района и государства. Но не только. Он выносит на повестку дня то, что должно быть принято во внимание теми, кто запутывает народ хитросплетениями (паутиной) принимаемых законов и распоряжений, создавая условия для ситуаций, которые можно рассматривать как «правовой абсурд».
Однако дело не только в огрехах, нестыковках в законодательстве. Общество наше разделено не только социально, но и духовно. Разница в философии мегаполисного центра и русской провинции очевидна. Верхи ее, эту разницу, ощущают. Для этого проводятся закрытые мониторинги, и потому, наверное, приглашают в Москву выступить руководителей из глубинки, что ощущение этой разницы доставляет верхам дискомфорт. Вот, мол, мы стремимся услышать глас народный. Слушать-то слушают. Но слышат ли?
Пороки современной власти, ее внутреннее состояние передают в какой-то мере слова, обращенные в 1855 году К.С. Аксаковым к царю Александру II: «Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестною ложью. Правительство, а с ним и верхние классы, отдалилось от народа и стало ему чужим. И народ, и правительство стоят теперь на разных путях, на разных началах. Не только не спрашивается мнения народа, но всякий частный человек опасается говорить свое мнение. Народ не имеет доверенности к правительству; правительство не имеет доверенности к народу… Правительство и народ не понимают друг друга, и отношения их не дружественны. И на этом-то внутреннем разладе, как дурная трава, выросла непомерная, бессовестная лесть, уверяющая во всеобщем благоденствии, обращающая почтение к царю в идолопоклонство, воздающая ему, как идолу, божескую честь».
Да, народ наш устойчиво сохраняет доверие к первому в государстве лицу – президенту Владимиру Путину, особенно в столь сложный для России период. Это свидетельство о мудрости, ответственности нашего народа за судьбу государства. Однако в целом народ крайне настороженно, недоверчиво относится к «верхним классам».
Провинция, источник и оплот наших духовных традиций, желает жить в созидании, коллективизме, социальной справедливости. Ее, многострадальную, периодически успокаивают речами о защите традиционных ценностей. Тем временем информационно навязываются ценности так называемого «гражданского общества». Даже некий орган по его «развитию» создан и действует. Основными «ценностями»» этого, заимствованного у Запада, общества являются информационная манипуляция человеческим сознанием, чуждые традиционному русскому мироощущению потребительство, индивидуализм, отсутствие социальной справедливости. Люди, в большинстве своем, не читали научных трудов о принципиальной разнице между традиционным и гражданским обществами. Но душой они ощущают, сколь велика эта разница.
Власть периодически повторяет мантру о «развитии местного самоуправления». Но «развитие» привело к тому, что самоуправление истончилось и ныне существует лишь формально, не имея достаточных административных полномочия и финансовых ресурсов. На деле установлена жесткая властная вертикаль. Она привела к распространению кланово-криминальной феодальщины, имеющей высокопоставленных крышевателей.
Власть рассуждает о создании «комфортных условий» (потребительство в действии), насаждая, в частности, «комфортные зоны» с чуждыми русскому духу валентинками, англосаксонскими газончиками и карликовыми кипарисиками. Однако народ продолжает жить в состоянии внутреннего дискомфорта и вымирать. С точки зрения нормального, обычного человека, настоящий комфорт – это создание современного производства, что дает квалифицированную работу. Это соответствие власти народному нравственному цензу, что позволяет народу считать власть своей.
Та лукавая матрица российского жизнеустройства и кадровой политики, что была внедрена либералами, пока не претерпела существенных изменений. Да, роль Академии государственной службы в подготовке кадров важна. Но еще более важно готовить не просто управленцев-начальников в «школах губернаторов». «школах мэров», «школах лидеров», но – управленцев-созидателей с высокими духовными качествами. Их в состоянии воспитать только практика созидания в «школе народной жизни».
При советской власти существовал принцип: показал человек себя на производстве – его берут в низовое звено исполнительной власти, допустим, заведующим отделом райисполкома. Показал в этой должности – переводят в заместители председателя райисполкома. Следующие ступеньки – председатель райисполкома, первый секретарь райкома партии, за нею – завотделом обкома и т.д. Это было разумно, оправданно. Подчеркну, советские и партийные чиновники не отгораживались от народа турникетами, прекрасно знали положение дел на местах.
Современный же клановый подход привел к тому, что в структурах власти образовалось засилье невежд, карьеристов, разного рода проходимцев. Они, эти люди, используя свое влияние, стремятся подавить, дискредитировать то здоровое, что противоречит их корыстолюбию и интеллектуальному убожеству. В условиях фактического отсутствия местного самоуправления народ не в состоянии этому ничего противопоставить. Кроме как помечтать: «Был бы Сталин, все было бы по-другому». Он не о Сталине мечтает, а о грандиозном созидательном, одухотворяющем, отвечающем чаяниям народа проекте, который давал бы уверенность в будущем.
По-другому может быть и при Владимире Путине. Следует отказаться от «проектирования», перейдя к стратегическому, комплексному государственному планированию, и перевернуть кадровую пирамиду. Мне близка мысль Михаила Делягина, высказанная им на «Русской Народной Линии»: «…не только профессиональные политические наблюдатели, но и самые обычные люди всё более интенсивно ищут в управляющем классе фигуры, потенциально способные обеспечить возврат к нормальности и переход от системного разрушения России в стиле ухудшенных кровавых 90-х к ее созиданию».
Президентская программа «Время героев» с одобрением воспринята в народе. Люди, проявившие себя не на словах, а на деле, в защите Родины, крайне нужны во власти в целях ее оздоровления. Но чтобы массово сформировалась новая управленческая элита, этого недостаточно. Для возвращения к нормальности кадровое движение должно быть снизу вверх, а не сверху вниз. Ставка должна быть на руководителей, видящих вблизи «болячки» провинциальной жизни, понимающих, как с ними справиться.
Таких руководителей, как глава Калязинского округа К.Г. Ильин, у нас немного, но, слава Богу, они есть. Именно они, выходцы из народа, душой болеющие за дело, не боящиеся произнести слово сермяжной правды в защиту народа и государства, внести дельное предложение, способны обеспечить эффективное развитие России. Их, как «золотой фонд», должно, обязано защищать от кланового произвола государство! И именно они должны занимать кресла губернаторов, депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, федеральных министров.
Займут ли? Признаюсь, немалые сомнения на этот счет… Однако и надежда не пропала. Жизнь заставит, если мы искренне желаем, чтобы Родина наша выстояла и победила.
Валерий КИРИЛЛОВ
член Союза писателей России,
лауреат премии «Слово к народу»,
г. Тверь